Журнал Московской Патриархии 1962 (12)

 Слово в день памяти св. Андрея Первозванного

        

«Мужества тезоименитаго богоглагольника, и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва; приидите обретохом Желаемаго» (кондак).

Ныне Церковь празднует память св. апостола Андрея, а в этом году, кроме того, отмечается 1900 лет со дня мученической кончины этого апостола, одного из двенадцати, первого по призванию к служению апостольскому — «Первозванного».

Св. апостол Андрей — сеятель в Русской земле слова Божия, — слова, которое дало нам радость познания истины, обретения путей вечной жизни.

Ученик св. Иоанна Крестителя, он был дважды позван Господом на путь апостольского служения. Повествуя о его первом призвании, св. Иоанн Богослов говорит, что после крещения Господа на Иордан пришли Иоанн Предтеча и двое из учеников его. «И, увидев идущего Иисуса, Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий». Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви... где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот» (Иоан. 1, 36 — 39). Одним из этих учеников Иоанна Предтечи и был св. Андрей, первый из апостолов, который назвал Господа Мессией (Иоан. 1, 42).

В другой раз, повествует Евангелие, проходил Иисус близ моря Галилейского и увидел двух братьев-рыбарей, закидывающих сети, Петра и Андрея, и сказал им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Таково свидетельство слова Божия о призвании на апостольскую проповедь св. Андрея, первого просветителя нашей земли.

После вознесения Господня св. апостол Андрей пошел на проповедь слова Божия. Малая Азия и берега Черного моря огласились Андреевым богоглаголанием, Антиохия Сирская слышала слово его, Каппадокийская Тиана, между прочими делами его, видела воскрешение умершего. В Понтийской Амасии он изъяснял священные пророчества, свидетельствуя, что Иисус Христос — Сын Божий. Он благовествовал в Иверии (Грузия) и Осетии, проповедовал в Самхемии, достиг Босфора у Киммерийского пролива, где ныне полуостров Тамань, южных берегов Тавриды, городов Феодосии и Херсонеса. На праздник Пасхи он был в Иерусалиме, видел Пресвятую Деву и братии своих по служению. Затем св. Андрей проповедовал Евангелие в Ефесе и в Вифинской земле.

Из страны в страну, из города в город безбоязненно ходил святой проповедник. В Синопе он терпеливо перенес страдания и муки, а затем, истерзанный и окровавленный, был выброшен из города; но не напрасно пролил кровь свою апостол: многие, видевшие мужество исповедника, уверовали, в Спасителя мира, а св. Андрей получил от Господа утешение: «Восстань, избранник Мой и Первозванный ученик, спеши в город с дерзновением, без страха, ибо Я с тобой».

Из Синопа св. Андрей прошел в Амасию, где совершил множество исцелений, затем в Трапезунд, Армению, а оттуда — в Никею, где своим жезлом умертвил дракона, жившего в пещере и пожиравшего путников. В Никее он пробыл около двух лет, а затем отошел в Халкидон, у входа в Босфор, откуда перешел на другую сторону пролива, во Фракию. Во Фракии, на самом берегу моря, был расположен Византии, впоследствии ставший столицей великой империи — Константинополем. И здесь св. апостол проповедовал слово Божие, научил людей вере Христовой и поставил для новой Церкви священников и диаконов, а во епископа рукоположил ученика своего Стахия.

Днепр и Киевские горы, Великий Новгород и берега Балтийского моря... «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Исайи 9, 1 — 2; Мф. 4, 16). Так повествует об этом русская летопись: «Прииде святый Андрей и ста под горами на брезе и, заутро рано встав, рече сущим с ним человеком: «Видите ли горы сии? На сих горах возсияет благодать Божия и создати имуть град велик и церкви многи воздвигнути». И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест и помоливъся Богу, и сълез с горы сея, иде же после бысть Киев...»

Радуется Русская земля, и возносят св. апостолу Андрею молитвы верующие, прося благословить их миром и благоденствием, испрашивая помощи в созидательном труде во славу Божию.

Уже в глубокой старости св. апостол проповедовал в древних Патрах, где среди множества славных дел он исцелил от тяжкого недуга анфипата (правителя) Лезвия, который из гонителя Христова, по повелению Его, был поставлен во епископа. Множество больных исцелил он, и исцеленные обращались ко Христу. Среди них была Максимиллия, жена Егеата, правителя города, но сам Егеат оставался в язычестве и подвергал верующих во Христа гонениям.

Однажды св. Андрей встретился с Егеатом и сказал ему: «Тебе, судии земному, следовало бы познать Судию небесного и, познав, поклониться Ему». «Не ты ли Андрей, разоряющий храмы богов и проповедующий людям недавно появившуюся веру, которую повелели истребить римские императоры?» — спросил его Егеат. «Римские императоры еще не познали, что для спасения человеческого рода пришел на землю Сын Божий, — ответил апостол. — Создатель наш по любви Своей претерпел крестную смерть волею; Он наперед знал время страданий Своих и предсказал нам, что в третий день воскреснет. Велико таинство святого креста, таинство обновления человечества... Христос древом креста низложил древо похотения, к которому простер руки первый человек. Надлежало Ему, Сыну Божию, за невоздержание человеческих рук простереть на кресте Свои неповинные руки и, приняв на Себя смерть нашу, даровать нам Свое бессмертие».

«Тайна креста открывается только верой, — продолжал апостол, — если уверуешь всем сердцем во Христа, то будешь способен узнать эту тайну, а не уверовав, не узнаешь ее никогда».

Егеат в гневе приказал заключить св. Андрея в темницу. Его предали мучениям и распяли на кресте, привязав к нему за руки и ноги. Вознесенный на крест, св. Андрей обратился к людям с последней проповедью о Христе. Слова этой проповеди свято сохранило предание нашей Церкви, и мы, собравшиеся ныне в храме почтить память апостола Христова, можем их услышать, и да научат они нас твердой вере в воскресшего Христа Спасителя: «Радуйся, всечестный кресте! С веселием предстою тебе. Радуйся, животворящий кресте! Знаю я тебя, мою надежду; знаю чудеса твои, для которых насажден ты на земле, чтобы восставить падших и укрепить колеблющихся. Радуйся, кресте честный, глава которого касается небес, прообразуя нам Главу всех — Бога Слова. Средина твоя в подобие рук простерта, чтобы сокрушить силу вражью и рассеянных совокупить воедино. Подножие твое утверждено в глубине земли, дабы сидящих в преисподней вознести на небо. Радуйся, всечестный кресте, премудро соделанный для спасения человеков. Радуйся, победоносный кресте, сокрушитель демонской силы. Радуйся, древо жизни, насажденное на земле, ибо плоды твои — сокровище небесное. Радуйся, преславный кресте, сладчайший в имени твоем и в делах. Радуйся, кресте достопоклоняемый, принявший на себя моего Владыку, как виноградная лоза, отягченная гроздием. Радуйся, кресте благословенный, спасший разбойника и благословения плоды давший ему. Радуйся, всехвальный кресте, ибо ты приводишь к Богу достойных уверовать в Него! Придите, свидетели радости моей; придите, исполнители воли Егеата... Распните агнца, принесите в жертву Творцу сотворенного Им, да дух мой предам давшему его мне!»

Около креста собралось множество людей, которые громко восклицали: «Не должно страдать так святому человеку, учителю доброму, кроткому и премудрому, — надобно снять его с креста, ибо, вися на кресте, не перестает он учить правде!» Егеат, слыша это, пришел снять Андрея со креста.

«Для чего ты пришел, Егеат? — обратился к нему св. Андрей. — Если хочешь верить <во Христа, то отверзется тебе дверь благодати Христовой. Но если пришел ты только затем, чтобы снять меня с креста, то знай, что, пока я жив, не могу быть снятым с него. Я уже вижу Христа, Царя нашего, уже поклоняюсь Ему, уже стою перед Ним...»

Слуги Егеата, по его приказанию, хотели снять апостола с креста, но руки их не повиновались им. Наконец, св. Андрей громко воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Прими дух мой. Тебя я возлюбил и познал, Тебя исповедую и пламенно желаю видеть. Господи! Прими меня с миром, настало для меня время прийти к Тебе и узреть Тебя, желанного. Возьми меня, и пусть снимут меня с креста, тогда только, когда примешь Ты дух мой».

Яркий свет озарил св. Андрея. Когда свет исчез, св. апостол испустил дух и отошел ко Господу. Жена Егеата — Максимиллия, узнав, что святой апостол скончался, сняла со креста тело его, помазала драгоценными ароматами и положила в новом гробе. По прошествии многих лет честные останки св. Андрея были перенесены в Константинополь и положены в храме во имя свв. апостолов, а во время четвертого крестового похода по повелению папы Иннокентия III они были перевезены в Италию, в город Амальфу. Глава св. Андрея находится в храме св. Петра в Риме.

С благоговением лобызая сегодня образ св. Андрея Первозванного, вознесем ему наши молитвы о том, чтобы умолил он Христа Спасителя помочь нам беспорочно пройти путь нашей жизни и удостоиться вечной радости в Царствии Христа.

«Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».

 Прот. А. Сергеенко

 


Оглавление раздела

На главную страницу

 

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz