ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 4-я

Учение о человеке

1. Сотворение человека

 

     «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).

     «И сотворил Бог человека по образу Своему и по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27).

     В первом стихе Библии написано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Сколько времени, если его перевести на наши человеческие единицы исчисления, Бог творил духовный и материальный миры — неизвестно. Может быть, на это были затрачены миллиарды наших человеческих лет. Большинство исследователей Библии считают, что Бог в начале сотворил землю в законченном, совершенном виде. Слово Божие говорит, что все небожители ликовали при виде славного проявления могущества и мудрости Божией в чудесном творении земли, когда Он полагал её основание, давал ей Свои уставы и законы (Иова 38,1-14). Этой радости небожителей не могло бы быть, если бы творение земли не было совершенным и славным.

     Но откуда же возникло то, что мы читаем уже во втором стихе Св. Писания: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною?» (Быт. 1, 2).

     По этому вопросу имеется следующее мнение. Хаос, возникший на земле, связан с возникновением зла во вселенной, виновником которого был один из высокопоставленных ангелов, согрешивший и восставший против законного и благого владычества Бога Творца. Он был низвержен из присутствия Божия, как враг Божий, в низшие сферы вселенной. Произошла величайшая мировая катастрофа и диавол с падшими ангелами стали причиной опустошения земли и хаоса (Ис. 14, 12-17).

     Но Бог не желал, чтобы на земле, Им сотворенной, имели место хаос и тьма. Силою Своего Духа и могуществом Своего Слова Он начал великое дело возрождения, преобразования земли.

     Библия дает нам краткое описание этого воссоздания земли в доступной для нас простоте. Один лишь силен был превратить хаос в порядок, из тьмы создать свет и пустоту наполнить жизнью.

     За шесть Божьих дней — актов творения — была преобразована Творцом земля. Библейские дни творения ни в коем случае не должны пониматься как наши двадцатичетырехчасовые сутки, являющиеся условным временем, принятым в человеческом обществе и состоящим из солнечного дня и ночи.

     На древнееврейском языке день определяется словом «иом». «Иом» в Библии нередко употребляется для обозначения неопределенного промежутка времени. «У Господа один день, как тысяча лет» (2 Петра 3,8). Ап. Павел называет период благодати днем спасения, и этот «день» длится уже более 19 столетий.

     В первый день творения раздалось могущественное Божье повеление: «Да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3).

     Далее, Бог создал атмосферу, облегающую земной шар, повелел суше выступить над поверхностью вод. По повелению Бога земля покрылась зеленью, травами, сеющими семя по роду своему; деревьями, приносящими плод свой (Быт. 1, 11). Словом Господним вода произвела рыб больших и малых, пресмыкающихся; птицы появились над замлею. И, наконец, в шестой день творения по повелению Творца земля произвела наземных животных.

     Всесильный Дух носился над хаосом, восстанавливая разрушенное в необычайной красоте по мудрому плану великого Художника и Строителя (Евр. 11, 10).

     Так Бог создавал место для обитания человека.

     Земля благоухала зеленью и цветами всевозможных красок. Деревья приносили обильные плоды. Солнце ярко светило. Мирно паслись на злачных пажитях животные и звери.

     Жилище было готово, но не было в нем того, который бы обладал и владычествовал над всем сотворенным на земле, и Бог творит человека, который должен стать венцом творения.

 

Сотворение тела человека

     В шестой день творения Бог сотворил человека из праха земного. Человек имеет самостоятельное, не зависимое ни от кого, кроме Творца, происхождение. Под прахом земным, из которого Бог создал тело человека, мы можем разуметь те элементы, из которых Бог составил и самую землю (Быт. 2, 7; Прит. 8, 26).

     Тело человека, которое было предназначено стать обителью души и духа, должно было быть прекрасным, совершенным. Таким оно и было сотворено Богом и оставалось таковым до грехопадения. Человеческий организм чрезвычайно сложен, он имеет удивительно совершенное устройство целого ряда систем внутренних и внешних органов: органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д., и, наконец, нервной системы, которая регулирует деятельность всех органов.

     Рассматривая свое тело, псалмопевец Давид восхищался и прославлял Бога: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138, 13-14).

     Сотворение тела из элементов, присущих окружающей природе, было необходимо, чтобы предназначенный для пребывания в теле дух человеческий мог иметь связь с окружающим материальным миром. Поскольку земля является местом обитания человека, Бог наделил человеческое тело необходимыми пятью основными органами внешних чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием.

     После грехопадения наше тело обречено на разложение; сотворенное из праха, оно должно возвратиться в прах. «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3,19; Еккл. 12, 7).

     Тело, состоящее из плоти и крови, не может наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15, 35-36. 50-54).

     Ап. Павел учил о том, «что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем .от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный»(2 Кор. 5, 1), и что при воскресении верующий получит новое, еще более совершенное, бессмертное, небесное тело (1 Кор. 15, 43-49).

     Верующий человек призван Богом сохранять свое тело здоровым, чистым, не должен допускать причин, разрушающих тело. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог..., а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 17; 6, 18-20).

 

Бог дал человеку жизнь — душу живую

 

     «И вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Душа, после тела, вторая составная часть человека. Она находится как бы между двумя мирами: между видимым — материальным миром, и невидимым — духовным. Бог, оживотворивший прах, сделал человека живою душою, живою личностью, имеющею разум, совесть, волю, чувства.

     Дарованные человеку органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — являются средствами, при помощи которых душа соприкасается с материальным миром. Ощущения, получаемые при помощи органов чувств, проявляются в мыслях, чувствах и поступках человека.

     Душа человека есть самая драгоценная жемчужина на земле (Матф. 13, 45). Душа не умирает. Она названа душою живою и наследует вечность. Душа, как дыхание жизни от Бога, — не от мира сего, она божественного происхождения. Душа и дух человека возвышают его над другими созданиями. Тело можно убить, умертвить, но душу убить невозможно (Матф. 10, 28).

     Слово Божие свидетельствует, что души, умерших в Господе, до своего воскресения находятся в сознательном состоянии на небесах. Одетые в белые одежды, они в общении с Богом, молятся Ему (Откр. 6, 9-11).

     Господь Сам открыл нам завесу вечности, показав нам участь людей сейчас же после смерти, в лице богача и Лазаря (Лук. 16, 22-31).

     Соломон пишет, что в час смерти «возвратится прах в. землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).

     Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Умирающий Стефан молился: «Господи Иисусе! Приими дух мой» (Деян. Ап. 7, 59). Покаявшемуся разбойнику Христос сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23,43). Апостол Павел говорит о том, что мы приступили не только к тьмам ангелов, но и к торжествующему собору и Церкви первенцев и к духам праведников, находящимся на небесах (Евр. 12, 22-23). Апостол желал разрешиться и быть со Христом, чтобы славить имя Его среди искупленных детей Божиих на небесах (Филип. 1, 23).

     Все эти места и многие другие из Священного Писания ярко свидетельствуют нам о бессмертии души человека, наследующей после смерти вечность, в отличие от душ животного мира, у которых душа в крови (Лев. 17, И; Втор. 12, 23).

     Христос заботился о спасении не нашего тела, а души нашей. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16, 26).

 

Дух человека

 

     Человек тройственен. Дух, душа и тело — составные части человеческого существа (1 Фес. 5, 23). Дух — высшая сущность человека, дух стремится к познанию и общению с вечным Духом, с Богом. «Духом моим я буду искать Тебя» (Ис. 26, 9).

     Дух есть центр богопознания, душа — центр само — и миропознания, тело — средство миропознания.

     С духом верующего, возрожденного, обитает Бог, в душе — собственное «я», а в теле — все чувственное.

     Троичность человеческого естества была необходима, так как человек должен был общаться, с одной стороны, с Богом, с духовным невидимым миром, ибо Бог сотворил человека для Себя, и человек наделен духом для общения со своим Творцом.

     С другой стороны, жилищем для человека предназначен вещественный видимый мир, с которым человек должен иметь общение. Поэтому тело человека и было создано способным для соприкосновения с материей.

     Человек должен находиться в постоянном общении с небом и землей, с жизнью духовной и жизнью материальной.

     В человеке происходит постоянная борьба духовного и плотского, добра и зла, небесного и земного.

     «Плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5, 17). В Поел, к Галатам далее ап. Павел пишет, какие известны дела плоти и духа (Гал. 5, 19-23). У неверующего человека «желание добра есть», но сил, «чтобы сделать оное», нет, так как «всякий делающий грех, есть раб греха» (Рим. 7,18; Иоан. 8,34). «Живущие по плоти о плотском помышляют», они «мертвые по преступлениям и грехам» своим, и их дух проявляет себя в голосе совести, призывающем к высшему, доброму, чистому (Рим. 8, 5; Еф. 2, 1). Верующий, укрепленный силой свыше, имеет дух, соединенный с Духом Святым, умерщвляет дела плотские и проявляет чудные плоды духа (Рим. 8, 5-6, 13; Гал. 5, 22-23).

     Дух человека предназначен к господствующему положению — быть повелителем, чтобы подчинить душу и тело к исполнению воли Божией.

     Душа, живая личность, — наше «я», как центральная сила в человеке, обладает свободной волей и может решать — принять или отвергнуть то, что её окружает.

     Душа должна держать тело и дух в правильном отношении друг ко другу.

     Соединяясь с Богом, исполняясь Духом Святым, дух человека передает душе нашей, нашему внутреннему человеку, нашему «я», — волю Божию, и при согласии души, тело выполняет практически повеления Божий, делаясь духовным, совершенным (Рим. 8, 16).

     Таким образом, нам становится ясным желание ап. Павла, чтобы Бог мира освятил во всей полноте наш дух, душу и тело, дабы мы во всей целости сохранились без порока до пришествия Христа (1 Фес. 5, 23). Голос совести, как голос духа человеческого, призывает человека к исканию Бога в виде глубокого, внутреннего стремления к высшим светлым идеалам, к чистой, святой жизни; внутренней жажды общения с источником правды и истины, жажды внутреннего покоя, радости и блаженства.

     Этим и объясняется внутреннее удовлетворение человеческой души, когда она сливается с Богом, приобщается к Нему, пребывая в Нем, в любви Его, и приобретает радость совершенную (Иоан. 15, 10-11).

 

II. Библия утверждает, что человек духовно создан по образу Божию (Быт. 1, 27)

 

     В чем же проявлялось сотворение человека по образу Божию?

     1. Бог — высший разум, Он наделил человека разумом. Человек познает окружающий мир, обретает знания, творит.

     2. Человек имеет нравственные начала. Он различает добро и зло. Открывает моральные законы. Создает нравственные идеалы. Человек имеет совесть (Рим. 2, 15), т. е. внутренний закон, отражающий волю Бога в нем.

     3. Человек обладает чувствами любви, радости, огорчения и гнева. Высшим чувством является праведная любовь, которая исходит из того же свойства Самого Бога, ибо Бог есть любовь.

     4. Человек обладает свободной волей. Это удивительное свойство человека, отличное от всех других форм проявления нашего естества. Воля человека управляет умом и чувствами, и человек может совершать великие дела.

     Человек создан по образу Божию, как свободное существо. Свобода — значит самоопределение. Внешняя сила не может предопределять и руководить действиями человека. Он руководствуется своими внутренними побуждениями. Человек имеет право выбора между добром и злом, но это далеко не главный аспект свободы. Христос говорит: «Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8, 32).

     Признание и познание Бога через Иисуса Христа, подчинение Его Святой воле — вот подлинный путь к духовной свободе. На этом пути человек постепенно совершенствует в себе образ Божий.

     5. Человек подобен Богу в своем владычестве над природой. Благоустраивая свой мир, человек властно втограется в жизнь. Все живое трепещет перед ним.

     6. Человек, как и Бог, бессмертен. Дух и душа человека будут существовать вечно. Это утверждает разум и религиозный опыт. Вера в бессмертие есть необходимый и логический вывод, определяющий смысл жизни. Ветхий и Новый Заветы утверждают бессмертие души. Особенно много подтверждений в Новом Завете. Воскресение Христа является великим историческим фактом, подтверждающим бессмертие человека. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, ...во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его» (1 Кор. 15,20-23). Христос всех призывает следовать за Ним. В очах Божиих человек является большой ценностью. Только бессмертный достоин такой заботы, которой Бог окружает всех людей. Вера во Христа дарует славное бессмертие. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3, 4).

     7. Образ в человеке означает духовное подобие Богу. Ап. Павел пишет, что научаясь от Христа, необходимо: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4,22-24). «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10). Образ Божий проявляется в познании человеком праведности и святости, т. е. в моральном и нравственном подобии Богу.

     Мы рассмотрели семь признаков подобия человека Богу. Все эти свойства были дарованы первому безгрешному человеку, который был создан, как венец творения, с высокими моральными и физическими качествами. Адам дал наименование всем живым тварям, которые признали в нем своего повелителя (Быт. 2, 19-20). Бог предназначил людям вечное блаженство, вечный союз с Самим Собою, но страшная сила зла, которая уже была в мире, нарушила этот союз.

 

III. Грехопадение человека

 

     Учение о грехопадении человека содержится не только в христианстве, но все религии мира признают великий и страшный факт падения человека. Однако, в христианстве учение о грехопадении намного превосходит все другие учения по чистоте, святости и милосердию Бога и, с другой стороны, по глубине мрака греха.

 

Объяснение Св. Писанием грехопадения человека

     Третья глава книги Бытия дает полное объяснение этой страшной трагедии в истории человечества. Об этом свидетельствуют и другие места Библии (Рим. 5, 12-19; 1 Тим. 2,14; Быт. 6,5; 8,21, Пс. 13; Рим. 3,10-23).

     Цель библейского повествования о грехопадении заключается не в том, чтобы показать приход греха в мир, а в том, как грех вошел в человека, в род человеческий. Грех был в мире до сотворения человека в образе противоборствующей Богу силы падшего ангела, виновника первоначального хаоса. История грехопадения человека повествует о состоянии человека в первые дни после творения и после падения (Быт. 1, 26-29; 2-3 гл.; 6,5; Пс. 13). Если бы не было повествования об этом в первой книге Библии, то как можно было бы объяснить нравственное падение человека?

     Первые главы Библии показывают величие и падение человека. По собственной воле человек пошел против Бога. Это привело его на путь ужасного духовного падения. История грехопадения есть часть исторического повествования Библии о подлинных событиях. Проклятие, падшее на людей и землю, безусловно подлинное. Бесспорно и то, что смерть является следствием греха. Иисус Христос и авторы Священного Писания рассматривали эти события, как подлинно исторические (Матф. 19, 4; Марк. 10, 6; 2 Кор. 11, 3; 1 Тим. 2, 13-15; 1 Кор. 15, 56).

 

2. Сущность грехопадения

     Адам и Ева были нравственно свободными людьми. Будучи безгрешными существами, они имели право выбора между добром и злом. Внимательное изучение повествования приводит к следующим выводам:

     а) Грех наших прародителей был абсолютно добровольным; это было проявлением их собственного выбора. Их грех, как и всякий другой грех, являлся добровольным действием воли человека.

     б) Грех пришел извне. Его не было в природе двух первых людей. Следовательно, грех уже существовал в мире.

     в) Сущность первородного греха заключалась в неповиновении Божественной воле; добровольное нарушение установленных Богом ограничений.

     г) Первородный грех есть следствие неверия в Слово Живого Бога.

     Следует отметить, что подобные же искушения были успешно преодолены Первым человеком нового человечества Иисусом Христом (Матф. 4, 1-11), и с того времени успешно преодолеваются Его последователями (1 Иоан. 2, 13-17). Сила сатаны побеждена подвигом Христа.

 

3. Последствия грехопадения

     а) Для наших прародителей,

     — Земля была проклята, и с той поры на ней стали произрастать недобрые плоды (Быт. 3, 17).

     — Муки и болезни при деторождении (Быт. 3, 16).

     — Изнурительный физический труд в борьбе за существование (Быт. 3, 19).

     Следствием грехопадения было появление страха перед Богом, стыд за совершенный грех, попытка скрыться от присутствия Божия и наказание смертью.

     Грехопадение человека привело к изгнанию его из Едемского сада (Быт. 3, 8-11. 22-24).

     б) О влиянии грехопадения на род человеческий. — Грех Адама органически связан со всеми последующими поколениями. При рождении человек наследует греховную природу Адама. Невозрожденный человек является духовно мертвым.

     Этот взгляд полностью согласуется с утверждениями Священного Писания. Рассмотрим его основные положения:

 

1. Все люди, независимо от положения, являются грешниками

     Прочитайте Римл. 3, 9, 10, 22, 23; Пс. 13; Ис. 53, 6. Все люди утратили в себе внутреннее состояние, соответствующее требованиям Бога. Нет праведного ни одного. Имеет место только различие в степени греховности.

 

2. Повсеместное греховное состояние людей тесно связано с первородным грехом

     «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). «Преступлением одного подверглись смерти многие» (Рим. 5, 15). «Непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим. 5, 19).

     В Адаме заключалось все человечество. Пал он — пали и мы. Такова непреложная истина органической связи поколений. В Адаме все умерли.

 

3. Весь мир находится под Божъим осуждением

     «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом» (Рим. 3, 19) См. также Гал. 3,10; Ефес. 2,3. Закон Бога требует абсолютного исполнения и повиновения; однако, никто из сынов человеческих не может исполнить его, и поэтому над каждым нарушителем закона тяготеет наказание, которое постигнет всех, не принявших верой Иисуса Христа. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает начнем» (Иоан. 3, 36).

 

4. Весь род человеческий находится в сетях зла и греха

     Прочитайте внимательно 7 гл. Послания к Римлянам. Какие тяжкие оковы несет человек, находясь во грехе. «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (7, 24). «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8,31-36). См. также Ефес. 2, 3.

 

5. Все естество человека поражено грехом

     Разум помрачен (Ефес. 4, 18; 1 Кор. 2, 14); сердце лукаво и испорчено (Иер, 17, 9-10); мысли и помышления осквернены (Быт. 6, 5; Тит. 1, 15); плоть и воля поражены грехом (Рим. 7, 18). Человек, пребывающий во грехе, не отражает святого образа Божия. Что все это означает? Это не означает, что в человеке полностью отсутствует совесть (Иоан. 8, 9) или моральные добродетели и положительные качества (Марк. 10, 21); это не означает, что человек склонен к любому греху, ибо одни грехи исключают другие.

     Но это означает, что из-за поражения грехом человек абсолютно лишен чувства любви к Богу, которое обобщает все заповеди закона. «Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» (Иоан. 5, 42); грешник по своей природе питает неприязнь к Богу (Рим. 8, 7). Все утверждения Библии о природе человека истины. Человек находится под гнетом плоти и о плотском помышляет. И от этого угнетения человек не в состоянии освободиться сам. «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 23; 7-19).

     В следующей лекции мы рассмотрим учение о спасении человека.

 

Контрольные вопросы

 

     1. Сотворение человека.

     2. Как Слово Божие объясняет подобие человека Богу?

     3. Сравните искушение Адама и искушение Христа.

     4. Почему Христос назван «вторым Адамом»?

     5. Что показывает нам история грехопадения?

     6. Сущность грехопадения.

     7. Последствия грехопадения.

 

Дополнительная литература

 

     1. О сотворении человека — Бр. вестник № 5 — 1956 г., стр. 42.

     2. О грехопадении человека — Бр. вестник №6 — 1956 г., стр. 31.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz