ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 13-я

Учение об ангелах

 

     Название «ангел» происходит от греческого слова «аггелос», то есть вестник, посланник.

     Мы не должны считать человека высшей формой Божьего творения. Как между человеком и низшими существами имеется большая градация промежуточных живых форм, точно так же между человеком и Богом существуют творения, превосходящие человека по уму и силе. Это подтверждается и Священным Писанием. И мы многое утратили бы в нашей духовной жизни, если бы встали на путь отрицания высших духовных существ, по той лишь причине, что их невозможно осязать и рассматривать физическими очами.

 

I. Природа ангелов

Ангелы сотворены Богом

     Кол. 1, 16: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано». Неемия восклицает: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней» (Неем. 9, 6).

 

Ангелы являются духовными существами

     Евр. 1, 14: «Не все ли они суть служебные духи?» Пс. 103, 4: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий».

     И хотя ангелы есть духи, тем не менее они очень часто появлялись перед людьми в видимом и даже человеческом облике (Быт. 19; Суд. 2, 1; 6, 11-22; Матф. 1, 20; Лук. 1, 26; Иоан. 20, 12). Они, очевидно, обладают какою-то телесностью, только высшего порядка, чем наша. Господь по воскресении из мертвых сравнивает наше тело с телом ангелов (Матф. 22, 30).

 

Святость ангелов

     Иисус Христос называет ангелов святыми (Матф. 25, 31; Марк. 8, 38).

     Кротость ангелов (2 Петр. 2, 11; Иуд. 9).

 

Могущество и сила ангелов

     «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою» (Пс. 102, 20; 2 Петр. 2, 11; 2 Фес. 1, 7). Через ангелов было совершено разрушение Содома (Быт. 19, 1-16), сокрушена армия Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), был отвален камень (Матф. 28, 2-3). Сам сатана будет связан ангелом и ввержен в озеро огненное (Откр. 20, 1-2. 10. Их сила от Бога для исполнения Его повелений. Действуя силою Божией, они свидетельствуют о Его всемогуществе. Итак, ангелы могущественны силою Божией, но они не всемогущи.

 

Различные служения и звания ангелов

     Слово Божие говорит, что для различного служения в Царствии Божием и исполнения воли Божией среди сонма ангелов существуют воинства небесные, начальства и власти и силы (1 Петр. 3,22; Кол. 1,16), Архангел Михаил (Иуд. 9; 1 Фес. 4,16; Дан. 10,13.21; Откр. 12,7), Ангел Гавриил (Дан. 8,16; 9,21; Лук. 1,19.26), херувимы (Быт. 3, 24; Иезек. 10), серафимы (Ис. 6, 1-7).

 

Бесчисленный сонм ангелов

     «Есть ли счет воинствам Его» (Иов. 25,3). «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч» (Пс. 67, 18; 4 Цар. 7, 6). «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7,10; Откр. 5,11). «Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Матф. 26, 53). «Вы приступили к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр. 12, 22).

 

II. Служение ангелов

Небесное служение ангелов

     Херувимы представлены во Святом-святых осеняющими ковчег Завета своими крыльями с обеих сторон. Они являются как бы носителями Его славы (Иезек. 10, 2; 4 Цар. 19, 15; Пс. 17, 11; 79, 2; 98, 1). Ангел был стражем рая (Быт. 3, 24).

     Серафимы, как ангелы престола Божия, прославляют святость Божию, власть и силу Его (Ис. 6, 1-7).

     Служение всех ангелов состоит в поклонении и славословии Бога и Христа (Пс. 102, 21; 148, 2; Неем. 9, 6; Филип. 2, 9-10; Евр. 1, 6; Откр. 5, 11-13; 7, 11-12).

 

Служение ангелов после явления Спасителя в мир

     Служение ангелов при рождении (Лук. 1,26; 2,9-13); при искушении Христа (Матф. 4, 11); в Гефсимании (Лук. 22, 43; Матф. 26, 53); при воскресении (Матф. 28, 2-7); при вознесении (Деян. Ап. 1, 10-11); при втором пришествии Христос явится с небесным воинством святых ангелов (Матф. 24, 30-31; 13, 39; 2 Фес. 1, 7; 1 Фес. 4, 16-18; Откр. 19, 14).

 

Служение ангелов в ветхозаветный период

     Ветхозаветный народ Божий имел особое водительство и попечение ангелов. Ангелы посетили отца веры Авраама (Быт. 18, 2; 22, 11-12); Иакова (Быт. 32, 1-2); Моисея (Исх. 3, 2); Иисуса Навина (5, 13-15); Гедеона, Давида и других вождей народа Господнего. Ангел Божий вел и руководил ими на всем пути в обетованную страну (Исх. 14, 19; Суд. 2, 1-2).

 

Служение ангелов в Церкви Христовой

     Ангелы ведут грешника ко спасению.

     «Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14). Они радуются об одном кающемся грешнике (Лук. 15, 7. 10). Они направляют служителей Божиих к грешнику (Деян. Ап. 8, 26) и грешника — к проповеднику Евангелия (Деян. Ап. 10, 3). Заметьте, что ангелы направляют, но Дух наставляет (Деян. Ап. 8, 29).

     Ангелы ободряют и укрепляют детей Божиих: 3 Цар. 19,5-8; Матф. 4,11; Лук. 22,43; Деян. Ап. 27,4-35; 5,19.

     Ангелы защищают, охраняют и избавляют служителей Божиих:

     Дан. 6, 22; Деян. Ап. 5, 19; 4 Цар. 6, 17-18; Быт. 19, 11; Деян. Ап. 12, 8-11; 27, 23-24.

     Ангелы наблюдают за Церковью и верующими.

     «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения» (1 Тим. 5,21). Это — величественная и торжественная мысль. Ангелы наблюдают за проповедью и служением каждого верующего, за делом спасения душ. Они следят за огненной борьбой Церкви против духов злобы поднебесных (1 Кор. 4, 9).

     Ангелы участвуют в служении и оказании помощи людям, так, например, они указали Агари на источник; апостола Петра освободили из темницы (Деян. Ап. 12 г.). Немало других примеров показывают, что ангелы питали, укрепляли и защищали детей Божиих. Дух Святой исполняет задачи, касающиеся больше духовного существа и истин.

     Ангелы будут сопровождать Христа в день Его второго пришествия.

     Они будут отделять праведных от злых (Матф. 25, 31-32; 2 Фес. 1, 7-8). Они исполнят Божий приговор над неверными (Матф. 13, 39-42). Как это свершится — никто не может сказать или описать. Самые тяжкие и суровые пророчества Библии относятся к судам, совершаемым через ангелов (см. Откр.: огонь, кровь и др.).

 

III. Падение ангелов

 

     Ангелы были созданы безгрешными для святого служения, как и человек, со свободной волей. Писание говорит о падших ангелах «как согрешивших». 2 Петр. 2, 4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». Иуда 6: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».

 

Время падения ангелов

     Некоторые полагают, что это произошло до начала творения, изложенных в Книге Бытие, т. е. в промежуток времени, указанный между 1-ым и 2-ым стихами первой главы; следствием падения было разрушение первоначального творения (Быт. 1, 1) и земля стала «безвидна и пуста». Такой взгляд нельзя ни доказать, ни опровергнуть, но тем не менее великий и страшный факт падения ангелов остается.

 

Причина падения ангелов

     Ап. Петр не определяет грех ангелов, а Иуда указывает, что часть ангелов не сохранила своего достоинства и оставила свои жилища (Иуда 6). Рассматривая данный текст вместе с Втор. 32, 8, по-видимому, можно отметить, что определенные уделы были предназначены и ангелам. Быт. 6, 1-4 говорит о «сынах Божиих» и некоторые полагают, что здесь имеются в виду ангелы,- согласиться с правильностью этого мнения невозможно, так как этот грех был связан с похотью, а ангелы являются служебными духами. Внимательное изучение 5 и 6 глав Бытия показывает, что под «сынами Божиими» надо понимать сынов Сифа (Быт. 5, 6-32). Это название имеет историческую основу в том, что мать назвала сына Сифом, что значит: сын от Господа.

     Грехом ангелов было неповиновение и гордость. Гордость была причиной падения сатаны (Иезек. 28). Таким образом становится понятным значение слов о былом достоинстве и силе падших ангелов. Не довольствуясь данным им уделом, они возгордились и хотели овладеть престолом Бога.

 

Деятельность падших ангелов

     Они противодействуют Божиим намерениям (Дан. 10, 10-14); причиняют страдания народу Божию (Лук. 13,16; Матф. 17,15-16); исполняют волю сатаны (Матф. 25, 41; 12, 26-27); омрачают духовную жизнь детей Божиих (Ефес. 6, 12) и стараются ввести их в обман (1 Цар. 28, 7-20).

 

Суд над падшими ангелами

     Места Писания (Иуд. 6; 2 Петр. 2, 4; Матф. 25, 41) показывают, что для них нет надежды на спасение. Концом их существования будет вечный огонь. Согласно 1 Кор. 6,3 следует, что святые примут определенное участие в суде над падшими ангелами.

 

Учение о сатане

     Названия «сатана» и «диавол» означают: враг, противник, обвинитель, клеветник.

     Через все Писание сатана проходит как сильный враг Бога и человека. Писание учит о нем, как о воплощении зла, и человек должен стремиться узнать, что это за существо. Пренебрежительное отношение к учению о сатане происходит от того, что люди воспринимают его по книгам и рассказам, а не по Библии.

     Во избежание поверхностных суждений внимательно рассмотрим, что говорит о сатане Священное Писание.

     Существование и личность сатаны.

 

Его существование

     Библия учит о существовании личности зла, называемой диаволом. Многие в наше время заменяют личное имя диавола безличным словом «зло» и тем самым отрицают реальное существование сатаны.

     Матф. 13, 19. 39: «Приходит лукавый»..., враг, посеявший их, есть диавол». Иоан. 13, 2: «Диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту предать Его». См. также Деян. Ап. 5, 3: 2 Кор. И. 3. 14; 2 Петр. 2, 4; Иуд. 1, 6.

     Когда-то сатана был добрым ангелом. Трагедия его падения показана в Иезек. 28, 12-19 и Ис. 14, 12-14. Он пребывал в истине, но пал (Иоан. 8, 44). Его падение было, вероятно, одновременно с падением части ангелов, увлеченных им (2 Петр. 2, 4; Иуд. 6). Одной из главных причин падения была гордость (1 Тим. 3, 6; Иезек. 28, 15-17). Таким образом образовалось царство «сатаны и его ангелов» (Матф. 25, 41).

     Ап. Павел говорит, что сатана принимает вид ангела света (2 Кор. 11, 14), и это он делает и в настоящее время. Изображение сатаны в виде змея в Едемском саду мы должны понимать символично, как состояние его после падения. Неверно и наивно представление о нем, как о существе с хвостом и рогами. Нет, сатана не плод больного воображения, а реальная сила.

 

Его личность

     Иоан. 8, 44: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». 1 Иоан. 3,8: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил». Сатана предстает здесь как лжец, как убийца, как источник греха — все это элементы личности. Он имел «державу смерти» (Евр. 2,14) и является «князем мира сего» (Иоан. 14,30).

     В описании сатаны у Иова особенно подчеркивается то, что он является личностью (Зах. 3, 1-2; 1 Пар. 21, 1; Пс. 108, 6). Вспомните великую борьбу двух личностей в пустыне (Матф. 4, 1-11).

     Проявления сатаны требуют признания его как личности.

     Наши искушения проистекают из трех источников: от мира, плоти и диавола. Бывают такие моменты в жизни верующего, когда искушения приходят в момент глубокого поклонения и спокойствия: мы можем считать это только, как искушение диавола. Этот «древний змей», диавол, говорит с фатальным красноречием каждому из нас. Если хотим, мы можем это отвергать, но факт остается.

 

Место сатаны и его сила

     Он — могущественный ангел.

     Он был таким и пока остается таким. Иуда 7-8: они «злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь». Даниил сообщает о том, как препятствовал сатана одному из могущественных ангелов (Дан. 10). В Ев. Лук. 11, 21 Христос называет сатану «сильным». Он есть «князь мира сего» (Иоан. 14, 30).

     Он — князь, господствующий в воздухе.

     Ефес. 2, 2: «По воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Сопоставьте это с Ефес. 6,11-12. Сатана является также князем демонов или падших ангелов (Матф. 12, 24; 9, 34; Лук. 11,14-18). Мы здесь находим указание на организованность царства злых духов, главою которого является сатана.

     Царство света возглавляется Иисусом Христом; царство тьмы — сатаной. Оба они являются личностями.

     Они имеет власть над царством смерти.

     Евр. 2, 14: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Души умерших невозрожденными попадают в царство сатаны.

     Характер сатаны.

     О природе и характере сатаны мы можем судить по именам, данным ему Священным Писанием.

     Противник или сатана.

     Зах. 3, 1: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему».

     1 Петр. 5, 8: «Противник ваш диавол» (Лук. 10, 18; Числ. 22, 22). Сатана — противник Бога и человека.

     Диавол.

     Матф. 13, 39: «Враг, посеявший их, есть диавол», Иоан. 8,44: «Ваш отец диавол». Много раз упоминается сатана под этим именем в значении обольстителя или клеветника. Он клевещет человеку на Бога (Быт. 3, 1-7) и Богу на человека (Иов. 1, 9; 2, 4).

     Лукавый.

     Матф. 13, 19: «Приходит лукавый» (Матф. 6, 13; 1 Иоан. 5, 19). Это наименование сатаны показывает, что он не только лукав сам по себе, но и является источником всякого лукавства в мире.

     Искуситель.

     Матф. 4, 3: «И приступил к Нему искуситель». См. Быт. 3, 1-6. Никто не может избежать его искушений. Он постоянно склоняет человека ко греху.

     В этой связи мы можем говорить о коварстве и враждебности сатаны (Быт. 3, 1). Сатана может принимать вид ангела света (2 Кор. 11, 14). Иллюстрация — искушение Христа в пустыне (Матф. 4, 1-11) и искушение Евы (Быт. 3). Священное Писание повествует о «кознях» диавольских (Ефес. 6, 11-12). «Древний змей» опаснее рыкающего льва. Хитрый и лукавый враг подходит к человеку в момент духовной слабости (Матф. 4, 1-11; Лук. 22, 40-46); в момент великого успеха (Иоан. 6, 15). Он пытается столькнуть человека с правильного пути (Матф. 4, 1-11); и обманывает своих последователей ложными знаниями и чудесами (2 Фес. 2, 9-10).

 

Наше отношение к сатане

     По отношению к верующим его сила ограничена.

     Иов. 1, 9-12; 2, 4-6. Сатана должен был спрашивать разрешение у Бога на причинение испытаний Иову. Иоан. 12, 31; 16, 11. Сатана уже осужден, его власть и сила над верующими сокрушены Христом. Он был вынужден спрашивать разрешение на вхождение в свиней (Матф. 8, 30-32). Сатана могуч, но не всемогущ.

     Он отступает.

     1 Петр. 5, 8-9: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою». Иак. 4, 7: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Это сопротивление будет успешным при подчинении нашей воли воле Бога (Рим. 6, 17-23; Иак, 4, 7) и выступлении против сатаны во всеоружии Бо-жием (Ефес. 6, 10-20).

     Конечная судьба сатаны.

     Он — побежденный враг по отношению к верующим в Иисуса Христа как Спасителя мира (Иоан. 12, 31; 16, 9-10; 1 Иоан. 3, 8; Кол. 2, 15).

     Он находится под вечным проклятием. Быт. 3, 14; Ис. 65, 25. Ничто не может снять этого проклятия с сатаны.

     В конце концов сатана будет ввержен в озеро огненное на вечное мучение.

     Он будет скован после второго пришествия Христа на 1000 лет (Откр. 20, 2), а затем он будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20, 10; Матф. 25, 41).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Природа ангелов, святость и кротость их.

     2. Могущество ангелов, их различие и численность.

     3. Небесное служение и служение ангелов Христу.

     4. Служение ангелов в ветхозаветный период.

     5. Служение ангелов Церкви Христовой.

     6. Служение при втором пришествии Христа.

     7. Причина падения ангелов, их деятельность и конечная участь их.

     8. Происхождение сатаны и его падение.

     9. Какими именами называет Библия сатану и атрибуты его как личности?

     10. Место сатаны и могущество его.

     11. Характер сатаны.

     12. Как христианин может противостоять сатане?

     13. Конечная участь сатаны.

 

Литература

 

     «Что говорит Библия об ангелах» — «Братский вестник», № 4, 1963 г.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz