ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 6-я

Учение о спасении — 1

Покаяние и вера

 

     В предыдущих лекциях мы рассмотрели учение о человеке и о грехе: о человеке как о высшем творении Бога, наделенном разумом, свободной волей, даром речи. Человек был создан Богом для вечной жизни, для бессмертия; однако, по своей воле, он совершил грех и лишил себя живого общения с Богом и вечной жизни. Через одного человека грех вошел во все человечество со всеми своими последствиями; но великий подвиг Сына Божия и Сына Человеческого — Иисуса Христа даровал человечеству снова благодать направо на спасение.

     Важность и значимость учения о спасении человека трудно переоценить. Рассмотрим семь ступеней духовного состояния спасающегося человека: покаяние, вера, возрождение, оправдание, усыновление, освящение и молитва.

 

А. Покаяние

I. Важность учения о покаянии

 

     Греческое слово «метанойа» означает покаяние, перемену образа мыслей, переоценку всех ценностей. Покаяние — это внутреннее сознание виновности пред Богом и решение человека порвать с прошлой греховной жизнью, начать новую жизнь во Христе Иисусе.

     Покаяние — это внутренний поворот всего существа человека к Богу, сознательный переход с широкого пути греховной жизни на узкий святой путь спасения (Ев. Матф. 7, 13-14). Покаяние — единственный путь для получения спасения.

     Иоанн Креститель и Иисус Христос начали свое служение с призыва к покаянию (Ев. Матф. 3,1-2; 4,17). Посылая позднее Своих учеников на проповедь Евангелия, Иисус Христос также повелел им проповедовать о покаянии (Ев. Лук. 24, 47; Ев. Марк. 6, 12).

     Призыв к покаянию занимал главное место и в проповеди апостолов Петра (Деян. Ап. 2, 38), Павла (Деян. Ап. 20, 21) и других.

     Бог хочет и жаждет, чтобы все люди покаялись (2 Петр. 3, 9; Деян. Ап. 17, 30). Нежелание человека откликнуться на призыв Бога ведет к вечной погибели (Ев. Лук. 13, 3). Как тогда, так и в наше время, учение о покаянии сохраняет первое место в учении о спасении человека.

 

II. Сущность покаяния

 

     Истинное покаяние человека имеет три свойства:

 

Оно воздействует на ум, интеллект (мыслительные способности) человека

     «Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись, пошел» (Ев. Матф. 21, 29). Слово «раскаявшись» здесь означает «изменение мыслей», т. е. изменение отношения к предмету, к личности и поступку. В духовном смысле покаяние есть изменение нашего отношения ко греху и святости. Хорошей иллюстрацией сущности покаяния является притча о блудном сыне, а также хорошо известная притча о мытаре и фарисее (Ев. Лук. гл. 15 и 18).

     Когда ап. Петр призывал иудеев в день Пятидесятницы к покаянию (Деян. Ап. 2, 14-40), он фактически призывал их к изменению своего отношения ко Христу. Иудеи считали Его просто человеком. Но события, предшествующие дню Пятидесятницы, были насыщены таким великим содержанием, что у иудеев не оставалось больше сомнения в том, что Иисус из Назарета есть истинный Сын Божий, их Спаситель и Спаситель всего мира.

     Другими словами, покаяние иудеев в день Пятидесятницы было результатом признания факта, что распятый и воскресший Иисус Христос есть истинный, обетованный Мессия.

 

2. Оно воздействует на чувства (эмоции) человека

     2 Кор. 7, 9 читаем: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда». Здесь говорится о большом значении чувств при истинном покаянии. Прочитайте из этой главы стихи с 7 по 11, а также Лук. 10, 13; Быт. 6, 6. То, что мытарь «ударял себя в грудь», свидетельствовало о глубокой печали сердца, о сильном его раскаянии. Никто не может определенно сказать о силе и глубине чувств при истинном покаянии, здесь сказываются индивидуальные особенности характера каждого человека. Один может проливать потоки слез, а другой — ни слезинки, но тем не менее покаяние последнего может быть столь же глубоким и искренним, как у псалмопевца, восклицающего: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс. 37, 19).

 

3. Оно воздействует на волю и характер человека

     Слово «покаяние» на еврейском языке означает также «поворот». Блудный сын сказал: «Встану, пойду к отцу моему... Встал и пошел»... (Ев. Лук. 15, 18-20). За намерением последовало действие. Истинное покаяние сопровождается решительным действием. Сердце не только очищается и закрывается для греха, но и отвращается от греха:

     а) Человек исповедует грех свой перед Богом,

     «Боже! будь милостив ко мне грешнику!», — восклицает мытарь (Ев. Лук. 18, 13). Блудный сын говорит: «Я согрешил против неба и пред тобою» (Ев. Лук. 15,18). Истинное покаяние связано с исповеданием (1 Иоан. 1, 9; Пс. 31, 4-5). Грешник должен принести свое исповедание единому посреднику между Богом и человеком — Иисусу Христу (1 Тим. 2, 5; Иоан. 14,6). Исповедовать свой поступок надо и перед человеком, если мы перед ним виновны (Ев. Матф. 5, 23-24; Иак. 5, 16).

     б) Человек оставляет грех.

     «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу» (Ис. 55, 7; Пр. 28, 13; Ев. Матф. 3, 8. 10).

     в) Человек обращается к Богу.

     Недостаточно только отвратиться от греха, но необходимо всецело обратиться к Богу (1 Фес. 1, 9; Деян. Ап. 26, 18).

 

III. Как происходит покаяние

 

1. Покаяние есть дар небесный

     В Деян. Ап. 11,18; 5, 30-31 читаем: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе: Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».

     Покаяние — дар Божий. Отвергая этот небесный дар, человек сам навлекает на себя осуждение.

 

2. Оно приходит через слышание Слова Божия

     «Итак охотно принявшие слово его, крестились (Деян. Ап. 2, 37-38. 41).

     Благая весть Евангелия производит истинное покаяние. Наглядный пример тому — поведение жителей Ниневии (Иоан. 3, 5-10). Только проповедь Слова Божия в силе Духа Святого является действенным средством пробуждения души (1 Фес. 1, 5. 10). «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2, 4), «Не медлит Господь исполнением обетования..., но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3,9). Богатство земное часто уводит человека от Бога, а богатство благодати возвращает его назад к Богу.

     Иногда Бог применяет Свое наказание, чтобы привести непослушное чадо к покаянию (Откр. 3, 19; Евр. 2, 6, 10. 11). Но главное средство Бога — это свидетельство живых членов тела Его, Его Церкви: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2 Кор. 2, 14-15).

 

IV. Последствия и результаты покаяния

1. Прощение грехов

     Истинное покаяние дарует человеку очищение и прощение грехов, но если при покаянии человек не получает верою прощение, то такое покаяние нельзя считать истинным (1 Иоан. 1, 9).

     Прощение грехов — это первое благо, которое человек получает от Господа через покаяние(Пс. 102, 2-3). Христос и апостолы, проповедуя покаяние, приводили людей к сознанию необходимости получить прощение грехов (Деян. Ап. 2, 38).

 

2. Радость на небесах (Лук, 15, 7. 10)

     Когда человек обращается к Богу с покаянием, ликуют и радуются ангелы Божий на небесах.

 

3. Радость человека о полученном спасении и прощении грехов (Ис. 55, 7; Деян, Ап, 3, 19)

     Пророки и апостолы указывали на истинный путь спасения только через покаяние. Ни жертвоприношения, ни религиозные обряды не могут спасти человека.

     Покаявшийся спасенный грешник получает великую радость, душа его ликует и радостно славит своего Спасителя за избавление (Деян. Ап. 2, 46-47; 8, 39; Пс. 114, 1; Лук. 15 гл.; Иоан. 15, 11; 16, 22).

 

4. Излияние Святого Духа на кающегося

     Покаявшийся грешник получает не только прощение, но и Духа Святого в день искупления (Ефес. 4, 30; Деян. Ап. 8, 39). «Покайтесь..., и получите дар Святого Духа» (Деян. Ап. 2, 38). Нераскаивающийся не может получить дар Духа Святого.

 

I. Вера и ее сущность

 

     Мы получили понятие о покаянии и о результатах покаяния, когда человек получает от Господа прощение своих грехов.

     Каким же путем человек получает покаяние от Господа? Человек получает его путем, указанным Самим Господом. Таким спасительным средством является вера (Деян. Ап. 10, 43; 26, 18). Человек спасается только через веру во Христа как своего личного Спасителя, получая от Него прощение грехов. Без веры же спастись человек не может (Евр. 11, 6).

     Вера — одна из высших добродетелей Божиих. Христос ценил ее превыше всего. По вере людей Он творил большие чудеса. Хананеянка, например, имела настойчивость (Ев. Матф. 15); сотник — смирение (Ев. Матф. 8); слепой — сильное желание исцеления (Ев. Марк. 10, 46-53). Но Христос увидел и вознаградил в каждом из них другое — сильную веру. Вера есть основание духовного храма (2 Петр. 1, 5-7); вера есть высший дар Божией благодати: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13, 13). Вера — источник всех добродетелей.

 

1. Три главных элемента веры

     а) Познание.

     «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое»... (Пс. 9, 11). «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17). Вера покоится на наилучшем основании — на Слове Божием. Акт веры подтверждается свидетельством разума. Не может быть веры в сердце без участия разума. Конечно, можно верить и умом без участия сердца. Но это будет не вера, а убеждение. Нельзя верить сердцем без участия всего нашего существа человека, ибо, по определению Св. Писания, сердце означает всего человека — его ум, чувство и волю.

     б) Повиновение,

     «Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты» (Ев. Марк. 12, 32). Христос ждал от верующего человека полного повиновения. «Веришь ли, что Я могу сделать это?» «Да, Господи». Не только признание того, что Иисус может спасти, что Он — Спаситель мира, но и полная готовность к послушанию. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1, 12).

     в) Принятие.

     Места Ев. Иоан. 1, 12 и Рим. 8, 15 указывают, что верующий должен не только повиноваться Христу, но принять Его в свое сердце и служить Ему. Убежденность ума не есть еще вера. Человек может признавать Христа, как небесного Посланника, и в то же время отвергать Его как Спасителя. Истинная вера есть покорность воли велениям разума и чувств, освященных Духом Святым. Только после этого рождается действенная вера, движение в направлении к Богу, и душа искренне восклицает: «Господь мой и Бог мой!», преклоняясь в своей любви пред личностью Христа. Есть также различие между верой во Христа и верой Христу.

 

2. Свойства спасающей веры

     а) Вера в живого Бога.

     «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6; Деян. Ап. 27, 22-25; Римл. 4, 19-21; Быт. 15, 4-6). Без абсолютной веры в Его существование не может быть действенного и спасительного общения с Богом. Но мы должны верить не только в Его существование, но и в Его милость и святую доброту, в Его готовность благословить каждого, приближающегося к Нему в молитве. При этом, конечно, мы нуждаемся в постоянстве (Ев. Лук. 11, 5-10) и вере в Слово Божие; вера принимает все, что говорит Бог, хотя внешние обстоятельства порой временно и противоречат обетованиям Божиим.

     б) Вера в Иисуса Христа как Спасителя.

     Вспомним о трех элементах спасающей веры: познание, повиновение, принятие. Они относятся, прежде всего, к нашему Спасителю Иисусу Христу.

     Во-первых — познание и признание Христа как небесного Посланника, Мессии, Богочеловека (Иоан. 9, 35-38; 10, 30; Филип. 2, 6-11), познание Его благословенного служения (Ев. Матф. 20, 28; 26, 26-28; Лук. '24, 27. 44).

     Во-вторых — согласие с учением Христа и повиновение ему (Иоан. 16, 30; 20, 28; Ев. Матф. 16, 16; Иоан. 6, 68-69).

     В-третьих — принятие Христа как личного Спасителя и полное послушание Ему (Иоан. 1, 12; 8, 21. 24; 5, 24). Необходима полная отдача себя Ему, а не только вера в Его учение.

     Итак, спасает только вера, обладающая познанием, повиновением и принятием Христа. Это есть истинная вера сердца. «Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Римл. 10, 9-10).

     в) Вера и молитва.

     Прочитаем три места: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоан. 5, 14-15). «...Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1,5-7). «...Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Ев. Марк. 11,24).

     Верующий человек не должен проявлять никаких колебаний. Конечно, человек не свободен от сомнений, в особенности в тех случаях, когда он должен действовать и не знает, как ему поступать. В таком состоянии, например, находился Петр после видения. Но Святой Дух сказал ему: «Встань, сойди и иди с ними, ни мало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян. Ап. 10 гл.). Истинная вера благодарит Бога за просимое, ибо уверена в получении просимого по воле Божией.

     Мы должны признать наличие в молитве трех элементов веры, т. е. познания, повиновения и принятия. Мы должны твердо знать обетования, на которых основывается наша молитва; мы должны верить в слияние наших желаний с волей Бога, а при неуверенности в такой гармонии — переменить предмет молитвы. «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

     г) Вера Слову и обетованиям Божиим.

     Во-первых, мы должны понимать, какие обетования Слова Божия относятся к нам, т. е. к Церкви Божией, и какие к иудеям и язычникам (1 Кор. 10, 32).

     Во-вторых, когда мы убедимся, что обетование относится к нам, мы должны верить всему, что сказал Господь, не преуменьшая значения сказанного: «Неизменный в слове Бог» (Тит. 1, 2).

     В-третьих, мы должны поступать в соответствии с данным нам обетованием. Как раз здесь и обнаруживается разница между убежденностью и верой. Убежденность это умозрительный элемент; вера же повинуется воле Божией. Если вера не подтверждается делами, то это только убеждение, т. е. область мечтаний; истинная вера есть сфера действия.

     Убеждение покоится на знании, вера — на опыте служения. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1). Вера превращает убеждение в активную форму служения, преобразует возможности в действие (Евр. 11, 11. 17. 35).

     Хорошей иллюстрацией живой веры может служить случай из жизни пророка Илии (3 Цар. 18, 41-46).

     д) Вера и дела.

     Спасает человека не просто вера, но вера в Иисуса Христа, и только в Него. Любая вера во что-либо другое бессильна спасти (Гал. 1, 8-9).

     Некоторые усматривают противоречие между учением ап. Павла и Иакова в отношении веры и добрых дел (Ср. Иаков. 2, 14-26 и Римл. 4, 1-12). Но здесь нет противоречия, так как Павел рассматривает существо вопроса с Божьей точки зрения и утверждает, что мы оправданы перед Богом абсолютно из милости, по благодати, без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны. Иаков же рассматривает этот вопрос с человеческой точки зрения и утверждает, что мы оправдываемся делами, а не только верой (Иак. 2, 24). Но, с другой стороны, дела не является основанием для оправдания, а свидетельством истинной действенной веры в нас.

 

II. Источник веры

 

     Вера содержит божественную и человеческую стороны:

 

1. Вера есть дар Божий

     Вера есть дар Его благодати (Римл. 12, 3; Ефес. 2, 8; Ефес. 6,23). Начальником и совершителем веры является Иисус Христос (Евр. 12, 2). Взирание на Христа, страдающего на Голгофе, размышление о Его страданиях укрепляют веру (Евр. 12, 3; Лук. 17, 5; Фил. 1, 29). Вера является плодом Святого Духа (Гал. 5, 22; 1 Кор. 12, 9).

     Итак, если вера есть дар Бога, то какую же ответственность может нести человек, не имеющий веры? Бог желает, чтобы все люди и вся тварь верили в Него и не противились Святому Духу. И поэтому человек несет ответственность за то, что не дает в своем сердце место Духу Святому, Который может обогатить его живой верой в Бога — Творца и Спасителя.

 

2. Как возникает вера?

     «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римл. 10, 17). Читайте также текст этой главы с 9 по 21 стих. В Деян. Ап. 4, 4 читаем: «Многие же из слушавших слово уверовали».

     Вера происходит от чтения и слышания Слова Божия (Гал. 3, 25).

     Через слышание неверие вошло в мир, сатана нашел сердца, которые слушались его, и благодаря этому человек потерял веру в Бога и Его Слово.

     Однако, Слово Божие имеет то свойство, что, внимая ему, у человека зарождается вера. Но при этом мы не должны забывать, что вера есть прежде всего дар Божий (Ефес. 2, 8).

     Ожидание исполнения обетовании Божиих способствовало возрастанию веры Авраама (Римл. 4, 19).

     Молитва также содействует росту веры. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лук. 22, 32); «И сказали Апостолы Господу: «умножь в нас веру» (Лук. 17, 5; Марк. 9, 24; Матф. 17, 19-21). Вера возрастает только через проявление действующей в нас веры (Лук. 17, 5-6; Матф. 25, 29).

 

III. Результаты веры

1. Через веру мы приобретаем спасение

     Мы уже говорили, что спасает нас не вера вообще, а вера в Спасителя Иисуса Христа. Наше принятие Христа (Иоан. 1, 12), наше оправдание (Рим. 5, 1), усыновление (Гал. 3, 26), освящение (Деян. Ап. 26, 18), сохранение (1 Петр. 1, 5) — все дело нашего спасения от начала и до конца зависит от веры.

 

2. Вера дарует покой, мир, уверенность и радость

     Прочитайте Ис. 26,3; Фил. 4,6; Римл. 5,1; Евр. 4,1-3; Иоан. 4, 1; 1 Петр. 1, 8. Факты, вера, чувства — таков Божий порядок. Сатана хотел бы изменить этот порядок и поставить чувства на первое место, и таким образом смущать детей Божиих. Но мы будем твердо держаться Божьего порядка: во-первых — факты, затем покоящаяся на фактах — вера, затем — чувства, утверждающиеся на вере. Пока сохраняется этот порядок, все будет хорошо, но если вера будет утверждаться на чувствах, то она начнет колебаться. Главное назначение пара — приводить в действие колеса, а не гудок. Если же недостает пара, необходимо добавить воды и топлива. Так и веру надо питать фактами, а не чувствами.

 

3. Верою совершаются великие подвиги

     Прочитайте Евр. 11, 32-34; Матф. 21, 21; Иоан. 14,12. Обратите внимание на великие дела, совершенные людьми через веру (Евр. 11 гл.). Верою ученики Иисуса Христа творили чудеса. Иисус определяет веру, как всемогущую силу (Матф. 21, 21). «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21, 22).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Основные ступени спасения, переживаемые человеком.

     2. Что такое покаяние?

     3. Как происходит покаяние?

     4. Последствия покаяния.

     5. Сущность веры и ее основные элементы.

     6. Вера и дела.

     7. Каковы плоды веры?

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz