ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 11-я

Учение о Духе Святом

 

     Дух Святой есть третье Лицо Святой Троицы. Если ветхозаветный период условно может быть назван периодом действия Бога-Отца, время жизни Иисуса Христа во плоти человеческой — периодом Бога-Сына, то время со дня Пятидесятницы и до второго пришествия Христа может быть названо периодом действия Бога-Духа Святого. Мы живем во время благодати, когда открыты великие источники силы Духа Святого для каждого верующего. Но, к сожалению, как мало знают современные христиане о действиях Бога-Духа Святого. Апостол Павел писал коринфянам: «Не хочу оставить вас, браться, в неведении и о дарах духовных» (1 Кор. 12, 1). Дух Святой есть истинный Бог. Он представляет Бога-Отца и Бога-Сына. Он также прославляет их. Он возрождает и освящает людей, делая их наследниками вечного Царства. Поэтому христиане должны ясно понимать значение Святого Духа.

 

I. Дух Святой есть Личность

1. Почему трудно для понимания определение Святого Духа как Личности?

     а) Потому что при сравнении с другими Лицами Святой Троицы, Дух Святой кажется безличным.

     Окружающий нас мир свидетельствует о существовании Бога — Творца (Рим. 1, 19-20), что облегчает признание Его как Личности.

     Воплошение и земное служение единородного Сына Божия Иисуса Христа также близко и понятно нам. Его чудный образ, Его любовь, Его служение раскрывают сущность невидимого единого Бога.

     По сравнению с Богом-Отцом и Сыном, служение и труд Святого Духа представляется нам безличным. Мы склонны думать о Нем, как о проявлении Божественной силы, а не как о Личности, что противоречит Священному Писанию.

     б) Из-за названия.

     Он назван Духом, т. е. ветром, силой, дыханием. Символами Святого Духа в Писании являются масло, огонь, вода. Прочитаем: Иоан. 3, 5-8; Деян. Ап. 2, 1-4; Иоан. 20, 22; 1 Иоан. 2, 20. На основании этих мест некоторые, изучающие Писание, приходят к ошибочному выводу, что Дух Святой есть безличное влияние или безличная сила, исходящая от Бога-Отца.

     в) Потому что Дух Святой не всегда упоминается вместе с Отцом и Сыном.

     Для примера прочитаем 1 Фес. 3, 11: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам».

     г) Потому что слово «Дух» безлично.

     В переводе с греческого это слово означает «ветер», «дыхание», т. е. безличные понятия. Но слово Божие указывает на личные свойства Духа: «Самый Дух»... «Сам Дух». (Рим. 8, 16-26).

     Вот основные причины, затрудняющие определение Святого Духа как третье Лицо Святой Троицы. Однако Слово Божие приводит нас к выводу о том, что Святой Дух есть Личность. Рассмотрим эти доказательства.

 

2. Доказательство Личности Духа Святого

     Нам трудно определить личную сущность Бога, т. к. мы пользуемся нашими человеческими критериями. Но если мы видим, что существо обладает свойствами и качествами личности, то мы можем утверждать, что это существо есть личность.

     Обладает ли Дух Святой такими свойствами?

     а) Дух Святой имеет личные имена.

     Он — Утешитель (Иоан. 14, 16; 16, 7), т. е. Тот, Кто утешает, сочувствует, старается помочь. Утешитель не может быть отвлеченным понятием, безличным влиянием. Утешитель — это в первую очередь ходатай, и в 1 Иоан. 2, 1 этим именем назван Иисус Христос (ср. Рим. 8, 26). Он — Утешитель вместо Иисуса Христа.

     Никакое безличное влияние не сможет заменить величайшую Личность Иисуса Христа. Личность Христа может быть представлена только такой же великой Личностью Духа Святого.

     б) Священное Писание говорит о Святом Духе как о Личности, употребляя личные местоимения.

     Дух Святой имеет личные местоимения мужского рода: «Он», «Его» (Иоан. 16, 7-8; 13, 15 и др.).

     Характерно, что слово «дух» (греческое «пневма») — среднего рода, и, казалось бы, производное местоимение должно было быть также среднего рода. Однако в Священном Писании употребляется слово «экейнос», что значит «Он». Это не случайность, а определенное и ясное утверждение Святого Духа как Личности.

     в) Дух Святой, как Личность, отождествляется с Отцом и Сыном.

     Мы читаем: «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28, 19). Все три Лица имеют имена. Предположим такое чтение: «Крестя их во имя Отца и Сына и Их дыхания или ветра». Было бы это правильно? Конечно, нет. Если первые два имени личные, то и третье должно быть личным. Выражение «во имя» указывает на полное равенство всех трех Лиц. В апостольском приветствии 2 Кор. 13, 13 общение Святого Духа ставится наравне о благодатью Христа и любовью Бога Отца.

     г) Дух Святой имеет личные свойства.

     «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10-11). Прочитаем также 1 Петр. 1, 11; Ис. 11, 2. Все эти места подтверждают личные свойства Духа Святого.

     Особенно наглядно проявляются личные свойства Святого Духа при распределении Им духовных даров (1 Кор. 12 гл.). Здесь проявляется мудрость, благоразумие, осмотрительность. Он раздает дары по Своему усмотрению (Иоан. 3, 8). Он мыслит: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8, 27). Мысль свойственна только личности.

     д) Личные действия Святого Духа.

     Он говорит: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2, 1), Сравните со словами: «Его слушайте»... (Матф. 17, 5). Дух Святой говорит через апостолов; «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20).

     Он является Ходатаем: Рим. 8, 26. Сравните также Евр. 7, 25; 1 Иоан. 2, 1-2, где Ходатаем называется Христос. Дух призывает на служение (Деян. Ап. 13, 2), направляет проповедников (Деян. Ап. 16, 6-7), поставляет служителей Церкви и наставляет их (Деян. Ап. 20, 28).

     е) Чувствительность Духа Святого.

     Он чувствителен к оскорблениям (Ефес. 4, 30; Евр. 10, 29), ко лжи и обману (Деян. Ап. 5, 3), к хуле на Него (Матф. 12, 31-32). Грех против Духа Святого страшнее, чем против Сына Человеческого. Этого не могло бы быть, если бы Дух Святой был просто проявлением силы Бога.

 

II. Божественность Святого Духа

 

     Дух Святой есть Бог, и Ему присущи все свойства Бога.

 

1. Он имеет божественные имена

     Как и Христос, Дух Святой назван Богом и Господом (Деян. Ап. 5, 3-4 и 2 Кор. 3, 18). Он назван Духом Божиим и Духом Христовым (1 Кор. 3, 16; Рим. 8, 9).

 

2. Дух Святой имеет божественные свойства

     Он вечен (Иов 33,4; Быт. 1,2), вездесущ (Иоан. 14,17; 1 Кор. 3,16; Пс. 138,7-10), всемогущ (Лук. 1,35; Ис. 11,2; Рим. 15,13-19; 1 Кор. 12,7-11), всеведущ (1 Кор. 2,10-11; 1 Тим. 4, 1). Дух Святой обладает всеми свойствами, присущими Богу-Отцу и Богу-Сыну.

 

3. Дух Святой совершает божественное служение

     Он творит (Быт. 1, 2; Пс. 103, 30). Иов восклицает: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33,4). Он дарует новое рождение (Иоан. 3, 5-8), Он воскрешает (Рим. 8, И). Действия и слова, относящиеся в Ветхом Завете к Богу, в Новом Завете относятся к Духу Святому. Сравните Ис. 6, 8-10 с Деян. Ап. 28, 25-27, а также Исх. 16, 7 с Евр. 3, 7-9.

 

III. Имена Святого Духа

 

     Дух Святой.

     «...Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11, 13; Рим. 1, 4). Дух Святой свят в Своей сущности и производит святость в других.

     Дух благодати.

     «То сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто... Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10, 29). Дух несет благодать, милость Бога человеку. Сопротивление Духу Святому закрывает дверь спасения и оскорбляет Бога. Вот почему так ужасно будет наказание для попирающих благодать.

     Дух огня.

     «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф. 3, 11). «Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона... духом суда и духом огня» (Ис. 4, 4). Очищение производится огненным пламенем Духа Святого. Здесь явлено свойство Духа как очищающего, сжигающего все нечистое.

     Дух истины и правды.

     Прочитаем: Иоан. 14, 17; 15, 26; 16, 13; 1 Иоан. 5, 6. Как Бог есть Истина, так и Дух есть Истина. Он обладает, открывает, утверждает, свидетельствует и защищает Истину. Он противостоит «духу заблуждения» (1 Иоан. 4, 6).

     Дух жизни.

     «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 2).

     Дух Святой, как Дух жизни, занял место Христа на земле и ведет верующего во Христа к жизни, свободной от греха, в силе Духа.

     Дух мудрости и познания.

     Прочитайте Ис. 11, 2; 61, 1-2; Лук. 4, 18-19. Дух мудрости и познания сошел на Иисуса Христа. «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11,2).

     Дух обетования.

     «Вы... запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефес. 1, 13). Этот Дух был обещан Христом как Утешитель. Дух запечатлевает верующих, убеждает их, что все относящиеся к ним обетования будут исполнены.

     Дух славы.

     «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Петр. 4, 14). Дух Святой освящает характер верующего, его внутреннего человека, преображая его «от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18).

     Дух Бога и Христа.

     «Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16); «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Тот факт, что Дух посылается от Отца и Сына, что Он как Лицо представляет Их, показаны здесь достаточно убедительно.

 

IV. Действия Святого Духа

 

     а) Во вселенной.

     Дух Божий — участник в творении вселенной. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его -все воинство их» (Пс. 32,6). В творении участвуют: Бог, Слово, Дух, т. е, единая святая Троица (Иов 33, 4). Дух Божий носился над водой, оживотворяя природу и даруя ей чудесную красоту (Быт. 1, 2). Дух Святой участвовал также в сотворении человека (Быт. 1, 26).

     б) Действие Духа Святого в ветхозаветный период. Слово Божие свидетельствует о действии Духа

     Святого в ветхозаветный период на отдельные личности для определенной цели (1 Цар. 10, 10), на короткое или более продолжительное время (1 Цар. 16, 13). Дух Господень нисходил на судей Израиля (Суд. 3, 10; 6, 34; 11, 29), но более всего — на пророков Божиих (Ис. 59,21; Иез. И, 5; Мих. 3,8; 2 Пар. 15,1). Дух Святой, пребывая на небе, нисходил на них, вдохновлял их на труд и давал им Свои откровения (1 Петр. 1, 10-11; 2 Петр. 1, 21; 2 Цар. 23, 2; Деян. Ап. 28, 25).

     Но Божий план состоял в том, чтобы не временно, а постоянно, и не отдельные личности, а все верующие исполнялись Духом Святым, чтобы тела их стали храмом пребывающего в них Духа Святого и чтобы люди через это стали детьми Божиими (Рим. 8, 14).

     В вышеуказанных текстах Священного Писания мы читали, что на некоторое время на пророков нисходил Дух Божий. Но через пророков же было предсказано о благословенном времени, когда Дух Святой будет излит в обильной мере, и Господь соделает новые сердца и исполнит их Духом Своим: «Вложу внутрь вас Дух Мой» (Иез. 36, 25-27; Ис. 44, 3; Иоил. 2, 28-29).

     В Своем учении о Духе Святом Спаситель подтверждает эту истину. Он указывает, что сошествие Духа Святого и воцарение Его в сердцах верующих совершится только после Его вознесения: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7, 39).

     Он обещает послать вместо Себя другого Утешителя, Который не будет уже их оставлять: «Да пребудет с вами вовек, Дух истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14,16-17).

     В ветхозаветном периоде, до дня Пятидесятницы, Дух Святой был с учениками, но только после спасения, совершенного на Голгофе, Дух Святой мог сойти, воцариться и жить в них.

     Тела грешников, уверовавших, очищенных и освященных Кровью Христа, становятся храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19; 2 Кор. 6, 16). О таком состоянии мы не читаем в Ветхом Завете.

     Поэтому Господь считал лучшим пойти к Отцу, чтобы исполнилось пророчество, и Дух Святой мог сойти вместо Него на землю для созидания Церкви Его (Иоан. 16,7-11).

     Спрашивается, почему только после вознесения и прославления Христа Дух Святой мог сойти на землю для великого служения в сердцах грешников? Дух Святой в течение четырех тысяч лет пребывал и носился над миром греха и смерти, не находя места пристанища, ибо все согрешили, все люди духовно были нечисты и мертвы по грехам и преступлениям своим (Ефес. 2, 1). Только в одном Иисусе Христе, единственном чистом, святом, Дух Святой мог найти место для Своего обитания. Иоанн Креститель увидел и засвидетельствовал: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, пребывающего на Нем; я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1, 32-39).

     До того времени Дух Святой нисходил на мужей веры и вновь оставлял их, подобно тому как Всевышний посещал Едемский сад и имел общение с Адамом и Евой, но не оставался с ними № не жил там.

     В дни Христа Он нашел место, чтобы оставаться, пребывать в Нем; это было знамение для Иоанна, что «Сей есть Сын Божий». Принятие Духа Святого в сердце стало возможным только после пролития драгоценной Крови нашим дорогим Спасителем на Голгофе. Исполнились слова: «Вселюсь в них и буду ходить в них..., и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6, 16 и 18).

     Кровь Христа не только очищает, но и освящает человека и дает возможность Духу Святому воцариться в сердце верующего человека (Евр. 9, 13-14). Это совершилось в день Пятидесятницы и продолжает исполняться и по сей день.

 

V. Действие Духа Святого в Иисусе Христе

 

     Иисус Христос

     был рожден от Духа Святого (Лук. 1, 35); был водим Духом (Матф. 4, 1); побеждал искушения силой Духа (Лук. 4, 13-14); был помазан Духом на служение (Лук. 4, 18; Деян. Ап. 10, 38); взошел на крест силой Духа (Евр. 9,14); воскрес силой Духа Святого (Рим. 1,4; 8,11); дал повеление апостолам Духом Святым (Деян. Ап. 1, 2); посылает и крестит Духом Святым (Иоан. 1, 33; Деян. Ап. 2, 33).

     Если так глубока была связь Иисуса Христа и Духа Святого и если Он в земной жизни нуждался в этой тесной связи, то насколько сильнее нуждаемся в этом мы.

 

VI. Действие Духа Святого после Пятидесятницы

 

     Дух Святой обличает мир и свидетельствует, главным образом, о трех великих истинах:

     — о грехе неверия во Христа,

     — о правде, что Христос одесную Отца,

     — о смертельном поражении сатаны, «что князь мира сего осужден» (Иоан. 16, 8-11).

     Христос пришел в мир, чтобы спасти грешников, чтобы даровать праведность и святость человечеству, чтобы оно, приняв спасительную благодать, примирилось с Богом. Осудив сатану и вместе с ним все зло, Христос посылает служителей Своих, чтобы они силой Духа Святого открыли глаза человечеству, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верой в Него получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. Ап. 26, 18; 5, 32).

     Дух Свитой свидетельствует миру о Христе, о Его великом подвиге и совершенной жертве, о спасении и примирении с Богом. Он научает и напоминает людям учение Христа (Иоан. 14, 26); Он свидетельствует миру о Христе (Иоан. 15, 26); Он прославляет Христа (Иоан. 16, 14). Свидетельство о Христе Дух Святой совершает непосредственно каждой душе и также через служителей Нового Завета (Иоан. 15, 27; Деян. Ап. 1, 8; Рим. 10, 14-15).

 

VII. Действие Духа Святого среди верующих

 

     а) Дух Святой возрождает уверовавшего грешника.

     Неверие лишает человека спасительной благодати; только посредством веры человек получает дар Святого Духа. «Петр же сказал им: покайтесь... для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. Ап. 2,38). Каждый, кто искренне уверует в Господа, не может не получить дар Святого Духа (Иоан. 7, 39; Ефес. 1,13-14). В Ветхом Завете исцеленный прокаженный должен был показаться священнику, после чего он для очищения был окропляем кровью, а затем только помазаем елеем. Таким образом, это совершается с каждым кающимся грешником; он верой очищается Кровью Христа, а затем, как следствие веры, получает возрождающий дар Духа Святого (Деян. Ап. 2, 38).

     Ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5). Только чрез рождение от Духа грешник становится чадом Божиим и наследником Его Царства (Иоан. 1, 12-13; Тит. 3, 5).

     б) Дух Святой живет в верующем человеке (2 Тим. 1,14).

     ;В возрожденном человеке Дух Святой создает Свою обитель (Иоан. 14, 23; Откр. 3, 20. 22).

     Тело прощенного грешника, освященного Кровью Христа, становится храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19; Рим. 8, 9-10). Каждый верующий, даже самый слабый и несовершенный младенец в христианском познании, имеет Духа Святого в сердце своем.

     в) Дух Святой запечатлевает верующего в спасении. «...И уверовавши в Него, запечатлены обетованным

     Святым Духом, Который есть залог нашего наследия» (Ефес. 1, 13-14). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес. 4, 30). Запечатление верующих — это печать, знак утверждения собственности Христа (1 Петр. 1, 18-19; 1 Кор. 6, 19-20), познания Господом детей Своих и уподобления их Себе (2 Тим. 2, 19-21). Дух Святой свидетельствует верующему о великой истине усыновления (Гал. 4, 6; Рим. 8, 14-16). Утверждающая печать Божия в день искупления удовлетворяет и сердце и ум; она говорит о неприкосновенности собственности Христа (Иоан. 10, 28-29).

     г) Дух Святой совершает крещение и исполмяет Собою верующих.

     «Исполняйтесь Духом» (Ефес. 5, 18; Деян. Ап. 2, 4). Исполнение связано с силой Духа, живущего в нас. Мы можем говорить о крещении Духом, как о первоначальном действии, как о принятии Духа Святого в момент нашего возрождения, когда Дух Святой вселяется в сердце человека, и верующий становится членом Тела Христа (1 Кор. 12, 13). Но исполнение Духом Святым не ограничивается единократным действием, оно может и должно быть многократным. Иными словами, крещение Святым Духом однократно, а исполнение — многократно. Опыт служения апостолов подтверждает это. Новый труд, новое служение требовало также нового исполнения силой Святого Духа. В день Пятидесятницы собравшиеся были одновременно крещены и исполнены Духом Святым. Крещением Духом Святым образовалась Церковь — Тело Христа. Исполнение Духом Святым проявилось в дарах для служения в силе и славе. Несколько дней спустя они вновь были исполнены Духом Святым. (Читаем Деян. Ап. 2, 4 и 4, 31). Следовательно, иметь Духа и исполняться Духом — различные понятия. Первое — имеют все уверовавшие; а исполнение Духом переживают далеко не все, хотя источник силы открыт для всех, и Ап. Павел повелевает исполняться Духом (Ефес. 5, 18). Крещение и исполнение Святым Духом могут совершаться одновременно, но в дальнейшем исполнение Святым Духом происходит только для дела служения. Воля Бога в том, чтобы мы постоянно были исполнены Духом Святым. Исполнение Духом необходимо для благословенного служения и труда для Господа. Дух Святой ищет для служения, как мы узнаем из книги Деяний Апостолов, людей, которые не только имеют Духа Святого, но исполнены, т. е. наполнены Им (Деян. Ап. 6, 3-5; 9, 17; 11, 24). Итак, крещение Духом дарует уверенность в спасении; является благословенным актом присоединения к Телу Христа — Его вселенской Церкви, а исполнение Духом ведет к служению и дарует силу и успех в деле прославления Христа.

     д) Дух Святой укрепляет верующего в его духовной жизни и служении.

     «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 2). Верующий имеет две природы: плотскую и духовную (Гал. 5, 17). Однако, находясь во плоти, верующий должен властвовать над плотской природой (Рим. 8, 12-13). Дух Святой дает силу верующему противостоять и побеждать грех. Случается, что верующий может согрешать, но он не может жить во грехе, потому что Дух, живущий в нем, дает ему силу и победу над грехом. Грех не может властвовать над ним. Восьмая глава Послания к Римлянам повествует о победной жизни верующего, столь отличной от жизни плотского человека, описанной в седьмой главе. Святой Дух, живущий в сердце, является залогом победы над грехом.

     е) Плод Святого Духа.

     Дух Святой производит благословенный плод в жизни христианина (Гал. 5,22-23). Какая благословенная лоза! И как отлична она от страшного перечня плодов плоти (Гал. 5,19-21). Посмотрим на эту добрую, плодоносную ветвь. Свойства плода Духа делятся на три группы: первая (по отношению к Богу) — любовь, радость, мир; вторая (по отношению к окружающим) — долготерпение, благость, милосердие; третья группа (относящаяся к личной христианской жизни) — вера, кротость, воздержание.

     Таков плод Духа Святого, наполняющего верующие сердца.

     Плод Духа Святого — доказательство действующей силы в нас. Как дерево, полное плодов, обращает на себя впимание, так и духовно богатый человек. Ценны не цветы, а плоды непреходящие. Коринфянам было дано много даров, но не было плода. Можно совершать великие дела, но не иметь плодов Духа Святого.

     Все качества плода Духа развиваются вместе, одновременно. Если не будет одного, то не будет и другого.

     Плоды не служат для украшения, они предназначены для других, для свидетельства о Христе и Царствии Божием (Рим. 14, 17).

     ж) Дух Святой руководит жизнью верующего.

     Он управляет им в повседневных делах (Рим. 8, 14; Гал. 5, 16-25); Он «направляет меня на стези правды» (Пс. 22). Дух Святой направляет верующего туда, где он должен трудиться. Как определенно эта истина звучит в книге Деян. Ап. 8, 27-29; 16, 6-7; 13, 2-4. Дух Святой избирает место и время для труда и служения апостолов. Каждый их шаг был под водительством Духа Святого.

     з) Помазание Духом Святым.

     Помазание заключается в трех проявлениях: первое — в познании и поучении — «впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помозание учит вас всему, и оно истинно..., в том пребывайте» (1 Иоан. 2, 27), «вы имеете помазание от Святого и знаете все» (1 Иоан. 2, 20). Недостаточно познавать истину от людей, мы должны поучаться от Духа, «ибо Дух все проницает, и глубины Божий». Помазание дает нам различать, что от Господа, что истинно и не ложно (1 Кор. 2, 9-16). О духовном надобно судить духовно. Только Дух Божий может раскрывать нам глубины Божий и оградить верующего от лжеучения (1 Тим. 4, 1; Рим. 16, 17). «Дух Святой научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14, 26; 16, 13).

     Второе проявление — в служении.

     Христос получил помазание Духа Святого при крещении и зависел от силы Духа при исполнении Своего служения (Лук. 4, 18; Деян. Ап. 4, 27; 10, 28). Он был совершенным, святым и чистым, во всем послушен Отцу. Дух Святой пребывал в Нем могущественно в полноте. Служители Церкви должны поставляться на служение Духом Святым. Чтобы совершать труд во имя Божие, мы должны иметь силу Святого Духа.

     Третье проявление — в посвящении и освящении.

     В ветхозаветное время помазание получали только священники, цари и пророки. Помазание служило знаком посвящения, познания Бога и Его воли. Внешнее проявление этого акта — благоухающий аромат, исходящий от пролитого на голову и одежды посвящаемого драгоценного миро. Так и христианин, исполненный Духом Святым, несет чудное благоухание познания о Христе (2 Кор. 2,14-15). Аарон был выделен и помазан елеем, как первосвященник, до пролития жертвенной крови; сыновья Аарона могли получить помазание елеем только после окропления их кровью. Аарон — прообраз Христа, Который до пролития Крови получил помазание.

     Ученики Христа, подобно сыновьям Аарона, получают помазание после пролитой Крови искупления нашим Спасителем (Исх. 29, 5-7; 29, 8-21).

     и) Дух Святой — автор Писания.

     Священное Писание есть труд святых людей, движимых Духом Святым (2 Петр. 1, 20-21; 2 Тим. 3, 16), Дух Святой научал и напоминал апостолам о божественных истинах (Иоан. 16, 13).

     к) Дух Святой является истолкователем Писания.

     1 Кор. 2, 9-14; Ефес. 1,17: Он есть «Дух премудрости и откровения». «Он прославит Меня, — говорит Христос, — потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16, 14).

(Продолжение следует)

 

Контрольные вопросы

 

     1. Дух Святой как Личность. Доказательства этого.

     2. Божественность Святого Духа.

     3. Имена Святого Духа.

     4. Действия Святого Духа:

     а) во вселенной;

     б) в ветхозаветный период.

     5. Действия Святого Духа в Иисусе Христе.

     6. Действия Святого Духа после Пятидесятницы:

     а) свидетельство миру;

     б) возрождение;

     в) обитель Духа Святого.

     7. Запечатление, крещение и исполнение Святым Духом.

     8. Плод Святого Духа.

     9. Помазание Духом Святым.

 

Дополнительная литература

 

     1.0 Духе Святом. А. В. Карев. «Братский вестник», 1960 г., № 3, стр. 15-20.

     2. Беседы о Духе Святом. И. В. Каргель. «Братский вестник», 1945 г., №2, стр. 12-17.

     3. Беседы о Духе Святом. И. В. Каргель. «Братский вестник», 1945 г., № 3, стр. 20-27.

     4. Дух Святой. К. С. «Братский вестник», 1948 г., № 3, стр. 23-25.

     5. Дух Святой. К. С. «Братский вестник», 1948 г., № 6, стр. 47-49.

     6. Дух Святой. А. И. Мицкевич. «Братский вестник», 1958 г., №3, стр. 7-15.

     7. Плод Святого Духа. С. Г. «Братский вестник», 1961 г., №3, стр. 17-22.

     8. Дух Святой, К. В. Сомов. «Братский вестник», 1963 г., № 3, стр. 14-21.

     9. Мысли о Духе Святом. В. С. «Братский вестник», 1962 г., № 3, стр. 10-21.

     10. Запечатление и исполнение Духом Святым. В. С. «Братский вестник», 1962 г., №4, стр. 52-61.

     11. Дух Святой. К. С. «Братский вестник», 1948 г., №4, стр. 10-11.

     12. О Духе Святом. Я. И. Ж. «Братский вестник», 1953 г., № 1, стр. 10-12.

     13. О Духе Святом. Я. И. Ж. «Братский вестник», 1955 г., № 3-4, стр. 8-9.

     14. Мысли о Духе Святом. А. В. Карев. «Братский вестник», 1968 г., № 4, стр. 28-48.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz