ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 2-я

Учение об Иисусе Христе

А. Личность Иисуса Христа

 

     Христианство, как религиозное учение, имеет глубочайшую связь с личностью Христа. Буддизм и магометанство, если их рассматривать в отрыве от личностей основателей религий, практически ничего не теряют. Но если от христианства отделить личность Иисуса Христа, то вся сила и сущность его исчезнет. От начала и до конца, во всем многообразии проявления христианской жизни, основой и краеугольным камнем великого здания христианства является чудный образ Иисуса Христа и Его учение.

     Библия учит, что Иисус Христос есть Бог и человек. Он есть Богочеловек.

     Рассмотрим личность Христа в свете учения Священного Писания.

 

I. Человеческая сущность Иисуса Христа

1. Он был рожден от Девы Марии

     Слово Божие утверждает, что, через рождение от Девы Марии, Христос стал Сыном человеческим. «Слово стало плотью» (Иоан. 1, 14). См. Матф. 1, 18; 2, 11; 12, 47; 13, 55; Иоан. 1, 14; 2, 1; Деян. Ап. 13, 23; Римл. 1, 3; Гал. 4. 4.

     Воплощение Иисуса Христа связано с фактом непорочного зачатия (Лук. 1, 26). Он родился от Девы Марии силою Духа Святого по пророчеству (Ис. 7, 14; Матф. 1, 23; Лук. 1, 35).

     Люди, принимающие Христа только как человека, великого Учителя, отвергают Его рождение от Девы и Святого Духа. Но если рассматривать всю жизнь Христа как Сына Божия со дня рождения и до дня славного воскресения и вознесения, то следует утвердительно сказать, что такое явление могло быть только при условии необычного прихода Христа в мир. Некоторые спрашивают, что, если непорочное зачатие является столь существенным для правильного понимания христианства, то почему евангелисты Марк, Иоанн и апостол Павел ничего не говорят об этом? Но разве они молчат? Ап. Иоанн говорит: «Слово стало плотью»; Павел говорит: «Бог явился во плоти». Но ни Марк, ни Павел не писали о земной жизни Иисуса до Его тридцатилетнего возраста. О факте Его непорочного зачатия вначале знали только Мария и Иосиф. И вполне естественно, что они не говорили об этом окружающим. Но когда сын Марии — Иисус был вознесен на крест, умер и затем воскрес, тогда она силою Святого Духа полностью познала цель и значение события более чем тридцатилетней давности. И рассказ Матери Иисуса о чудных событиях, предшествовавших рождению Спасителя, при содействии Духа Святого нашел путь в евангельские повествования.

 

2. Иисус Христос возрастал, как и все люди, подчиняясь естественным законам развития

     Лук. 2, 40. 52. 46-47. О жизни Иисуса до тридцатилетнего возраста мало написано в Священном Писании.

     Очевидно, на Нем, как и на всяком человеке, отражалось влияние семейного воспитания, учения в синагоге, личное изучение Библии и молитвенная связь с Небесным Отцом.

     Мы читаем, что «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2, 52; 2, 40).

 

3. Иисус Христос имел внешность обыкновенного человека

     По внешнему виду Христос был обыкновенным человеком, но, безусловно, святая, чистая жизнь отражалась на Его лице и особенно в глазах. Глаза — зеркало души. Он был прекраснее сынов человеческих (Пс. 44, 3) по внутреннему и внешнему виду. Слова «нет в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 53, 2) касаются момента страданий Христа. Чистота и святость Христа привлекала к Нему сердца простых людей и вызывала ревность и негодование фарисеев и книжников. Мы ничего не знаем о внешности Иисуса Христа. История не сохранила Его портрета. Евангелие повествует, что Он имел внешность простого человека. Так, например, самарянка признала в Иисусе иудея, очевидно, по внешнему виду и речи. Мария приняла воскресшего Христа за садовника (Иоан. 20, 15). Ученики на пути в Эммаус также приняли Его за обыкновенного человека (Иоан. 4, 9; Лук. 24, 13). Следовательно, как до так и после воскресения Иисус являлся ученикам в образе человека (Деян. Ап. 7, 56; 1 Тим. 2, 5). В этом образе Он вознесся на небо.

 

4. Иисус Христос имел безгрешное человеческое естество, т. е. дух, душу и тело

     Через воплощение Христос обрел истинную сущность человека (Иоан. 1, 14; Евр. 2, 14; Матф. 26, 12. 38; Лук. 23,46; 24, 39). Христос был истинным безгрешным человеком.

 

5. Иисус был подобен нам, ...кроме греха (Евр. 4, 15)

     Иисус Христос алкал (Матф. 4, 2); жаждал (Иоан. 19,28); уставал от путешествий (Иоан, 4,6); от усталости Он засыпал (Матф. 8, 24); Он скорбел об Иерусалиме (Матф. 23, 37); плакал у гроба Лазаря (Иоан. 11, 35); жаждал человеческого участия в Гефсиманском саду (Матф. 26, 36. 40); подобно нам был искушаем (Евр. 4, 15). Он был подобно нам человеком, любое искушение, касающееся нас, понятно Ему. Он наша помощь в немощах.

 

6. Сам Иисус Христос и окружающие называли Его человеческими именами

     Сын Человеческий (Лук. 19, 10), Иисус (Матф. 1, 21); Иисус из Назарета (Деян. Ап. 2, 22), человек Иисус Христос (1 Тим. 2, 5). Не менее восьмидесяти раз называет Себя Иисус Сыном Человеческим. Когда к Нему обращались, как к Сыну Божию, Он принимал это имя, но тут же заменял его именем «Сын Человеческий» (Иоан. 1, 49-51; Матф. 26, 63-64).

     Этим именем Он отождествляет Себя с нами. Он, будучи кость от кости и плоть от плоти человеческой, был Истинным Человеком. По безгрешной природе и жизни Он является единственным среди сынов земли.

 

II. Божественность Иисуса Христа

1. Его Божественные имена

     а) Иисус Христос назван Богом.

     Места Священного Писания, подтверждающие это: Иоан. 1, 1; Евр. 1, 8; Иоан. 1, 18; 20, 28; Римл. 9, 5; Тит. 2, 13; 1 Иоан. 5, 20.

     б) Иисус Христос назван Сыном Божиим.

     Места в Слове Божием, указывающие на Христа как на Сына Божия: Матф. 16, 16-17; 8, 29; 14, 33; Марк. 1, 1; 14, 61; Лук. 1, 35; 4, 41.

     В синоптических Евангелиях в начале не говорится, что Христос называл Себя Сыном Божиим. Только ученикам была открыта тайна, и Он принимал это название. В конце земного служения, из обвинений, предъявленных Ему, становится очевидным, что Он провозгласил эту истину открыто, для всех (Матф. 27, 40-43; Марк. 14, 61-62; Лук. 22, 70. В Евангелии от Иоанна Христос прямо называет Себя Сыном Божиим (5,25; 10,36; 14,4). Ев. Иоан. начинается утверждением, что Христос есть Бог: «Слово было Бог» (1, 1) и заканчивается словами: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20,28). 21 глава Ев. Иоанна является эпилогом. Христос — единородный Сын Божий.

     Ангелы и человек могут быть подобны Богу в нравственном смысле, но право быть подобным Богу по природе, по существу принадлежит единственно Сыну Божию.

     Если Иисус, называя Себя Сыном Божиим, не вкладывал в это выражение больший смысл чем то, что Он есть подобный нам людям, как сынам Божиим, то почему тогда первосвященники обвиняли Его в богохульстве? (Матф. 26, 61-63). Потому что они чувствовали в Нем силу Бога, но не хотели признавать это. Он имел право называть Себя Сыном Божиим, так как Сам Бог засвидетельствовал Свое отцовство (Марк. 1,11). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20, 31). Иисус Христос есть Сын Божий от вечности, по природе; мы же являемся детьми Его по усыновлению и благодати.

     в) Иисус Христос назван Господом.

     Об этом свидетельствуют места Писания: Деян. Ап. 4, 33; 16, 31; Лук. 2, 11; Деян. Ап. 9, 17; Матф. 22, 43-45. Наименование «Господь» в Новом Завете означает «Господин» (Лук. 19, 16. 22; Ефес. 6, 5; Иоан. 12, 21). Христиане первого века подчеркивали господство Христа, как признание того, что вечный Христос был воплощен в Иисусе, умер и воскрес и является Вечным Живым Господом (Фил. 2, 4-11). В будущем Христос явится как Царь царей и Господь господствующих, Бог Вседержитель (1 Тим. 6,15; Откр. 11,15.17) «и будет царствовать во веки веков».

     г) Другие имена Иисуса Христа.

     «Первый и Последний» (Откр. 1, 17; 2, 8); «Альфа и Омега» (Откр. 22, 13. 16); Спаситель мира (Иоан. 4, 42); Агнец Божий (Иоан. 1, 29); Пастырь Добрый (Иоан. 10, 11) и многие другие.

 

2. Иисусу Христу принадлежит поклонение как Богу

     Иисус Христос принимал поклонение (Иоан. 4,21-24; 20, 28; Матф. 14, 33; Лук. 24, 52; 5, 8). Писание признает поклонение только перед Богом. Ни ангелы, ни святые люди не могут быть предметом нашего поклонения. Корнилий сотник пал на колени перед Петром, но Петр поднял его, говоря: «...встань, я тоже человек» (Деян. Ап. 14, 14-15; 10, 25-26). Какая ужасная судьба постигла царя Ирода, когда он допустил поклонение себе, достойное только Бога (Деян. Ап. 12, 20-25).

     Иисус говорил: «Поклоняйтесь только Богу», следовательно, Он не имел права принимать поклонение, если бы Он не был Богом. И Бог повелевает всем людям преклониться перед Сыном (Иоан. 5, 23. 24) и не только людям, но и ангелам (Евр. 1,6; Филип. 2,10).

 

3. Иисус Христос обладает свойствами Бога

     а) Иисус Христос вечносущий.

     «В начале» (Иоан 1, 1, сравните с Быт. 1, 1). Он был прежде Авраама (Иоан. 8, 58). Он есть безначальный и вечносущий (Иоан. 17, 5; Фил. 2, 6; Кол. 1, 16-17).

     б) Он — Источник жизни и жизнеутверждающая Сила.

     «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5, 21. 26). «В Нем была жизнь...» (Иоан. 1, 4; Евр. 7, 16; Иоан. 17, 3-5; 10, 17-18).

     Из данных мест мы видим, что всякое проявление жизни — физическое, моральное, духовное, вечное — исходит от Иисуса Христа.

     в) Неизменность Иисуса Христа.

     «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8; 1, 12). Вся природа, которая, как одежда, распростерта вокруг Него, изменяется и умирает; а Иисус Христос вечно Тот же. Он не изменяется.

     г) Вся полнота Божества обитает во Христе.

     «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2,9), т. е. истинная сущность и природа Божества. Он есть Истинный Бог.

 

4. Божественные проявления Иисуса Христа

     а) Он есть Творец.

     «Все чрез Него начало быть»... (Иоан. 1, 3). Творение является откровением Его силы и могущества.

     «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1, 10). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое — все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). Прочитайте внимательно Кол. 1, 15-17. Он рожден прежде всякой твари. Все создано Им. Он — Творец Вселенной и Он — Глава Церкви (стих 18), т. е. Глава нового человечества.

     б) Он держит все.

     Вселенная не забыта Богом. Сила Христа, вот та сила, которой удерживается все в мире (Кол. 1, 17; Евр. 1, 3). Пульс жизни Вселенной регулируется и контролируется пульсацией могучего сердца Христа.

     в) Иисус Христос имеет власть прощать грехи.

     Ни один человек не имеет права прощать грехи. Это право Бога. Христос как Истинный Бог, не только провозглашал прощение грехов, но и, действительно, прощал (Марк. 2, 5-10; Лук. 7, 8).

     г) Иисус Христос имеет силу воскрешать мертвых.

     Несколько раз в Евангелиях повествуется о силе Христа воскрешать мертвых (Иоан. гл. 11; Лук. 8,41-55; 7, 11-18). В последний день Он воскресит всех Своей силой (Иоан. 6, 39. 40. 54; 11, 25; 1 Кор. 15, 51-58; Иоан. 5, 28-29).

     Пророки и апостолы воскрешали мертвых по молитве, силой Бога. Этому акту предшествовало глубокое молитвенное усилие. Вспомните воскрешение мальчика Елисеем и сравните с величием и спокойствием слов Триста при чуде воскрешения (4 Цар. 4, 32-37; Иоан. 11,34-44).

     д) Он будет Судьей всех людей.

     «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5, 22; 2 Тим. 4, 1; Деян. Ап. 17, 31; Матф. 25, 31-46). Голгофский Страдалец будет Судьей на великом белом престоле (Откр. 20, 11-15).

 

5. Божественная сущность Иисуса Христа

     а) Всемогущество.

     «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18; Откр. 1, 8; Иоан. 17, 2; Ефес. 1, 20-22). Его сила властвует над тремя сферами:

     Первая сфера — по всей земле: над болезнями (Лук. 4, 38-41); над смертью (Иоан. 11); над природой -превращение воды в вино, прекращение бури на море (Иоан. 2; Матф. 8).

     Вторая сфера — над всеми силами ада: над демонами (Лук. 4, 35. 36. 41); над злыми ангелами (Ефес. 6, 11-13).

     Третья сфера — над всеми силами неба: (Ефес. 1, 20-22), и в конце Он будет владычествовать над всем (Евр. 2, 8; 1, 3; Матф. 28, 18).

     б) Всеведение.

     «Теперь видим, что Ты знаешь все...» (Иоан. 16, 30). См. Иоан. 2, 24. 25; Матф. 24, 25; Кол. 2, 3.

     Иллюстрации: Иоан. 4, 16-19; Марк. 2, 8; Иоан. 1,48; Лук. 7, 39-40.

     При изучении слов Иисуса Христа все более укрепляется впечатление, что Он знал все до деталей, относилось ли то к прошлому или будущему времени.

     Единственное непонятное место, которое как бы хранит в себе для нас тайну, изложено в Ев. Марк. 13,32: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». В идентичных местах Ев. Матф. указанные слова «ни Сын» отсутствуют (Матф. 24, 42; 25, 13). Здесь, безусловно, сказывается сокрытое для нас выражение. Оно не должно нас смущать. Ограниченность наших познаний не может быть аргументом против неизменяемости Христа и Его всеведения. Ап. Павел говорит: «Мы знаем отчасти и видим как бы сквозь тусклое стекло». И в то же время Павел был так уверен в исповедуемой им истине, что дерзновенно заявлял: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествуем вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Павел знал, что его познания ограничены, но в то же время он был убежден в истинности Христова учения. Церковь с первых дней своего существования приняла труды апостола как богодухновенные.

     И в данном месте Ев. Марка возможно указана человеческая сущность Христа. Как Бог — Он вездесущ, а как человек — Он присутствовал в одном месте. Как Бог — Он всемогущ, за исключением одного: Он не может насильно обратить человека и заставить его следовать за Собой. Он ждет от человека добровольного подчинения своей воли Богу.

     в) Вездесущность Христа.

     «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18, 20). Он сопровождает каждого миссионера и проповедника (Матф. 28, 20). Он пребывает с молящимися во всяком месте (1 Кор. 1, 2). В этом ценность и значение молитвы. Он наполняет все и во всем (Ефес. 1, 23). Такими свойствами может обладать только истинный Бог.

 

6. Его имя находится в сочетании с именем Бога Отца

     Сравним следующие места:

     а) Христос, как податель благодати, стоит наравне с Отцом (2 Кор. 13, 13).

     б) Слова, произносимые при крещении.

     (Матф. 28, 19); Деян. Ап. 2, 38) «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь мы видим единство Троицы, как одного Божества.

     в) Другие утверждения.

     «Мы придем...», т. е. Отец и Сын Божий (Иоан. 14,23). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17, 3). Спасающая вера включает веру в Иисуса Христа наравне с Отцом. «Я и Отец — одно» (Иоан. 10, 30). «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш... да утешит... да утвердит вас...» (2 Фес. 2, 16). Единство Отца и Сына показаны в данных текстах.

 

7. Свидетельство Иисуса Христа о Себе

     а) Из повествования о посещении Им храма (Лук. 2, 41-52).

     Это повествование есть первый цветок из прекрасного закрытого сада тридцатилетней земной жизни Господа. Первые дошедшие до нас слова отрока Иисуса. «...Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лук. 2, 49). «Мой Отец!» Ни одни человеческие уста не произносили этих слов. Христос учит нас молитве, начинающейся со слов «Отец наш!». Христос открывает, что не Иосиф Его Отец, а Бог, и что Он находится в храме, принадлежащем Его Отцу.

     б) При крещении.

     Прочитаем Матф. 3,13.17; Марк. 1,9-11; Лук. 3,16-22. «Так надлежит нам исполнить всякую правду», — сказал Христос в ответ на слова Иоанна.

     Иисус подтвердил проповедь Иоанна Крестителя о Идущем за ним, «Который будет крестить вас Духом Святым». Для Иисуса Христа день крещения был днем великого благословения. «Глас с неба глаголющий; Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17). Исполнились древние пророчества (Ис. гл. 42 и 61). «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7). Иисус знал, о Ком пророчествовали ветхозаветные пророки. Великий Дух Божий снизошел на воплощенного Сына Божия. Свидетельство с неба было для Иисуса, Иоанна и окружающих.

     в) В искушении Иисуса Христа.

     Прочитаем Матф. 4,1-11; Марк. 1,12-13; Лук. 4,1-13.

     Получив великие откровения с неба при крещении, Иисус вступает в долину искушений. Сатана признает Его как Сына Божия. Он предлагает Христу пути обретения власти над миром, зная, что Христос жаждет спасения рода человеческого.

     Цель Христа — основать Царство Божие на основе любви к Богу, Царство Небесное, новое, вечное. В дни искушения в пустыне Христос прошел великую школу послушания. Сорок дней и ночей глубоких раздумий о спасении человечества, о любви Отца, о Своей миссии. «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» (Лук. 4, 14).

     г) В избрании на служение двенадцати и семидесяти учеников.

     Прочитаем об этих событиях Матф. 10; Марк. 3,13-19; 6,7-13; Лук. 9,1-6; 10,1-14. Это важное событие в жизни нашего Господа имеет важное значение в самоутверждении Его служения. Двенадцать учеников-апостолов, самых близких для Христа людей, пошли проповедовать Царствие Божие, исцелять больных и т. п. Он дал им силу (Лук. 9,1). Только Истинный Бог может давать такую силу. Христос предстает в этом событии как властитель над жизнью и смертью. И в то же время Он жаждет искренней любви человека.

     д) В Нагорной проповеди.

     Читаем об этом событии: Матф. 5-7 гл.; Лук. 6,20-49. Кто это, ставящий Себя выше Моисея? Провозглашающий авторитетно, как власть имеющий: «А Я говорю вам». Послушаем снова, что говорит Христос о последнем суде (Матф. 7, 21). Мог ли произнести все это Иисус, если бы Он не чувствовал в Своем сознании воплощение Бога? Конечно, нет.

 

III. Пророчества об Иисусе Христе (Мессии)

 

     Личность и значение Иисуса Христа (Ис. 9, 6-7; 28, 16; Пс. 117, 22). Иисус Христос родится: от семени жены (Быт. 3, 15); от семени Авраама (Быт. 22, 18); от семени Давида (Пс. 88, 36-37; Иер. 23, 5-6); от Девы (Ис. 7,14); в Вифлееме (Мих. 5,2); во время чужеземного владычества над Иудеей (Быт. 49, 10).

     Иисус Христос будет помазан Духом Святым (Ис. 11, 2; 42, 1; 61, 1; Дан. 9, 24).

     Есть еще много пророчеств о жизни, характере и деятельности Иисуса Христа, но теперь мы не будем касаться их, так как используем их в дальнейшем.

 

IV. Труд Иисуса Христа

 

     О труде Иисуса Христа свидетельствует Он Сам и апостолы. Этот материал очень богат и рассматривать его можно как в хронологическом порядке (событие за событием), так и по нижеследующим признакам служения Иисуса Христа: пророка, первосвященника и царя.

     Основанием для такого распределения сведений о деятельности Иисуса Христа является то, что Он именуется Помазанником (по-еврейски Мессией, по-гречески Христом).

     В ветхозаветное время через помазание поставлялись на служение первосвященники (Исх. 28,41; 29, 7), цари (1 Цар. 10, 1; 16, 13; 3 Цар. 1, 39; 19, 15) и пророки (3 Цар. 19,15). Пророчество Ис. 61,1 относится к Иисусу Христу. Он действительно был помазан Духом Святым на служение пророка, первосвященника и царя. Эти служения подготовляют одно другое и тесно связаны между собой.

 

Пророческое служение Иисуса Христа

     Пророческое служение заключает в себе не только предсказание будущего, но и назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14, 3).

     Пророческое служение Иисуса Христа было предсказано: Втор. 18, 15-18; Пс. 21, 23; 39, 11; Ис. 42, 1-11; 49,1; 50, 4.

     Об исполнении этих предсказаний читаем: Лук. 4, 18, 21; 24, 19; Деян. Ап. 3, 22; 7, 37; Иоан. 17, 8. 26; Евр. 1,1. Пророки Ветхого Завета были прообразами Иисуса Христа.

     Содержание учения Иисуса Христа.

     Таковым является — благая весть, Евангелие о приближении в лице Иисуса Христа Царствия Божия: Марк. 1, 15; Матф. 11, 5; 9, 35; 13, 19. Оно принимается через покаяние и веру: Марк. 1, 15; Иоан. 3, 12. 14. 15. 16. 36.

     Иисус Христос был свидетелем истины: Иоан. 18,37; 3, 11; 7, 7; 8, 17. Иисус Христос был учителем: (Матф. 4, 23; 5, 2), возвестив законы Царствия Божия и разъяснив их: Матф. 5, 6 и 7 гл. (нагорная проповедь) 13 гл.; 9, 35; 26, 55; Марк. 4, 1; Лук. 13, 10; 22, 26; 23, 5.

     Иисус Христос предсказал будущие события: Матф. 24 и 25 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17, 20-37; 21, 5-36.

     Свое пророческое служение Иисус Христос подтверждал чудесами. Они являются свидетельством истинности Христова учения и сотворены для того, чтобы люди приняли евангельскую истину и поверили ей (Иоан. 2,23; 3,2; 6,14; 9,31; 11,47; 12,37). Это относится и к апостолам (Марк. 16, 20).

     Чудеса показывают полную власть Иисуса Христа над природой; она, вероятно, была дана Богом и человеку, но оказалась в значительной мере утраченной вследствие грехопадения.

     Пророческое служение Иисуса Христа продолжалось и после Его смерти (физической, но не духовной 1 Петр. 3, 18). Иисус Христос проповедовал находящимся в царстве мертвых людям, не уверовавшим во дни Ноя (1 Петр. 3, 19-20; 4, 6).

 

Первосвященническое служение Иисуса Христа

 

     Предсказано: Зах. 6, 13.

     Иисус Христос:

     призван и поставлен Богом (Евр. 3, 1-3);

     имеет священство непреходящее (Евр. 5, 6; 6, 20; 7, 24-28);

     свят без порока (Евр. 7, 26-28);

     не имеет нужды в жертве за Самого Себя (Евр. 7,27);

     принес Самого Себя однажды в жертву чистую и беспорочную (Евр. 7, 27; 9, 14; 10, 10-12);

     принес лучшую жертву (Евр. 9, 13-14. 23);

     совершил умилостивление за грехи наши (Евр. 2,17);

     приобрел нам вечное искупление (Евр. 9, 12);

     может всегда спасать (Евр. 7, 24-25).

     Прообразы Иисуса Христа как Первосвященника: Мелхиседек (Быт. 14, 18-20; Евр. 7, 1-10), Аарон (Исх. 40, 12-15; Евр. 5, 4-5).

     Конспективное и краткое изложение в данной лекции важного вопроса о первосвященническом служении Иисуса Христа будет дополнено в следующей 3-ей лекции.

 

Царственное служение Иисуса Христа

 

     Царственное служение Иисуса Христа разделяется на три периода:

     1. от рождения до вознесения;

     2. от вознесения до 1000-летнего Царства;

     3. 1000-летнее Царство и вечность.

     1. Ко времени рождения Иисуса Христа в Израильском народе сложилось убеждение в том, что обетованный Мессия будет земным царем, освободит от римского ига Израиль и поставит его во главе всех народов земли. Соответствующие пророчества (Числ. 24, 17; Пс. 2; Ис. 32, 1; 52, 7; Иер. 23, 5; Дан. 7, 13-14; Мих. 5, 2; Зах. 9, 9 и многие другие) подтверждают эти ожидания. Они были у народа, пришедшего на Иордан к Иоанну для крещения (Иоан. 1, 20-25), у свидетелей чудесного насыщения 5 тысяч людей (Иоан. 6, 14), что вызвало желание сделать Иисуса Христа — Царем (ст. 15). Не были свободны от этого ожидания и ученики Иисуса Христа (Лук. 24, 21; Деян. Ап. 1, 6).

     Но жизнь Иисуса Христа, полная скитаний и уничижений, проповедуемое Им учение, Его характер и отношение к окружающему, находились в противоречии с представлениями народа о личности и деятельности Царя — Мессии. Даже Иоанн Креститель, — первый и сильный свидетель помазания Иисуса Христа (Иоан. 1, 26. 30. 32. 34; 3, 27. 29), послал спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11,2-3).

     И перед концом Своей жизни на судилище Пилата, как бы подводя итог Своей деятельности, Иисус Христос еще раз определяет Свое царство словами, что оно «...не от мира сего» (Иоан. 18, 36).

     Оно духовно; царственная власть Христа распространяется на души человеческие, добровольно подчинившиеся законам Небесного Царства, на Церковь, которая является этим царством.

     Начало ему положено проповедью его божественного Основателя (Марк. 1, 15), следованием за Ним Его первых учеников (Марк. 1, 17-20), к которым потом примкнуло множество людей (Деян. Ап. 2, 41; 4, 4).

     2. Второй период царствования Иисуса Христа — от вознесения и Пятидесятницы до 1000-летнего Царства, период Церкви и наших дней.

     Иисус Христос «открылся Сыном Божиим в силе через воскресение» (Римл. 1, 4; см. также Иоан. 6, 62; Деян. Ап. 2, 33). Он увенчан славою на престоле Отца Своего (Евр. 1, 3; 12, 2; Откр. 3, 21; 22, 1) имеет «всякую власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18).

     На земле царственная власть Иисуса Христа осуществлена, главным образом, в Церкви, Главою которой Он является и через которую распространяет Свою власть на новые души.

     3. В третьем периоде Царство Иисуса Христа распространится на всю землю: «Царство мира соделается Царством Господа нашего» (Откр. 11, 15; Пс. 2, 8; Дан. 7, 14. 27; Римл. 14, 9; 1 Петр. 3, 22). Тогда полностью осуществятся пророчества о Мессии и царстве Его (Пс. 88, 28; 44, 7; Ис. 16, 5; Иер. 23, 5).

     Ошибка Израиля (отвержение Иисуса Христа во время Его первого пришествия) состоит в том, что не были приняты во внимание пророчества о страданиях и об униженном состоянии Мессии (Христа), Его жертвенном подвиге и искупительной смерти (Ис. 53 гл.; Пс. 21). Эта ошибка будет исправлена всеобщим покаянием Израиля (Зах. 13, 1; 12, 10-14).

 

Контрольные Вопросы

 

     1. Чем доказывается человеческая сущность Христа?

     2. Чем доказывается божественность Иисуса Христа?

     а) Имена Иисуса Христа.

     б) Какими свойствами Бога обладает Иисус Христос?

     в) Свидетельство Иисуса Христа о Себе.

     3. Пророчества об Иисусе Христе.

     4. Труд Иисуса Христа.

     а) Как пророка.

     б) Как первосвященника.

     в) Как царя.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz