ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 5-я

Учение о грехе

 

     То, что грех есть или существует — не требует доказательств. Мы находим его повсюду. И люди привыкли к нему и считают грех неотъемлемой частью человеческого естества. Необращенный человек часто обвиняет своего Творца в том, что Он сотворил его таковым. Грех не есть неотъемлемый элемент в устройстве нашей человеческой природы. Мы знаем, что от начала он не был в человеке и под конец в преображенном человеке его не будет. Равно не существовал грех и в Человеке Иисусе Христе. Поэтому грех есть вторгнутый, чуждый, враждебный Богу и нам элемент, единственным и совершенным победителем которого является действующий в нас Богочеловек Иисус Христос.

     Для правильного исследования греха необходимо рассмотреть его с некоторых точек зрения Св. Писания. Библия указывает на начало греха, его стремительно-быстрый рост и показывает нам будущее, когда сатана подымет оружие против Всевышнего Бога и Христа, Его Помазанника (Откр. 17, 14).

     Рассмотрим несколько ответов на вопрос: « Что есть грех

 

I. Грех есть возмущение против святого Бога и оскорбление Его

 

     — Главная черта всякого греха в отдельности заключается в сопротивлении воле Бога; грех является пренебрежением Его святых повелений и поэтому — поруганием Его величия, святости, справедливости и любви. Таков был первый грех, и таковым остается всякий другой грех. Человек, совершая грех, переходит на сторону первого мятежника, т. е. диавола, который согрешил «от начала» (Иоан. 8, 44; 1 Иоан. 3, 8-10), и, таким образом, человек становится в ряды прямой вражды против своего Господа Бога и Его планов.

     Всякий грех, начиная с малейшего и кончая величайшим, можно точно определить словами Господа: «Не хотим, чтобы Он царствовал над нами», и тех, кому вложены эти слова в уста, Он назвал гражданами, которые «ненавидели Его» (Лук. 19,14) и были возмутителями против Него.

     Грех есть вражда против Бога, нарушение Его воли и Его закона. При всяком неблагородном поступке, при всякой похоти, при всяком бесполезном или нечистом слове и при всякой греховной мысли воля Божия и воля человеческая сталкиваются между собой, и человек, отвергая Бога и на место Его и Его воли поставляя свою собственную, — совершает грех.

     Бог на всякий грех смотрит, как на отвержение Его воли и Его Самого. Так в Библии говорится о похотливом вожделении (Числ. 11,18-20); о тщеславном стремлении не уступать другим в почестях (1 Цар. 8, 6-10 и 19); об алчности, не взирая на заклятие (1 Цар. 15, 23).

     Это обыкновенные грехи. Но Бог твердо установил, что если отвергается Он Сам и Его воля, то следует наказание.

     Если же грех есть отвержение Бога и Его воли, то чем тогда перед Богом является делатель греха? Библия называет греховное помышление человека, хотя бы и верующего, «враждою против Бога» (Римл. 8, 7). Подобное состояние человека апостол определяет так: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам...» (Кол. 1, 21). Римлянам же он пишет, что Христос умер за нас, когда мы были еще «врагами» (Римл. 5, 10).

     Каким ужасным злом по своей природе является грех, если он человека делает врагом Богу, и Бога — врагом человеку. Так, например, Самуил однажды сказал Саулу: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?» (1 Цар. 28, 16). О некогда возвышенном народе Израильском пророк говорит: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их» (Ис. 63, 10). Если грешник, посредством живой веры во Христа, не обрел спасения и искупления, то гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 36). Только по этой причине Он есть «Бог — всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7, 12-14; Пс. 20, 9-13; Суд. 5, 31; Пс. 36, 20; 91, 10; Пс. 109, 1; Матф. 22, 44). Первородный грех по наследству переходит в человека, и все люди, без исключения, являются перед Богом «по природе чадами гнева» (Ефес. 2, 3).

     Поэтому нельзя считать грех только слабостью человека или только большим несчастьем, заслуживающим сострадания со стороны нашей и Божией; нет, грех есть нечто беспредельно большее; грех есть вражда, возмущение против нашего единого законного Господа и Бога в небесах, и это возмущение заставляет Его святость и праведность прибегать к воздаянию и вкладывает в Его руку меч возмездия. Если бы грех не был прямым восстанием против Бога, то человек мог бы просто без примирения и всякой искупительной жертвы возвратиться к Нему.

 

II. Грех есть смертельная духовная болезнь

 

     «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф. 9, 12).

     Многие люди совершенно не понимают Бога и Его отношения к справедливости и святости. Для них Он есть только Бог любви и милосердия, и поэтому они полагают, что Бог должен прощать и исцелять их, как больных. Они пренебрегают, может быть и бессознательно, Его свидетельством в Св. Писании, что «возмездие за грех — смерть» (Римл. 6, 23).

     Многократное обозначение греха как болезни можно подтвердить некоторыми выдержками из Св. Писания. Так, например, Господь говорит о пораженных больных овцах, которых пастыри не перевязывали и не врачевали (Иезек. 34,4), но ОН здесь подразумевает больного грехами Израиля, которому и обещает «пораненную перевяжу, и больную укреплю» (ст. 16). Давид говорит о своих грехах: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс. 37), и, говоря о них, он восклицает много раз: «Исцели меня, Господи... Исцели душу мою» (Пс. 6, 3; 40, 5). Много раз спасение души называется исцелением. В Псалме 29, 3-4 говорится: «Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Ты вывел из ада душу мою». В книге Исайи 57, 17. 19 мы читаем: «...но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его». Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его». Удаление и прощение греха Бог также называет исцелением: «Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою» (Пс. 40, 5). «Но Он изъязвлен был за грехи наши..., ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Господь зовет Израиля: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иерем. 3, 22) и т. д.

     Грех в области духовной есть то же, что болезнь в области телесной, поэтому мы часто находим в Св. Писании упомнание о них рядом. В Исх. 15,26 Господь ставит Израилю условие не грешить, чтобы сохранить себя от болезней плоти: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо я Господь, целитель твой». Тут внутренняя и наружная болезнь находятся в тесной связи. Так говорится и во Второзак. 7, 12. 15. Одновременно о грехе и болезни упоминается в Пс. 102, 3; Ис. 53, 4-5. В Новом Завете грех особенно выступает, как зло и причина всех плотских недугов у больных. Великий Врач, при исцелении расслабленного, которого принесли к Нему для уврачевания плоти, — начал с исцеления от духовной болезни (Лук. 5,18-20), а другого человека, после исцеления, Он серьезно предостерег от греха, чтобы с ним не случилось «чего хуже» (Иоан. 5, 14).

     Что такое болезнь? Прежде всего, болезнь есть заторможение или подавление существующей жизни.

     Смотря по силе, которую болезнь проявляет, существующая жизнь или будет задержана, или уничтожена. Точно так же действует и грех — духовный яд, отравляющий всякую жизнь от Бога. Грех стремится затруднить, заглушить и уничтожить эту жизнь. Прельщение плодом греха всегда сопровождается ужасным приговором: «Ибо в день, в которой ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 17). Развитие греха и его последствие всегда согласуется со словом апостола: «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Яд греха проник в полную и чистую жизнь наших прародителей, а от них перешел на все последующие поколения. Не ослабевая, а, наоборот, даже умножаясь в силе, он действует с постоянно углубляющимися последствиями, внося разрушение в дух, душу и тело. Через грех смерть вошла в мир (Римл. 5, 12) и через грех достигла полного владычества (Римл. 5,15.17. 21). Мы читаем о принесении грехом плода смерти (Римл. 7, 5), о законе греха и смерти (Римл. 8, 2), т. е. о законе, которым грех и смерть соединены в неразрывную связь. Грех проявляется не как болезнь вообще, но как неизбежно смертельная болезнь.

     Грех почти во всех случаях похищает жизненную силу, если даже еще жизнь и теплится в человеке. Ев. Марк, повествует о расслабленном, которого несли четыре друга (Марк. 2, 2-6). Видимо болезнь постепенно подтачивала его здоровье и вот жизнь в нем еще не прекратилась, но сам он не в силах что-либо сделать.

     Болезнь затрудняет физическое развитие, грех — духовное.

     Грех способен разрушить дарования человека. Он может похитить его драгоценные чувства. Во дни Господа были слепые и слепорожденные, глухие и глухонемые и т. д. Не только слабость и расслабление было последствием болезни, но люди лишались органов чувств, т. е. способности видеть, слышать и говорить. Это тяжелое несчастие для человека.

     Если же плотское лишение этих дарований соединено с такими тяжелыми последствиями, что же тогда должно сказать о грехе, который то же самое делает и с душою? И это, действительно, так. Об этом свидетельствует Св. Писание и наш личный опыт. Грех похищает и у верующего человека дуновные чувства (Иерем. 5, 21; Матф. 13, 15).

 

III. Грех есть нравственное осквернение

 

     Грех есть осквернение, которое есть мерзость пред Богом и вызывает Его глубокое отвращение. Св. Писание во многих местах называет грех мерзостью в очах Божиих. Следует прочитать следующие места Св. Писания: Числ. 18, 24-30; 19, 7. 20. 22; Втор. 18, 9-12 и т. д. Всякий грех и всякий делающий его — суть мерзость пред Богом, и Он отвращается от них. Грех есть осквернение и нечистота, находясь в которой никто не может стоять пред Господом ни здесь, ни в будущности, как это и показано в Ветхом Завете (Зах. 3, 3-5), в Новом Завете (Откр. 3,4). Грех — отвратительное осквернение, делающее приближение к Богу, помимо Голгофской жертвы, совершенно невозможным.

     Если мы коснемся греховных пороков отдельных народов, то кто не подумает с отвращением о сладострастном идолослужении римлян, об их пристрастии к оргиям; кто не вспомнит изнеженность греков во времена их упадка, а также и отпадение Израиля от живого Бога. Даже современники Господа отрекались от своих предков и осуждали поступки своих отцов (Матф. 23, 30). Никто не может смыть эти пятна, хотя и возникает желание отказаться от них и уничтожить их. А кто смоет пятна с отдельных личностей. Не вошли ли имена многих из них в пословицы? Как, например, некоторые библейские имена; Адам, Каин, Хам, Ахав, Корей, Авессалом, Иуда Искариот, Ирод, Понтий Пилат, Саул и т. д. Тысячелетия прошли над ними, Бог совершил над ними Свой суд, и многим из них простил все, но пятна, однажды ставшие известными всему миру, остаются по-прежнему. И мы, заглядывая в собственное сердце и собственную жизнь, и, зная, что все совершенное прежде уже прощено, все же вспоминаем отдельные случаи, которые вызывают наше отвращение, и появляется желание еще раз, вместе с Давидом, воскликнуть; «Грехов юности моей не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты» (Пс. 24, 7).

     Какая бездна нечистоты заключается внутри нас, в нашей плоти и крови, в нашем «я», если они не поставлены под могущество и управление Св. Духа (Гал. 5, 19-21). Часто без побуждения извне, при благоприятных и неблагоприятных условиях, в святилище и частной жизни, днем и ночью, в радости и страданиях, во всякое время этот источник готов излить свой оскверняющий поток в мыслях, воображении, планах, порочных намерениях и нечистых побуждениях, в отношении к самому себе или же к ближнему, а равно и к предметам, среди которых мы вращаемся. Все эти осквернения могут быть известны только нам, потому что они живут внутри нас, но тем не менее они оскверняют нас; порочные мысли подобно наростам и нарывам могут прорваться, когда язык начнет произносить «праздные слова» (Матф. 12, 26), которыми он «оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3, 6). И, наконец, если эти плотские побуждения превратятся в дела плоти, то какое осквернение тогда получится от всего этого! Но существует ли средство против этих нечистот, лекарство, для уже соделанного греха, или средство против действия этих источников? Да, существует: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7).

 

IV. Грех есть приобретенная привычка

 

     Прежде всего: «Что такое привычка?» Привычка есть качество, посредством которого человек совершает какое-либо дело или действие без всякого затруднения и понуждения. Привычка возникает от неоднократного повторения действий, пока они не превратятся в потребность, вызывающую удовлетворение. Привившаяся потребность может постепенно стать такой сильной, что подчиняет человека и властвует над ним. Поступки, совершаемые вначале с трудом, постепенно становятся привычными и не вызывают затруднений.

     Есть благословенные привычки: регулярное чтение Библии, молитва и др. Слово Божие призывает упражняться в этом (1 Тим. 4, 7; Тит. 3, 14). Полезны привычки и в овладении ремеслом; но если привычкой становится грех — это страшное состояние.

     Священное Писание никогда не упускает из виду силу привычки по отношению ко греху. «Наставь Коношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Пр. 22, 6).

     Греховное поприще усугубляется, если рано не будет оставлено, и даже может стать второй натурой, т. е. природой человека. Слово Божие говорит: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое» (Иер. 13, 23). Нужно заметить, что здесь неспособность делать доброе приписывается не дарованию, не рождению в грехе, но привычке. И об Израиле, который ожесточился и все более заблуждался в своем отпадении от Господа, было сказано: «Тогда сказал Я об одряхлевшей в прелюбодействе: теперь кончатся блудодеяния ее вместе с нею» (Иез. 23,43).

     И в жизни верующего человека бывает так, что когда все другие грехи уже положены на жертвенник, некоторые греховные привычки продолжают жить в сердце. Будет ли это раздражение, любовь к суете, к собственному «я», высокомерие, приверженность ко лжи, жестокосердие или что-либо подобное — оно становится преградой, делающей невозможным освящение.

     Привычные грехи существуют как у отдельных лиц, так и у народов. Не напрасными оказались предупреждения Божий Израилю, чтобы он «не поступал по гнусным обычаям», которые были пред ним в стране Ханаанской (Левит. 18, 30), ибо, если какой-либо грех или порок в какой-либо семье или среди народа перешел в принятый обычай, то его уже пьют, как воду, и никто не стыдится этого; а если в ком еще появляются угрызения совести, то такой становится предметом издевательства и насмешек. Чтобы удержать народ Израильский от подобных греховных привычек, Господь отделил его от других народов и в Своих заповедях и уставах даровал ему великие обетования и благословение для воспитания.

     Все мы рождаемся с наклонностью ко греху, но в мир мы приходим без выработанных привычек; первое есть наше наследие, последние являются прямым следствием нашего личного поведения, наших поступков и нашего воспитания. Первое дозволение может повлечь за собой второе, третье и т. д.; плотина прорвана, и стремительный поток унесет нас, если мы не бодрствуем. Господь говорил Каину: «...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Безрассудно, пребывая во грехе, обвинять родителей или прародителей, что мы стали такими; обвинять Бога, что Он, якобы, создал нас таковыми. Здесь мы видим, что кровь наша на голове нашей, ибо мы сами открываем двери греху.

     Важно установить разницу между наклонностью ко греху и привычкой делать его; и это особенно важно тогда, когда появляется серьезное побуждение силой Божией порвать с силой привычки. Сила привычки может быть сокрушена силой Бога, но наклонность или расположение ко греху может еще долго оставаться в нас.

     Все видимое нами до сих пор в грехе, как привычке, делает его отвратительным, и также отвратительными для нас должны быть и наклонности ко греху, тяга к нему.

     Потворство греховным побуждениям может возродить греховную привычку (2 Петр. 2, 20-22). Бог не разделяет согрешения на «мелкие» и «крупные». Единым словом «грех» называет Библия высокомерие, зависть, злобу, клевету, жестокость, пьянство, воровство, разврат и т. п. (Матф. 15, 18-19; Гал. 5, 19-21; Колос. 3, 5-6).

     Существует ли спасение от греха как привычки; от пожеланий, превратившихся в страсть? Мы пред этой ужасной силой беспомощны. Но Тот, Который спас нас от власти тьмы и всякой неправды (Кол. 1,13; Иоан. 3,3; Тит. 2, 14), в своем плане спасения нашего исходил из условия существования духовного родства, и Он силен разбить всякие оковы и разрушить их.

 

V. Владычество греха над человеком

 

     Но если только видимые грехи означают власть греха над человеком, то люди, которые не знают за собой каких-либо открытых грехов, страстей и пороков, могут считать себя свободными от власти греха? Некоторые люди, свободные от видимых пороков, хотя и не спасены Христом, смотрят на себя, как на свободных от греха. Таких людей труднее всего привести к сознанию, что им необходим Спаситель. Наш Господь постоянно сталкивался с подобными людьми в лице внешне благочестивых фарисеев, которые считали себя вне рабства греха. Христос должен был сказать суровые истины, чтобы открыть слепоту их глаз. Прочитайте эти места в Св. Писании: Матф. 21, 31-32; Иоан. 3, 20; Матф. 23 и т. д.

     Самое ужасное, что грех совершил в человеке, есть то, что он занял место, которое должно принадлежать Богу. Человек, вместо принадлежности Богу, подпал под власть греха. Есть скромное выражение, когда о человеке говорится, что в нем «не живет доброе» (Рим. 7, 18). Но Господь определяет его отношение ко греху и такими словами, что он «продан ему» (Рим. 7, 14), «пленник его» (ст. 23), и что грех царствует в нем к смерти и осуждению (Рим. 5, 17. 21).

     Священное Писание называет человека слугою, или вернее — рабом греха (Рим. 6, 17. 20); говорит, что человек ходит в преступлениях и грехах по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, и по желаниям плоти (Ефес. 2, 2. 3), ходит в заблуждении, является рабом похотей и различных удовольствий, живя в злобе и зависти (Тит. 3, 3). И Бог не допускает разницы между людьми и народами, но ясно указывает, что «как Иудеи, так и Еллины», т. е. как представители религии, так и язычества, находятся под грехом (Рим. 3). «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7).

     Мы знаем, что грех, подобно туману, распространил свою силу над разумом человека и отделил его от истинного света (Рим. 3, 10-18; Ефес. 4, 18); грех проявляет власть над даром слова (Рим. 3, 13-14), над мыслями.

     Заметим, что все мысли сердца, т. е. понятия, воображение, рассуждение и сравнения, которые подобно стремительному потоку вытекают из него -часто являются злом: и, конечно, каковы мысли, таковы и последующие за ними действия. Через всю Библию проходит суждение Божие о сердце человеческом, что оно по природе является сердцем ожесточенным (Исх. 4,21; 7,13-23; 8,32); сердцем нечистым (Пс. 50,12); сердцем заблуждающимся (Пс. 94, 10); сердцем развращенным (Пс. 100, 4; Притч. 17, 20); сердцем, кующим злые замыслы (Притч. 6, 18); сердцем больным, исчахшим (Ис. 1, 5); сердцем необрезанным (Иер. 9, 26, Деян. Ап. 7, 51); сердцем, на скрижалях которого написаны все грехи (Иер. 17); сердцем лукавым и крайне испорченным (Иер. 17, 9); сердцем каменным (Иезек. 36, 26); сердцем далеким (Матф. 15, 8); сердцем, из которого исходят злые помыслы, убийства и преступления (Матф. 15, 19). В Новом Завете есть и более точное определение, что сатана влагает в сердце мысль (Деян. 5,3); что сердце не право пред Богом (Деян. 8,21), омрачено, несмысленно и предано в похотях нечистоте (Рим. 1, 21. 24); приучается к любостяжанию (2 Петр. 2, 14) и т. д.

     Воля человека, подпадая под власть греха, перестает подчиняться воле Бога. Между желанием и делом такого человека постоянно утверждена большая пропасть; грех покоряет себе самую сильную волю, как мы это видим у ап. Павла в Поел, к Рим. 7, 18-23.

 

VI. Грех есть закон, живущий внутри человека

 

     Рим. 7, 25. Этот закон есть ничто иное, как пребывающее в человеке зло, приверженность, наклонность делать противное Богу. Так, например, закон греха взял повод и произвел всякое пожелание (ст. 9), что грех обольстил и умертвил человека (ст. 11), что грех причинил смерть (ст. 13).

     Бороться против этого внутреннего закона греха человек бессилен. Все собственные усилия противостоять этому внутреннему закону — совершенно напрасный труд.

     Закон греха остается и не будет изъят, пока человек сохраняет здесь на земле свое существование. «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 17).

     Великая противоположность между плотью и духом никогда не может быть устранена, потому что плоть не может измениться. По этой причине Бог должен в каждом искупленном творить нового человека, который называется семенем Божиим (1 Иоан. 3, 9), ибо Сам Бог не может что-либо сделать с плотью, поскольку она не покорена закону Божию или Его святой воле, да и не может (Рим. 8, 7). Но мы видели, что даже и возрожденный человек не обладает нужной силой, чтобы противостоять плоти или началу греха, или же закону греха (что одно и то же) и победить его (грех) полностью.

     Но закону греха, хотя и не устраненному, можно всегда с успехом противодействовать чрез могущественный закон, который апостол называет: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 2).

     Верующий обладает данной ему Христом силой Святого Духа, Который властен сделать закон греха в человеке бессильным (1 Кор. 15, 57; 2 Кор. 2, 14), и более того, верующий может ликовать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип. 4, 13).

 

VII. Грех есть источник ужаснейших последствий

 

     Но грех не остановился на человеке, а завладел подчиненной ему тварью (Рим. 8,20; Быт. 3,17). Черная нить, которую диавол сумел протянуть между ангелами и которая проникла в сердце человека, проходит также чрез все существующие творения; грех положил свою печать на всякое живое существо, на всякое растение, всякое начало и вообще на всю видимую природу. Ныне все находятся в его узах, все стенает и ожидает грядущего освобождения, в чем апостол и обнадеживает нас, говоря: «Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» (Рим. 8, 19-21). Ужасные узы греха тяготеют со все возрастающей силой над всей тварью земли и на всем, что мы видим.

     Бедствие, скорбь, печаль, великая боль, слезы, сердечные вопли и просто потеря радости, мира и благополучия — вытекают из источника греха.

     Грех отнял у человека его истинное блаженство, разорвав союз, которым он был соединен с Богом. Грех отнял у человека доверие к своему Создателю и посеял в нем недоверие. Грех отнял истинный мир, радость, действительное удовольствие и блаженство души и вместо хлеба дал ей камень.

     Грех принес в мир бесчисленные болезни, голод, войны, и,наконец, сама смерть всех людей есть последствия греха (Иак. 1, 15).

     Самым ужасным последствием греха является наказание не раскаявшегося грешника, потери им после телесной смерти вечного блаженства, без какой-либо надежды на переход из места мучения в блаженное Царство Господа нашего Иисуса Христа (Лук. 16,19-31).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Назовите определения греха.

     2. Кто является источником греха?

     3. Почему грех есть возмущение против Бога?

     4. Почему грех есть смертельная духовная болезнь?

     5. Почему грех есть нравственное осквернение?

     6. Определение греха как приобретенной привычки.

     7. Владычество греха над человеком.

     8. Грех как закон внутри человека.

     9. Грех как источник ужасных последствий.

     10. Как Библия определяет греховное сердце человека?

     11. В чем источник исцеления и сохранения от греха?

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz