ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 12-я

Учение о Духе Святом

(продолжение)

Дары Святого Духа

(1 Кор. 12-15 гл.; Рим. 12, 3-9; Ефес. 5, 9)

 

     Плод Духа Святого является признаком духовного роста каждого возрожденного человека (Гал. 5, 22-23). Помимо плода Духа Святого, истинный христианин, по мере своего духовного роста и природных талантов, наделяется и дарами Духа Святого для участия в строительстве Церкви Христовой.

     В своем послании Коринфской церкви апостол раскрывает перед верующими кладовую даров духовных. Они ревновали о даре «иного языка», а апостол показывает им десять даров, причем дар «иного языка» из всех даров стоит на последнем месте по значению (1 Кор. 12, 8-10).

 

1. Дар мудрости и знания

     означает глубокое проникновение в сущность божественных истин. Мудрость — это вершина человеческого разумения и дар «слова мудрости» есть умение человека излагать глубины божественной мудрости в простой и доступной для всех форме. Мудрость от Духа Святого превосходит разум человеческий и покоряет его. Действие этого дара мы наблюдаем у апостолов при решении сложных вопросов. Прочитайте короткое выступление ап. Петра при решении вопроса: должны ли уверовавшие из язычников исполнять закон Моисея, в частности обрезание (Деян. Ап. 15 гл.). После его речи умолкло все собрание. Мудрость от Духа Святого покорила рассуждения человеческие. Дар «слова мудрости» явлен во всех апостольских посланиях, через которые Бог в доступной для нас форме передал нам всю волю Свою. Дар «слова знания» имеет много сходства с даром «слова мудрости», но имеет и некоторые свои особенности. Так, например, апостол Павел получил способность «возвещать... всю волю Божию» (Деян. Ап. 20, 27) в ясной и доступной всем форме. Это и есть дар «слова знания». Каждый проповедник Евангелия должен обладать этим даром (Быт. 41, 38; Ев. Матф. 10, 19-20; Быт. 41, 39; 3 Цар. 3, 12; 10, 7; Дан. 1, 20; 1 Иоан. 2, 27; Деян. Ап. 4, 13; 1 Кор. 2, 10; 2 Кор, 12, 4).

 

2. Дар веры (Евр. 11,1; Ефес. 2, 8)

     Каждая душа может постоянно обретать и умножать дар духовный — веру. Для этого необходимо одно: взирать на начальника и совершителя веры — Иисуса Христа (Евр. 12, 2). И тогда верующий получит чудодейственную силу, способную переставлять «горы препятствий» в деле служения и созидания Церкви Христа (Матф. 17, 20; 21, 21; Лук. 17, 6; Марк. 11, 23).

     Дар веры проиносит: плод добрых дел (Матф. 5, 16; Иак. 2, 20; 1 Петр. 2, 12; Ефес. 2, 10; Тит. 2, 14); радость и мир в Господе (Рим. 15, 13); надежду и терпение (Рим. 15, 13); любовь (Гал. 5, 6).

 

3. Дар пророчества (1 Кор. 13, 2)

     Священное Писание определяет дар пророчества не только в смысле предсказания будущего, но и как дар откровения и возвещения (1 Кор. 14, 3). О значении пророчества, как дара откровения, особенно много говорится в книге пророка Исайи. Обличая язычество, пророк доказывает его несостоятельность из-за отсутствия истинных пророков (Ис. 41, 21-24; 19, 12). В других местах пророк указывает на предвидение отдаленного будущего, как на свойство одного истинного Бога. «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46, 9-10; 16, 8-9). Пророки, в смысле предсказания будущего, по словам Христа, были до Иоанна: «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф. 11,13).

     Ветхозаветные пророки были также мужами веры, проповедниками, учителями, пастырями. Они пророчествовали о великом событии в будущем, о пришествии Мессии — Спасителя мира (Ис. 53; Пс. 2 и др.). Все это было следствием пророческого дара Святого Духа. Но когда Христос пришел на землю, явил людям любовь Божию, открыл путь спасения, возвестил о Своем втором пришествии, о будущих событиях через Иоанна (Откр. 1, 1) и других апостолов, то этим Он завершил пророческое раскрытие плана событий последующих времен. Христос указал на признаки Своего второго пришествия, но не открыл точное время его исполнения. Так угодно было Богу. Он дает познание, но не удовлетворяет праздное любопытство. Тайна времени восхищения Церкви и пришествия Христа исключает пророчество во время благодати, в смысле предсказываний событий сверх написанного (Откр. 22, 18-19; Гал. 1, 6-9).

     Евангелие — свидетельство Иисуса — есть дух пророчества (Откр. 19, 10). Поэтому в Новом Завете мы находим другой взгляд на дар пророчества. «Ибо — говорит апостол — мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13, 9). И в другом месте: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор, 14, 3). Следовательно, апостол Павел назвал пророками тех, кто говорит людям слово в назидание, увещание и утешение. Здесь, конечно, имеется в виду не предсказание будущего, а то, что мы называем — проповедью.

     Основная цель новозаветных пророчеств — это проповедь, свидетельство и благая весть об Иисусе Христе. Апостолы обладали полнотою дара такого пророчества. Без этого дара Духа Святого трудно представить себе возможность столь быстрого распространения проповеди Евангелия.

     За тридцать лет, при том уровне сообщений, отсутствии книгопечатания, утвердить церкви практически во всем мире! Да, это был благословенный дар Святого Духа.

     И в наше время пророками являются проповедники. Без них не могли бы существовать церкви, ибо «кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14, 3-4). Места Писания: 2 Петр. 1, 21; Лук. 12, 12; Рим. 5, 5; Иоан. 16, 8; 14, 26; 1 Кор. 2, 9-13; Ис. 11, 2; 30, 21; Иоан. 16, 13.

 

4. Дар различения духов

     есть способность различать истинных пророков от ложных, а также божественное вдохновение — от человеческого самообмана, т. е. способность отличать истину от лжи. Апостолы владели и этим даром Святого Духа. Послание ап. Павла к Галатам проникнуто страстным призывом отвергнуть ложное учение о союзе благодати и закона, свободы во Христе и ига рабства (Гал. 5, 1). Он предупреждал Тимофея о временах, когда «от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 4). Поэтому апостол призывал Тимофея вникать в учение и заниматься этим постоянно. В этом залог успеха проповедника (1 Тим. 4, 16). Места Писания: 1 Иоан. 4, 1-3; 5, 1-2.

 

5. Дар служения (Рим. 12, 7)

     — это способность нести особое служение, связанное с благоустройством церкви (1 Кор. 14,33), соблюдением порядка, благоговения во время богослужения, а также в хозяйственном и бытовом служении в молитвенных домах. Служители должны ревновать, чтобы дом молитвы действительно соответствовал дому молитвы во всех отношениях, чтобы дом сей не был в запустении (Аггея 1, 2-4).

     Для сего благословенного служения были избраны семь диаконов, которые были исполнены Святым Духом и мудрости (Деян. Ап. 6, 2-3).

 

6. Дар пастырства и управления (1 Кор. 12, 28; Рим. 12, 8)

     Дело Божие нуждается в хорошем управлении. Искусство управления делом Божиим есть дар Святого Духа. По учению Христа (Лук. 22,26) начальствующий в народе Божием должен управлять не методами принуждения, но, будучи «всем слугою», личным примером увлекать за собой, как добрый пастырь.

     Апостол Павел и другие апостолы обладали этим даром. Прочитайте внимательно 2 Кор. 11 гл. Особое внимание обратите на стихи 23-30. «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал» (2 Кор. 11, 29). «Пасите Божие стадо... охотно и богоугодно» (1 Петр. 5, 1-4). Такая чуткая душа может быть только у человека, обладающего благословенным даром пастырства. И горе пастырям, которые «принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 15), которые не выполняют свято свое служение (Иез. 34, 1-6).

 

7. Дар творения чудес

     — благословенный дар Святого Духа, обильно проявлявшийся в дни апостолов. Исцеление больных, бесноватых и прочие чудесные действия служили подтверждением великого учения об Иисусе Христе (Деян. Аи. 3, 2-18; 9, 33-35; 14, 8-10; 16, 16-18; 20, 9-12; 28, 8) и были тогда необходимы, как знамение для удостоверения истинности Христа, для «покорения язычников вере, словом и делом» (Рим. 15,18-19). Но Слово Божие предупреждает нас и о ложных чудесах, совершающихся силой сатаны для снискания доверия к ложным вероучениям. Они совершаются лжепророками и прельщают погибающих. Увлечение ложными чудесами есть верный признак отступления от веры (2 Фес. 2, 9-10; Откр. 16, 14; Откр. 19, 20).

 

8. Дар языков

     — один из даров Святого Духа, проявившийся в день Пятидесятницы (Деян. Ап. 2, 4-12), в доме Корнилия (Деян. Ап. 10, 45-47) и в г. Ефесе (Деян. Ап. 19, 6). Этот дар тогда был необходим для возвещения Евангелия всем народам. Этот дар никогда не был всеобщим или обязательным для всех без исключения верующих. Считать, что не имеющий этого дара, не имеет Духа Святого, нет оснований, потому что действия различны..., одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания и т. д. (1 Кор. 12,6-10). Пророчествующий (т. е. проповедующий, назидающий) превосходнее того, кто говорит языками (1 Кор. 14, 5).

     С большой мудростью и знанием Павел убеждает коринфян, а вместе с ними и нас: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14, 12).

 

9. Дар истолкования языков

     стоит в тесной связи с предшествующим и означает способность перевода сказанного на понятный язык для назидания церкви (1 Кор. 14, 13): «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1 Кор. 14, 28).

     В наше время благая весть Евангелия раздается на всех языках. Библия переведена почти на все языки, поэтому излияния «дара языка», как в дни апостолов, не требуется. Но все мы нуждаемся в даре «нового языка», евангельского языка, служащего к назиданию и утешению. Это язык любви, как пишет ап. Иаков: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26).

 

10. Дар любви (Матф. 5, 44)

     — высший из даров Святого Духа. Прочитайте 1 Кор. 13 гл. Это поистине «гимн» святому дару любви. Любовь больше веры и надежды; она — вечный спутник спасенной души.

     В Послании к Фессалоникийцам ап. Павел пишет: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем, какою мы исполнены к вам» (1 Фес. 3,12). Апостол говорит не только о естественно рождающемся в человеке чувстве приязни к другим людям, на почве взаимной симпатии и добрых отношений, но и о любви к недругам, требующей труда (2 Фес. 3, 15). Приветствуя членов Фессалоникийской церкви, он непрестанно памятует их дело веры и труд любви (1 Фес. 1, 3). Любовь к людям часто сопряжена со страданиями, она требует жертв.

     Бог есть любовь. Любовь к людям вытекает из любви человека к Богу (Ефес. 1, 15; Кол. 1, 4). Вера и любовь — понятия однозначные. Если мы искренне верим в Бога, то мы и любим Его. Но эта любовь не абстрактна. Любовь к Богу и любовь к ближнему теснейшим образом связана друг с другом. Если человек говорит, что он любит Бога, но не любит людей, то обманывает самого себя (1 Иоан. 4, 7-8; 4, 19-21).

     Прочитайте Рим. 12, 9-19. Это — «кодекс» любви. Апостол Павел был светочем любви Христовой, в которой он являет себя, как служитель Божий, несмотря на то, что жизнь его протекала «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в -изгнаниях, в трудах...» (2 Кор. 6, 4-6). Любовь к Богу, как Отцу, открывает сердце для принятия от Святого Духа дара любви ко всем людям. Этот дар должен иметь каждый христианин. Места Писания: 1 Кор. 6, 11; Пс. 142, 10; Матф. 5, 44-48,

     Имеется ли связь между природными способностями человека и дарами духовными? Безусловно, да. Примером может служить жизнь Моисея и апостола Павла. Оба они обладали выдающимися природными способностями и, будучи людьми высокообразованными, смогли быть сосудами, через которые Бог передал людям великие откровения и истины. Этот пример с предельной ясностью показывает, что дары духовные Дух Святой распределяет также с учетом личных способностей человека, по усмотрению Господа для созидания Царствия Божия и Церкви Его (Ис. 19, 21; Деян. Ап. 15, 22. 40; Неем. 9, 7).

 

Грехи против Духа Святого

 

     Едва ли какая другая часть учения о Духе Святом звучит так предостерегающе, как эта; она заставляет всех верующих быть особенно внимательными в отношении к Духу Святому.

 

1. Угашение Духа Святого

     «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19).

     Мысль об угашении Духа, по-видимому, связана с огнем: «Льна курящегося не угасит» (Матф. 12, 20). В день Пятидесятницы на каждом почил как бы огненный язык. Исполнившись Духом Святым, они с великой силой свидетельствовали и служили друг другу, каждый тем даром, какой получил, «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4, 10).

     Угашать Духа может тот, кто Его имеет, кто водим Им. Дух Святой проявляется различным образом. Главным образом, через внутреннее побуждение. Дух побуждает идти на богослужение, человек отказывается. Дух побуждает на служение, совершить добро, снова отказ. Бог посылает Моисея на великое служение, но он упорствует. Моисей сказал: «Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея» (Исх. 4, 10-14).

     Господь избирает Иеремию, а он сказал: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1, 6-8).

     Неповиновение является угашением Духа. Сколько существует церквей и христиан, в чьих сердцах огонь Святого Духа угас. Осталась кучка пепла, напоминающая о том, что когда-то здесь был очаг жертвенного огня Святого Духа. И самое печальное то, что они не чувствуют нужды в этом огне. Где нет повиновения Духу Святому, там вмешивается человеческая воля, там бесплодная жизнь угасания.

 

2. Оскорбление Духа Святого (Ефес. 4, 30-31; Ис. 63, 10)

     Оскорбить — значит принести другому печаль и огорчение. Дух Святой — самая чувствительная Личность Святой Троицы. Призывая не оскорблять Духа, апостол указывает, какие действия оскорбляют Его. Прочтем Ефес. 4, 22-32. Несомненно, все грехи плоти, проявляющиеся в нас, оскорбляют Его (Гал. 5, 17-21). Даже частичное подчинение плоти несет огорчение Духу Святому. Слово Божие говорит о том, что Господь не оставляет без наказания оскорбляющих Духа Святого.

     Ефесская церковь оставила первую любовь, и Господь призывает ее к покаянию (Откр. 2, 4-5).

     Давид пал, тяжко согрешил. Он потерял радость спасения. Он молился: «Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50, 13-14). Давид был прощен, но лишился сына и права построить храм (2 Цар. 12, 13-23).

     Самсон, великий, могучий пророк, пал. Господь явил ему вновь милость Свою, но он был наказан. Своим падением они совершили грех — не хулу, но оскорбление Духа Святого. Они прощены и находятся в великой галерее мужей веры (Евр. 11, 32).

     Петр отрекся, но Господь, благодаря его искреннего покаяния, восстановил его (Иоан. 21 гл.).

     Допуская грехи плоти, мы попираем Сына Божия, не почитаем за святыню Кровь завета, которою освящены, и этим оскорбляем Духа благодати. Тягчайшее наказание ожидает таковых (Евр. 10, 28-29). Лишившись радости спасения, внутреннего наслаждения в общении с Господом в молитве, слове, в служении, каждый должен вспомнить, откуда ниспал, покаяться и творить прежние дела (Откр. 2, 5).

 

3. Хула на Духа Святого (Матф. 12, 22-32)

     Хула на Духа Святого отпадшим верующим встречается весьма редко. Это самый страшный грех, которому нет прощения. Этот грех выражается в сознательном хулении и противлении Ему. Прочитаем Евр. 6, 4-8. Здесь говорится о вкусивших дара небесного, соделавшихся причастниками Духа Святого. Отпадение их заключалось не в грехах плоти (Гал. 5, 19-21), а в том, что они поносят, распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. От таковых Дух Святой отступает, вследствие чего у таковых нет более побуждения к покаянию, сердце превращается в камень, способное произращать только тернии и волчцы.

     В таком состоянии были фарисеи, видевшие явные действия Духа Святого во Христе, исцелившего бесноватого. Проявленную силу Духа Святого они назвали «силою веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12, 24). Несомненно, это был величайший грех. Они сознательно надругались над Духом Святым. Сердца их окаменели. Впоследствии они кричали: «Распни, распни Его!»

     Хула на Духа Святого является грехом к смерти, о котором молиться бесполезно (1 Иоан. 5, 16). Это — сознательный, произвольный грех, для которого «не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» действий Духа Святого (Евр. 10, 26-27).

     Не являлись ли таковыми противниками Корей (Чис. 16, 11) и в особенности Саул, который лишился благодати и открыто восстал против помазанника Давида? (1 Цар. 15, 17 и 26; 16, 14; 18, 10-12). Вспомним печальный конец Саула (1 Цар. 31, 4). Не случилось ли подобное и с Иудой Искариотом? (Деян. Ап. 1,16-20).

     «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10, 31).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Объясните значение даров мудрости, веры и пророчества.

     2. Объясните значение даров различения духов, служения пастырства, управления и творения чудес.

     3. Объясните дары языков, истолкования языков и дар любви. Объясните разницу между языками апостолов и коринфян. Исследуйте и объясните 1 Кор. 14 гл.

     4. Расскажите о грехах против Духа Святого.

 

Дополнительная литература

 

     1. Дары Святого Духа. В. С. «Братский вестник», № 5-6, 1962 г., стр. 84-94.

     2. О любви. В. К. «Братский вестник», № 4, 1965 г., стр. 33-37.

     3. Служение христианского пастыря. Н. Н. «Братский вестник», № 5, 1966 г., стр. 36-49.

     4. О знамениях. А. И. Мицкевич. «Братский вестник», №2, 1954 г., стр. 28-31.

     5. О пророках и пророчествах. А. И. Мицкевич. «Братский вестник», № 4, 1958 г., стр. 42-50.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz