ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 3-я

Смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа

А. 1. Необходимость смерти Христа

1. Грех человека и спасение

     Бог создал мир прекрасным, полным согласия и красоты. Этот совершенный мир Бог дал совершенному человеку. Ничто, созданное Богом, не может быть несовершенным. Бог наградил человека разумом и душой и самым драгоценным даром — свободой. Бог предоставил человеку свободу выбора. У Адама была свобода принять или отвергнуть, свобода повиноваться Богу или отвергнуть Его.

     Когда Адам был в раю, он был без греха и имел близкое общение с Богом. Перед ним расстилался весь мир. Он должен был владычествовать им по Божьему изволению.

     Адам — глава человеческого рода поддался искушению и впал в грех; через него грех вошел в последующие поколения (Римл. 5, 18-19; Быт. 3, 16-19).

     С тех пор человечество прибегает к различным средствам, чтобы вернуть себе положение, потерянное Адамом, но все оказывается напрасным.

     Все человечество охвачено исканием. Ищет выхода из состояния смятения, нравственной немощи, гнетущей духовной пустоты. Всем существом человека овладел грех.

     Мы можем осуждать Адама, но каждый, подвергаясь такому же испытанию, поступает так же. Согрешив, человек вкусил горечь последствия греха: духовную и телесную смерть. «Возмездие за грех — смерть» (Римл. 6, 23). Совершённый грех разлучил человека с Богом. Ибо, с одной стороны, правосудие должно быть удовлетворено, с другой стороны, грешник —оправданным.

     Единственный путь спасения состоит в том, чтобы невинный, безгрешный добровольно согласился умереть, приняв на себя наказание за грех и стал бы заместителем грешника перед Богом, перед Его святостью и правосудием. Среди человечества не было такового, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римл. 3, 23).

     Бог в Своем бесконечном милосердии послал нам Сына Своего, Который подвергся тем же искушениям, которым подвергся Адам и все люди. Сатана во всем искушал Иисуса Христа, но Христос полностью восторжествовал над искусителем (Матф. 4, 1-11).

     Добровольно взойдя на Голгофский крест и пролив Свою невинную драгоценную Кровь, Христос совершил вечное искупление и явил оправдание человечеству (Евр. 9,22; Кол. 1,20; Римл. 5,9; 1 Петр. 1,18-19).

 

2. Исполнение Писания

     О смерти Христа, о Его заместительстве было предсказано в Ветхом Завете (Ис. 53; Пс. 21; Лук, 24, 25-27. 44). Особенно ярко пишет об этом ап. Петр (1 Петр. 1, 10-12). В каждой жертве за грех, принесенной ветхозаветным народом Божиим, виден был грядущий Мессия. Человек мог приблизиться к Богу только через пролитие жертвенной крови (Лев. 4, 13-21. 27-31; Исх. 12, 1-15; Евр. 9, 22).

     Мысль об искупительной жертве Иисуса Христа красной нитью проходит через каждую страницу Библии.

 

3. Смерть Христа — краеугольный камень христианства

     Без учения о заместительной жертве Христа христианство теряет силу и становится в один ряд с другими религиозными учениями (буддизмом, магометанством и др.). Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом. Голгофский крест — это величественный мост, поддерживающий связь между Небом и землей.

     Иисус Христос облекся в плоть и кровь, чтобы умереть (Евр. 2, 14). «Он явился для того, чтобы взять грехи наши...» (1 Иоан. 3, 5), чтобы искупить многих (Матф. 20, 28). Он принес Своей смертью жертву умилостивления на Божьем суде и стал нашим Ходатаем.

     Павел говорит: «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, ...что Христос умер за грехи наши...» (1 Кор. 15, 1-3). Такова основная тема Евангелия. Пусть не будет ни одной проповеди, ни одного послания без упоминания о смерти Христа за грехи людей. Смерть Христа — величайшее событие не только в истории человечества, но и в небесном мире. Об этом вели беседу Моисей и Илия на горе преображения (Лук. 9, 30-31). Сонмы ангелов воспевают это событие (Откр. 5, 8-12).

 

II. Как Священное Писание определяет смерть Христа

1. Как выкуп:

     Матф. 20, 28; 1 Петр. 1, 18; 1 Тим. 2, 6; Гал. 3, 13. Значение выкупа становится понятным из Левит. 25, 47-49. Человек, находящийся в рабстве, должен быть выкуплен из рабства родственником за деньги. Так и в мире греха, в котором грешник «продан греху» (Римл. 7, 14) и обречен на смерть (Римл. 6, 23; Иезек. 18, 4). Христос Своей смертью внес достойную плату для освобождения грешников от греха. Он снимает оковы и отпускает узников греха *на свободу. Плата за выкуп -невинная святая Кровь Спасителя. Христос взял на Себя проклятие, тяготеющее над нами. Его смерть -цена выкупа за избавление нас от вечной погибели.

 

2. Как умилостивление:

     Римл. 3, 25; 1 Иоан. 2, 2; Евр. 2, 17; Ис. 53, 5.

     Христос есть жертва умилостивления за наши грехи. «И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9, 15).

     Смерть Христа утверждается как основание, на котором Бог в Своей праведности может простить вину и грех человечества.

 

3. Как примирение:

     Римл. 5, 10; 2 Кор. 5, 18-19; Ефес. 2, 13-16; Кол. 1, 20.

     Через пролитую Кровь и смерть на кресте святого Агнца, мы примиряемся с Богом. Мы можем рассматривать смерть Христа: 1. как устранение вражды между человеком и Богом, ибо «...плотские помышления суть вражда против Бога» (Римл. 8, 7. 9, см. Ефес. 2, 15; Иак. 4, 4) и 2. как изменение отношения человека к Богу при виде Распятого на кресте (2 Кор. 5, 18-20). Здесь показана односторонняя отчужденность: протянутая рука любви Бога и отталкивающий жест человека. Как трогательно звучат слова апостола: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20). Можно сказать, что Бог дает умилостивление и примирение, а грешник имеет возможность принять это.

 

4. Как замещение:

     Ис. 53, 6; 1 Петр. 2, 24; 3, 18; 2 Кор. 5, 21.

     Повествование о пасхальном агнце (Исх. 12) и слова 1 Кор. 5, 7 иллюстрируют значение заместительства: одна жизнь за всех. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 6). Христос Сам вознес наши грехи на древо — в этом смысл заместительства. Христос умер вместо нас, понес наказание за наши грехи; и все это не по принуждению, а добровольно (Иоан. 10, 17-18).

 

III. За кого умер Христос

 

     Была ли смерть Христа за всех людей или только за избранных, духовно соединенных со Христом по вере?

     То, что смерть Христа есть жертва за всех людей, за все человечество, ясно из следующих мест Писания: Ис. 53,6; 1 Тим. 2,6; 1 Иоан. 2,2; 2 Кор. 5,19; 1 Кор. 8,11.

     Жертва Христа, Его смерть, открывает вечную цель Бога, Его желание, чтобы все люди были спасены и чтобы все познали и уверовали в Иисуса Христа. Божественная милость и благодать открыты для всех людей.

     С другой стороны мы не должны и не можем проходить мимо того факта, что цель заместительства Христа, ее исполнение, ограничивается искуплением истинной Церкви, как невесты Христа. Только тот, кто искренне принимает Христа через веру, разделит плоды победы Иисуса Христа (Иоан. 10, 14-16. 26-29; Ефес. 5, 25-27; 1 Иоан. 3, 1-2).

     Учение о заместительстве можно кратко изложить так: заместительная жертва Христа достаточна для всех, и ее влияние распространяется на всех; но она, т. е. жертва, действительна только для тех, кто верит в Иисуса Христа и кто принимает Его. Христос есть Спаситель всех людей (1 Тим. 1, 15), но только для верующих Он является действительным Спасителем (1 Тим. 4, 10).

     Влияние заместительной жертвы Христа ограничивается неверием людей.

 

1. Христос умер за весь мир

     «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2,2). Смерть Христа — единственное основание, на котором абсолютно святой Бог может излить на все человечество Своё милосердие и прощение. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1, 29). Не грехи нескольких людей, не грех избранной нации, но грехи всего мира.

     «Предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2,6). «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).

 

2. Христос умер за всех грешников

     Ни один человек не лишен благословенного предложения принять заместительную жертву Христа. «...За претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, ...дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9). Бутс говорил: «Друзья, Иисус пролил Свою святую кровь, внес великую плату, достаточную для искупления всех миров». Он принимает каждого приходящего к Нему. Если древние греки принимали — культурных, римляне — сильных, иудеи — религиозных, то Христос говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Матф. 11, 28). «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками: ...будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Римл. 5, 6-10). «...Христос... однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных»... (1 Петр. 3, 18).

     Христос умер за грешников, открыто противостоящих Богу; за неверных, открыто нарушающих закон Его; за неверующих, отказывающихся воздавать честь и поклонение Единому Богу; за врагов, постоянно борющихся против Бога и Его дела. За всех грешников умер Христос. Савл — впоследствии великий апостол язычников — Павел до встречи со Христом был хулитель, обидчик и гонитель, и все же Бог спас его: ибо и за него умер Христос. «Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15). Он пишет это как ободрение другим великим грешникам. Бог может и хочет спасти их, если они того пожелают.

 

3. Христос умер за возлюбленную Церковь Свою

     Христос «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10). «...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Ефес. 5, 25-27). Не за организацию, не за христианское течение, но за всех, кто принял зов Его и последовал за Ним.

     Принявший жертву Христа живет верою. «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20). Когда истинный смысл заместительства и спасения открылся великому реформатору Лютеру, он пал на колени и воскликнул: «Бог мой, Бог мой, Ты умер для меня и за меня!»

     Господь жаждет спасения каждого немощного члена Церкви и не хочет, чтобы он погиб (1 Кор. 8, 11; Римл. 14, 15). Какое всеобъемлющее и распространенное значение имеет смерть Христа! На подвиг души Своей Христос будет взирать с удовлетворением, ибо спасены будут многие и придут со всех концов земли,

     и воссядут в Царстве Его. В великий день восхищения мы увидим это (Откр. 7, 9-15; 19, 6-7). Он умер за всех, но спасутся только принявшие Его жертву и тем самым ставшие членами тела Его, Его вселенской Церкви.

 

IV. Что совершила смерть Христа

1. В отношении физического или материального мира

     Материальный мир каким-то непонятным для нас путем пострадал от грехопадения человека (Быт. 3, 17-18; Римл. 8, 19-23). Поэтому смерть Христа имеет влияние на всё творение. Христос больше, чем второй Адам. Он — глава нового человечества; Он также центр Вселенной. Как все это происходит, мы не в состоянии дать определенное объяснение. Но это так. «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 19-20). Наступит день, когда мы увидим новое небо и новую землю, где будет обитать правда (2 Петр. 3, 13). См также Евр. 9, 23-24; Ис. гл. 11 и 35.

 

2. В отношении человечества

     а) Смерть Христа избавляет от клятвы закона. Проклятие за неисполнение закона Христос принял на Себя. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3, 10-13). Христос истребил бывшее о нас рукописание, которое было против нас и пригвоздил ко кресту (Кол. 2, 14). Только Христос исполнил весь закон и Своею смертью заплатил долг и избавил грешников от проклятия (Гал. 3, 10).

     б) Смерть Христа избавляет от осуждения. «Верующий в Него не судится» (Иоан. 3, 18).

     «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5, 24). «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут...» (Римл. 8, 1).

     в) Смерть Христа избавляет от греха,

     Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9, 26). Христос заплатил долг за ветхозаветный грех, переходивший из поколения в поколение (Римл. 3, 25-26; Евр. 9, 15). Грешник виновен теперь не за грех Адама, но за свой, им самим совершенный, грех. Христос стал Агнцем Божиим, Который взял грех мира на Себя и принес нам избавление (Иоан. 1, 29. 36; Тит. 2, 14; 1 Иоан. 1, 7-9; Евр. 9, 13-14; 10, 14-23).

     г) Смерть Хривта избавляет от власти сатаны. Своею смертью Христос совершил победу над адом,

     смертью и сатаною (Иоан. 12, 31-32; 16, 11; 1 Кор. 15, 55-56; Кол. 2, 15; Откр. 1, 18). Христос, обращающихся к Нему, избавляет от власти тьмы (Кол. 1,12-13; Ефес. 2, 1-5; 5, 8; Евр. 2, 14-15; 1 Иоан. 3, 8). Придет время, когда люди будут избавлены от прельщавшего их сатаны. Он будет брошен в озеро огненное (Откр. 20, 10).

     д) Смерть Христа избавляет от будущего гнева. «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию

     Его, спасемся Им от гнева» (Римл. 5, 9). «...Ожидать с небес Сына Его... избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1, 10).

     е) Смерть Христа избавляет нас от вечной смерти. Об избавлении от вечной смерти и даровании

     верующим вечной жизни с Ним много говорил наш Спаситель. Вечная смерть — это вечная разлука с Богом, с источником света, любви и мира. Это вечное пребывание во мраке. Смерть Христа дарует покаявшемуся грешнику прощение, оправдание, усыновление, неувядаемое наследство на небесах; избавляет от страха смерти и от вечной смерти; дарует блаженную вечную жизнь со Христом (Иоан. 3, 16-17; 6, 50-51; 8, 51; 10, 28; 11, 26; Римл. 8, 15-17).

     Христос — единственный наш Спаситель и Посредник (Иоан. 14, 6; Деян. 4, 12; 1 Тим. 2, 5).

 

Б. V. Воскресение Иисуса Христа занимает важнейшее место в христианстве

 

     Христианство — единственное вероисповедание, утвержденное на воскресении своего Основателя. В замечательной главе Нового Завета о воскресении (1 Кор. 15) ап. Павел убеждает христиан в буквальном воскресении Иисуса Христа. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (ст. 14). Читайте стихи 17-18. Устраните воскресение Христа из учения Нового Завета, и оно утратит свою силу.

     Важность учения о воскресении Христа видна из слов ап. Петра: Деян. 2, 24-32; 3, 15; 4, 10; 5, 30; 10, 40; 1 Петр. 1, 21-23 и ап. Павла: Деян. 13, 30-34; 17, 31; 1 Кор. 15; Филип. 3,21. Вера в воскресение Христа была глубоким убеждением первохристианской Церкви (Деян. 4, 33). Свидетельство об этом великом факте христианской веры вселяло великую благодать в сердца верующих. Христос придавал особое значение утверждению факта Своего воскресения. Сорок дней Он оставался на земле после воскресения, являя многим неопровержимые доказательства этого великого события (Матф. 12, 39-40; Иоан. 2, 20-22).

     Как друзья, так и враги христианства признают, что воскресение Иисуса Христа является жизненно важным для религии, носящей Его имя.

 

Свидетельство о воскресении Иисуса Христа

1. Иисус Христос действительно умер

     Некоторые неверующие в воскресение Христа утверждают, что Иисус на кресте впал в обморочное состояние. Его сняли со креста и, полагая, что Он мертв, положили в гроб. Холодный воздух привел Его в сознание, Он вышел из пещеры-могилы и явился ученикам. Ученики поверили, что Он действительно был мертв и воскрес. Эта теория несостоятельна по следующим причинам:

     Иисус Христос явился ученикам на третий день не как слабый, израненный, полуживой человек, но как триумфальный Победитель смерти. Из Ев. Иоан. 19, 33-37 мы узнаем, что, когда воин пронзил Ему ребро копьем, «тотчас истекла кровь и вода». Врачи утверждают, что поражение важных органов тела, находящихся под ребрами человека, страдающего на кресте, вызывает отек легких и остановку сердца, исключает полностью предположение об обморочном состоянии и доказывает, что наступила смерть.

     Иосиф Аримафейский просил разрешения на похороны тела Иисуса, так как он знал, что Иисус мертв (Матф. 27, 57-58).

     Пилат удивился и усомнился в скорой смерти Христа, однако, римский сотник подтвердил факт смерти (Марк. 15, 44-45).

     Никодим и Иосиф Аримафейский «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» (Иоан. 19, 40).

     Воины подтвердили, что Он мертв (Иоан. 19, 33).

     Сам Иисус Христос, Который есть Истина, свидетельствует о факте Своей смерти (Откр. 1, 18).

 

2. Тело Христа действительно воскресло

     Он явился ученикам в телесном виде. Некоторые утверждают, что не столь важно, в каком виде воскрес Христос, в теле или духе. Важно то, что Он победил смерть и имеет власть вечной жизни.

     Согласно этой теории, якобы, произошло оживление души Иисуса, а тело Его осталось в могиле.

     Но данная теория неверна. Все повествование Евангелия противоречит этому:

     а) В этом убеждает нас пустой гроб.

     Прочитаем Матф. 28, 6; Марк. 16, 6; Лук. 24, 3-12;

     Иоан. 20, 1-6. Компетентные свидетели, как враги, так и друзья, подтверждают факт, что гроб был пуст (женщины, ученики, ангелы, римская стража). Тело Христа не могло быть украдено учениками. Они были объяты страхом и не осмелились бы сделать это из-за стражи, охранявшей гроб. Сложенные покрывала подтверждают, что тело не могло быть украдено. Воры не оставляют после кражи порядок. И, наконец, свидетельство ангелов о воскресении Христа (Матф. 28, 6; Марк. 16, 6 и см. Евр. 2, 2).

     б) Упоминание в Евангелиях о других безусловно телесных воскресениях.

     Прочитаем: Матф. 9, 23-26; Лук. 7, 11-18; Иоан. 11, 1-44. Эти события проливают свет на воскресение Иисуса. Почему первосвященники и фарисеи просили охранять гроб? (Матф. 27,63-66). Ведь не могли ученики похитить душу.

     в) Все, видевшие Его после воскресения, узнавали Его и видели раны на теле Его.

     Прочитаем: Иоан. 20, 27; Лук. 24, 37-43. Сохраняет ли Христос раны от гвоздей? Продолжает ли Он быть Агнцем, закланным за нас? Ответ находим в Откровении 5, 6. 9-12.

     г) Апостол Павел твердо верил в телесное воскресение Христа.

     Об этом свидетельствуют все послания апостола, и особенно: 1 Кор. 15; Римл. 8, 11.

     д) Об этом свидетельствовал Христос до и после воскресения:

     Матф. 17, 23; Лук. 24, 39; Откр. 1, 18.

     е) Апостольские свидетельства подтверждают факт телесного воскресения Христа.

     Деян. Ап. 2,24-32; 1 Петр. 1,3.21; 3,21. Петр заходил внутрь гроба и видел сложенные пелены. Его свидетельство достоверно.

     ж) Воспоминания о явлении Христа доказывают Его воскресение.

     Матф. 28, 9-10; Иоан. 20, 14-18; Лук. 24, 13-32; 40-43; Иоан. 21 и т. д. Все места Писания утверждают встречу не с духом, но с настоящим телесным Христом, Которого они знали. Его можно было видеть, осязать, ощущать. Он ел и пил вместе с ними (Лук. 24, 37-43).

     з) Многие места Писания были бы не понятны без принятия факта телесного воскресения Иисуса Христа:

     Римл. 8, 11-13; Ефес. 1, 19-20; Фил. 3, 20-21; 1 Фес. 4, 13-17 и др.

 

3. Природа воскресшего тела Христа

     а) Воскресший Христос имел подобие тела земного.

     Это очевидно из мест: Лук. 24, 36-43; Иоан. 20, 20. 24-29. Воскресшее тело Христа сохранило подобие земного. (Не проливает ли это свет на вопросы: узнаем ли мы друг друга в вечности? Сохраняет ли Христос это тело в славе? Увидим ли мы Его раны?)

     б) И в то же время воскресшее тело Иисуса отлично от обычного, естественного тела человека.

     Тело Христа обладало сверхъестественными свойствами. Например: могло проходить чрез закрытые двери (Иоан. 20, 19); по временам могло быть неузнаваемо (Лук. 24,13-16.31; Иоан. 20,14-15; 21,4.12; Марк. 16,12). Этот факт можно рассматривать с двух сторон: во-первых, — воздействием на учеников — «их глаза были удержаны» (Лук. 24, 16. 31); во-вторых, воскресшее тело имело свойство изменяться по воле духа в любое время, т. е. духовное руководит материальным. Тело могло исчезать из вида учеников (Лук. 24, 31. 51; Иоан. 20, 19. 26; Деян. Ап. 1, 9). За очень короткие промежутки времени Он мог «явиться» то в одном, то в другом месте. Можем ли мы объяснить эти свойства нового тела? Полностью нет, но Слово Божие говорит, что «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». «Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15, 40-44. 49). И как радостно сознавать, что по милости Божьей верующие будут подобны Иисусу Христу (1 Иоан. 3, 2).

     в) Воскресшее тело Христа было бессмертным. Если после воскрешения Лазарь, сын Наинской вдовы и др. оставались в своем обычном земном теле с естественными свойствами старения и неизбежности вторичной телесной смерти, то тело Воскресшего Христа было свободно от этой смерти (Римл. 6, 9-10; Откр. 1, 18). Посему Христос воскресший, Первенец из умерших, имел после воскресения небесное тело, в котором Он вознесся в вечные обители (1 Кор. 15, 20; Деян. Ап. 1, 9).

 

VI. Достоверность воскресения Христа

 

     Что служит подтверждением достоверности воскресения Христа? Во-первых, учреждение новых понятий и установлений; во-вторых — свидетельство компетентных очевидцев события.

     а) День «Воскресение».

     Воскресный день это не иудейская суббота. Почему изменен день покоя и перенесен на первый день недели? Иудеи получили установление о дне покоя на горе Синай. Они почитали этот день как заповедь Бога. Иудеи не отмечали даты рождения великих людей, а только даты событий в истории народа, например, Пасха — день выхода из Египта и т. д.

     Но в новозаветное время христиане-иудеи переносят день покоя на первый день недели и называют его «днем Господним». Это было следствием определенной причины, а именно: Воскресение нашего Господа было причиной изменения дня покоя.

     б) Христианская Церковь.

     Мы знаем каким великим и благородным обществом является Церковь. Что представлял бы собою мир без Христианской Церкви? Откуда произошла Церковь? Что было причиной этого славного следствия?

     Когда воскресший Христос явился находящимся в смятении ученикам и возродил их веру и надежду, то они, под влиянием всепобеждающей веры в воскресшего и вознесшегося на небо Господа, пошли в мир, проповедуя о Его смерти, воскресении, вознесении и втором пришествии. Народ поверил их учению; они собирались вместе, изучали Св. Писание, молились, поклонялись Христу и распространяли Его Царство среди людей. Так возникла Церковь. Причина — воскресение Христа.

     в) Новый Завет.

     Если бы Иисус Христос оставался в гробу, то повествование о Его жизни и смерти было бы погребено вместе с Ним. Новый Завет есть следствие Его воскресения. Воскресение Христа возникло не из прекрасного рассказа о Его жизни, но, наоборот, прекрасная жизнь Иисуса Христа, Его смерть и воскресение были причиной чудного повествования. Новый Завет есть Книга Воскресения.

     г) Свидетели.

     Воскресение Христа, .как исторический факт, подтверждается многими свидетелями (1 Кор. 15, 3-8; Деян. Ап. 10, 40-42).

     В судах достаточным является присутствие 2-3 свидетелей. Воскресение Христа имеет более 500 свидетелей. И каких свидетелей! Многие из них погибли мученической смертью за утверждение факта воскресения Христа. Если, как говорят некоторые, это был обман, то какие > выгоды они могли извлечь из этого?

     Игнатий, христианин — мученик за веру, писал в «Письме филадельфийцам»; «Христос действительно страдал, умер и ожил вновь. Я знаю, что после воскресения Он был во плоти, и я верю, что Он таким и остался. И когда Он пришел к находящимся с Петром, то сказал им: «Прикоснитесь ко Мне и посмотрите. Я небестелесный призрак».

     Наиболее вероятный перечень событий и явлений воскресшего Христа следующий:

     1. Встреча женщин у гроба Христа с ангелами.

     2. Женщины несут известие ученикам Христа. ^ Мария Магдалина — Петру и Иоанну; другие женщины — остальным ученикам, находящимся, по-видимому, в Вифании.

     3. Петр и Иоанн бегут к могиле, оставив Марию. Затем возвращаются домой.

     4. Мария идет вновь к могиле, задерживается там и встречается с воскресшим Учителем.

     5. Другие женщины встречаются со Христом на пути.

     6. Явление Христа двум ученикам на пути в Эммаус.

     7. Явление Симону Петру.

     8. Десяти апостолам и другим. Второй раз в присутствии ап. Фомы.

     9. Апостолам на берегу Тивериадского озера.

     10. Апостолам и ученикам на горе.

     11. Апостолам и ученикам в день Вознесения.

     12. Иакову (1 Кор. 15, 7).

     13. Ап. Павлу (1 Кор. 15, 8).

 

VII. Результаты воскресения Иисуса Христа

1. В отношении Самого Христа

     «И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых» (Римл. 1, 4). См. Деян. 10, 40-43. Заметьте: Христос не стал Сыном Божиим чрез воскресение, но только открылся, как вечно Сущий Сын Божий. Учение Иисуса Христа, как власть имеющего, утверждалось на провозглашении Своего воскресения (Матф. 12, 38-40; Иоан. 2, 13-22). «Он воскрес, как сказал» (Матф. 28, 6).

 

2. В отношении верующих в Иисуса Христа

     а) Через Его жертву они приняты Богом,

     т. к. Иисус Христос «...предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Римл. 4, 25). Пока Христос был в могиле, не было уверенности, что Его искупительная жертва принята Богом. Факт воскресения Иисуса Христа из мертвых свидетельствует о том, что жертва умилостивления за грехи всех людей принята. Верующий искупленный грешник может быть спокоен: во Христе он имеет оправдание.

     б) Воскресение Христа подтверждает, что верующие в Него имеют Первосвященника и Ходатая на небесах.

     «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римл. 8, 34; Евр. 7, 25). Спасение завершилось на кресте, но есть еще необходимость в ежедневном прощении. Обвинение и клевета сатаны требуют ответа (Зах. 3, 1-5; Иов., гл. 1 и 2; Евр. 7, 25). Мы нуждаемся в Моисее, Который не только вывел бы нас из рабства, но Который очищал бы нас от грехов, совершаемых на жизненном пути. И здесь наша уверенность в прощении грехов, совершенных после обращения, основывается на факте, что наш Великий Первосвященник всегда слышит нас (Евр. 4, 14-16), и Он постоянно молится, чтобы не оскудела вера наша (Лук. 22, 32). Он ходатайствует за наши согрешения (1 Иоан. 2, 1-2).

     в) В воскресении Христа верующие имеют силу для жизни и служения,

     «...Как безмерно величие могущества Его... силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства... и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Ефес. 1, 19-22). Мы должны «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Филип. 3, 10-11). Если мы хотим знать, что Бог может сделать для нас и через нас, мы должны познать силу воскресения Иисуса Христа.

     г) В воскресении Христа заключена уверенность нашего воскресения и бессмертия.

     «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 14). «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (2 Кор. 4, 14). «Я живу, и вы будете жить», — сказал Иисус Христос Своим ученикам (Иоан. 14, 19).

 

3. По отношению к миру

     а) Определенность воскресения всех.

     «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Павел обсуждает здесь телесное воскресение. Как в Адаме все люди умирают, так во Христе все люди оживут. Воскресение Иисуса Христа — гарантия воскресения всех людей (Иоан. 5, 28-29).

     б) «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17, 31).

 

В. VIII. Вознесение и прославление Иисуса Христа

1. Значение этих определений

     Вознесение — означает событие видимого ухода Иисуса Христа от учеников и апостолов на небо. Об этом мы читаем Деян. 1, 9-11. Превознесение, или прославление — означает утверждение Христа как высшей власти. «Посему.и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил. 2, 9). См. также Ефес. 1, 20-22; Евр. 1, 3.

 

2. Данные Св. Писания об этом учении

     Пророки Ветхого Завета видели Христа не только страдальцем за грехи народа, но и прославленным (Пс. 23, 7-10; 45, 6; 109, 1; 67, 19). Сам Господь много раз предсказывал о Своем вознесении и превознесении. Эти события постоянно были пред Его внутренним взором: Иоан. 1, 51; 6, 62; 20, 17. Авторы Нового Завета также повествуют об этом; Марк. 16, 19; Лук. 24, 51; Иоан. 3, 13; Деян. 1, 9-11; Ефес. 4, 8-10; Евр. 10, 12. Мученик Стефан, в минуту смерти, видел прославленного и превознесенного Христа (Деян. 7,55-56), а также апостол Иоанн на острове Патмос (Откр. 1,13-18 и др.).

     Апостолы учили и проповедовали об этой великой правде: Петр — Деян. 2, 33-34; 5, 31; 1 Петр. 3, 22 и т. п. Павел — Ефес. 4, 8-10; Евр. 4, 14; 1 Тим. 3, 16 и др.

 

3. Необходимость вознесения и прославления Иисуса Христа

     Природа воскресшего тела нашего Господа не могла подчиняться обычным физическим законам. Вознесение Христа — есть логическое завершение великой миссии Иисуса Христа, необходимое для полного завершения дела искупления.

     Заняв место одесную Бога и послав Утешителя, Духа Святого, в мир — Он полностью закончил дело спасения человечества.

     Вознесение и превознесение Христа необходимо и потому, что Он должен был стать Спасителем и Ходатаем. Мы не должны забывать, что земное служение Христа было ограничено местом и временем. Теперь же весь мир может принимать Его верою, иметь общение с Ним.

 

4. Природа и характер вознесения и прославления Иисуса Христа

     а) Вознесение было телесное и видимое.

     Читаем места: Деян. Ап. 1, 9-11; Лук. 24, 51. Это был тот же Христос, Которого ученики знали в жизни, только прославленный, в триумфе, повелевающий им идти и проповедовать всему миру. Благословляя их, Он стал отдаляться от земли. У Него было тело особое, новое, небесное, не тело из плоти и крови. Таким же будет и наше преображенное, воскресшее тело (1 Кор. 15,40-43.51.52).

     б) Он превознесен выше небес:

     Евр. 4, 14; 7, 26; Ефес. 4, 10. Мы не знаем, сколько существует небес между землей и местом обитания Бога. Но Христос прошел все небеса и достиг высшего неба. Это также значит, что Он преодолел все злые силы, царящие в поднебесье (Ефес. 2,2; 6,12). И теперь, как Первосвященник, проходящий за завесу во Святое святых, Христос прошел через небеса в присутствие Бога.

     в) Он занял Свое место одесную Своего Отца.

     Евр. 1, 3. Он сидит одесную Бога (Ефес. 1, 20; Кол. 3, 1). Это место Он не мог занять без столкновения с силами зла. Но Он, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2, 15). См. Деян. 5, 31 и т. п.

     Что значит «одесную Бога»? Является ли это определенным местом или же образное определение Силы и Власти Христа? И то, и другое. Бог имеет определенное место обитания на небе, и поэтому, именно здесь, Христос получил имя превыше всех имен. Умирающий Стефан видел Христа, «стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 55).

     «Одесную Бога» стало теперь местом заступничества — (Римл. 8, 34; Зах. 3, 1), местом высшей силы и богатых благословений (Быт. 48, 13-19; Пс. 3, 9; 23, 5; Притч. 10, 22). Вся эта власть дана Христу в связи с завершением Его миссии искупления.

 

IX. Цель вознесения и прославления Иисуса Христа

1. Он вошел на небо как наш Предтеча

     «Куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6, 20). Предтеча есть человек, первым пришедший на место, предназначенное для многих.

 

2. Он восшел, чтобы приготовить место для Своего народа

     Читаем Евр. 9, 24-28; Иоан. 14, 2-3. Он делает необходимые приготовления для встречи своей Невесты-Церкви. Он исполняет роль Первосвященника, ходатайствующего за нас в присутствии Бога (Евр. 9, 24).

 

3. Христос есть Глава Церкви

     «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1, 22-23). «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1, 19; Кол. 2, 9-10). Христос посылает Дух Святой, совершает крещение Духом Святым и дарует духовные плоды (Матф. 3,11; Иоан. 1, 33; Деян. 2, 33-36; Иоан. 7, 37-39; Тал. 5, 22-23).

 

X. Результаты вознесения и прославления Иисуса Христа

1. Убеждают нас в том, что мы имеем свободный доступ в присутствие Бога

     «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего... Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати» (Евр. 4, 14-16). Наш великий Первосвященник отвечает на прошения и молитвы народа Своего. В Нем мы имеем близкого и дорогого Защитника. Он всегда готов принять нас с нашими нуждами.

 

2. Утверждают надежду на бессмертие

     2 Кор. 5, 1-8 повествует о желании христианина облечься в небесное жилище, в новое тело, подобное телу Иисуса Христа (1 Иоан. 3, 2-3).

 

3. Дают уверенность в Божьем водительстве. Все совершающееся служит ко благу нашему

     Христос превознесен превыше всего на земле и на небе. Разве может быть верующий в Него жертвой случайности и обстоятельств? (Ефес. 1, 22; Кол. 1, 15-18). «Любящим Бога... все содействует ко благу» (Римл. 8, 28).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Необходимость смерти Христа.

     2. Как определяет смерть Христа Священное Писание?

     3. За кого умер Христос?

     4. От чего избавляет смерть Христа?

     5. Значение воскресения Христа.

     6. Свидетельства о воскресении Христа.

     7. Достоверность воскресения Иисуса Христа.

     8. Результат воскресения Иисуса Христа.

     9. Вознесение и прославление Иисуса Христа.

 

Дополнительная литература

 

     1. Личность Иисуса Христа (Бр. Вестник №4, 1962 г. стр. 69).

     2. Смерть Иисуса Христа (Бр. Вестник № 5-6, 1962 г. стр. 42).

     3. Голгофа (Бр. Вестник № 3, № 6, 1965 г.).

     4. Голгофа (Бр. Вестник № 4, 1966 г.).

     5. Голгофа (Бр. Вестник № 3, № 6, 1967 г.).

     6. Образ Христа в Новом Завете (Бр. Вестник № 1, 1965 г., отр. 41).

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz