ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 7-я

Учение о спасении — II

(продолжение)

Возрождение, оправдание и усыновление.

В. Возрождение

 

     Покаяние и вера исходят от Бога при участии человека, возрождение также является таинственным действием Самого Бога в раскаявшемся грешнике.

     Очень важно и необходимо ясное понимание на основании Священного Писания учения о возрождении свыше, поскольку только через возрождение свыше человек может увидеть и войти в Царствие Божие. Это — единственная дверь спасения (Иоан. 3, 3-5).

 

I. Что такое возрождение?

 

 

1. Возрождение есть воскресение человека из мертвого духовного состояния и рождение его для новой жизни

     Пред Богом все грешники мертвы по своим грехам и преступлениям. Грешник не живет для Бога, он не исполняет волю Божию, но исполняет свою волю и волю врага душ наших. В момент искреннего раскаяния и отдачи своего сердца Христу происходит чудесный таинственный процесс возрождения. Грешник переживает нечто никогда не испытанное им, Господь вызывает душу к жизни, воскрешая её из смерти греховной к праведной, святой жизни (Еф. 2, 5-6; 5, 14; Кол. 2, 13). Примеры: Закхей (Ев. Лук. 19, 1-10), Савл (Деян. Ап. 9, 4-6).

 

2. Возрождение есть рождение в ветхом человеке нового внутреннего человека

     В Ветхом Завете народу Божьему было дано обетование. Бог обещал народу изъять из плоти их сердце каменное и дать сердце плотяное; вложить дух Божий, чтобы под руководством и силою Его могли выполнять заповеди Его и жить святою жизнью (Иезек. 18, 31; 36, 26-27).

     Ветхую испорченную природу невозможно исправить, Бог через рождение свыше создает нового внутреннего духовного человека, новое творение, с новым сердцем и духом, с новой жизнью. С момента возрождения две природы — ветхий и новый человек — обитают в теле человека (Гал. 5; 17; Рим. 7,23). Новое рождение — это не изменение, не реформация старой природы, но сообщение человеку новой, божественной природы (2 Кор. 5, 17). Через возрождение Бог восстававливает в грешнике начаток создания, утерянный в Едемском саду (Иак. 1, 18). Через возрождение Бог восстанавливает утерянный человеком образ Божий (Кол. 3, 10) и делает падших грешников «причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4).

     Через возрождение семя Божие пребывает и произрастает в человеке (1 Иоан. 3, 9); Христос живет в нём (Гал. 2, 20).

 

3. Новые небесные побуждения даруются верующему после возрождения

     В сердце вселяется Дух Святой, новая направляющая сила, ведущая человека по пути святости: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 6, 17). См. также места: Деян. Ап. 16, 14; 1 Иоан. 3, 6-9. Происходит облачение в нового человека, через которого Бог творит в возрожденном святость и праведность (Ефес. 4, 24).

 

II. Необходимость нового рождения

 

1. Возрождение — единственный путь спасения

     «Если кто не родиться свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3, 3). Ни возраст, ни пол, ни происхождение, ни положение не дают права на вход в Царствие Небесное. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит — ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6, 15). Абсолютная необходимость рождения свыше подтверждается нашим Господом: всякий рожденный от плоти, чтобы наследовать вечность, должен вновь родиться от Слова и от Духа (Иоан. 1, 12-13; 3, 3-7).

 

2. Для освобождения от греховного состояния человеку необходимо возрождение

     От плоти рождается плоть (Иоан. 3, 6) — таков непреложный естественный закон. «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 8). См. также Иер. 13, 23; Рим. 7, 18; Рим. 12, 2. Сердце плотского человека крайне испорчено, оно не хочет принимать Бога. Плотской человек не размышляет о Боге. Ни культура, ни образование не могут дать избавление от греха. Спасти может один Бог через возрождение.

 

3. Нового рождения требует святость Бога

     Без святости никто не может увидеть Господа (Евр. 12, 14). Святость не может быть достигнута через постепенное развитие и самоусовершенствование грешника, возрождение нашей природы становится абсолютно необходимым. Человек осознает свое бессилие в достижении святости и знает, что без святости он не может приблизиться к Богу (Ездр. 9, 15). Библия указывает на необходимость для человека святости и показывает путь ее обретения. Чтобы носить в себе жизнь рожденного чада Божьего, мы должны иметь природу Бога, родиться от Него (Иоан. 1, 12-13).

 

III. Значение возрождения

1. Возрождение — проявление божественной силы

     Мы «от Бога родились» (Иоан. 1,13). Наше возрождение есть творческий акт Бога. Никакие человеческие заслуги не могут заменить нам рождение свыше. Как физическое, так и духовное рождение не зависят от наших усилий. Духовное рождение производит Дух Святой, Который и называется Духом возрождения и обновления (Тит. 3, 5).

 

2. Участие человека в возрождении

     Ев. Иоан. 1, 12-13 указывает на две стороны в деле возрождения: божественную и человеческую. «А тем, которые приняли Его (т. е. Христа)... от Бога родились». Покаяние и исповедание исходят от человека, возрождение — таинственное действие Слова и Духа Святого (Иоан. 3, 3-5).

     а) Человек возрождается посредством принятия евангельской вести.

     Бог родил нас «словом истины» (Иак. 1, 18) через благовествование (1 Кор. 4, 15). Данные места учат нас, что возрождение человека происходит от чтения или слышания Слова Божия. Дух Святой производит действие в сердце человека, делает его способным для принятия Слова жизни. Господь открывает сердце внимать слышанному (Деян. Ап. 16,14), но вера в Слово и принятие его зависят от человека (1 Петр. 1, 25; Деян. Ап. 2, 37).

     б) Человек возрождается посредством личного принятия Иисуса Христа.

     «Ибо все мы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3, 26). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1,12). От человека зависит принятие Христа как Спасителя. Мертвый человек не может помочь себе в своем воскресении, но от него зависит повиновение призыву Христа: «Выйди из гроба» (Ев. Иоан. 11, 43). Псалом 89, 16-17 дает пример участия божественной и человеческой сторон в служении. «Да явится дело Твое!... в деле рук наших споспешествуй нам». Вначале действие Бога, а затем человека, «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2, 13).

     Если человек не обратится ко Христу и не примет Его, то возрождение невозможно. См. Деян. Ап. 28, 23-27.

     Для возрождения не требуются месяцы и годы. В момент обращения к Богу с искренним покаянием и верой в прощение грехов Бог, силою Своего Духа, возрождает грешника. И если люди не переживают возрождения, то это происходит от неискреннего покаяния и маловерия в обетования Божий. Хотя возрождение человек переживает мгновенно, подготовительный период может быть длительным, пока не наступит момент исповедания, момент отдачи своего испорченного сердца Христу.

     Возрождение есть вселение Иисуса Христа в наше сердце. Вселяясь, Он очищает и обновляет нас (Откр. 3, 20).

 

IV. Ошибочные пути для достижения возрождения

 

     Как часто люди создают и утверждают свои пути спасения, отвергая евангельский путь. Рассмотрим некоторые из них:

     Ошибочный путь: возрождение через водное крещение.

     Основанием для этого мнения берут Ев. Иоан. 3, 5: «Кто не родится от воды»... и посл. Титу 3, 5: «Он спас нас банею водною». Слово «вода» в Писании имеет символическое значение, подразумевающее очищающую силу Слова Божия. Прочитайте Ефес. 5, 26; Иоан. 15, 3. То, что Слово Божие содействует возрождению, подверждается местами: Иак. 1, 18; 1 Петр. 1, 23.

     Мог ли ап. Павел так говорить о крещении, если бы оно служило средством к возрождению? (1 Кор. 4,15; 1, 14). Симон — волхв был крещен (Деян. Ап. 8), но был ли он спасен? А сотник Корнилий (Деян. Ап. 10) был возрожден до крещения. Естественная вода не может служить средством духовного возрождения (Иоан. 6, 63).

     Ошибочный путь: возрождение через самоусовершенствование.

     Возрождение не есть естественное усовершенствование, улучшение природы человека, но сверхъестественный акт Бога, духовный переворот, ведущий к рождению новой жизни. Взгляд на возрождение, как на психологический акт самоусовершенствования,опасен, так как он не учитывает грех человека, его нужду во Христе, необходимость заместительной жертвы и возрождающего действия Святого Духа.

 

V. Признаки истинного возрождения

 

     Господь указал на средство для определения внутреннего состояния человека: «По плодам их узнаете их» (Матф. 7, 16). Не по языку молитвы, не по знанию мест Библии, но по плодам жизни.

     Приведем некоторые признаки истинного возрождения:

 

1. Полное измемение жизни

     Человек становится новой тварью. Иисус становится Господом человека (1 Кор. 12,3), вождем и властелином его. Мысли, характер, речь, уклад жизни становятся иными, принимая христианский облик. На первом плане возрожденного человека честность, верность и искание всего того, что во всех делах и личном труде прославляет имя Божие.

 

2. Ненависть ко греху

     Возрожденный человек противостоит духовными средствами против всех искушений и козней дьявольских (Ефес. 6, 11-17).

     «Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем» (1 Иоан. 3, 9).

     Если возрожденный человек и оступится в жизни, то Дух Святой обличает его, и он не остается жить во грехе, но вновь обратит свой взор на Голгофу, на единого Спасителя. Ибо «мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1 Иоан. 2, 1).

 

3. Жажда общения с Иисусом Христом

     Эта жажда утоляется через молитву и чтение Слова Божия. Библия становится постоянным источником воды живой, ведущей к укоренению и утверждению в любви (Ефес. 3, 16-19).

 

4. Жажда к исполнению воли Бога

     Глубокое стремление уподобиться Ему (Рим. 8, 29; Иоан. 10, 27-28). Возрожденный любит молитву, исследует Священное Писание, славословит Спасителя.

 

5. Любовь к Церкви и детям Божиим

     «Всякий любящий Родившего, любит и рожденного от Него» (1 Иоан. 5, 1). «Не любящий брата пребывает в смерти» (1 Иоан. 3, 14). Дитя Божие стремится к общению с рожденными свыше (1 Иоан. 1, 3-7).

 

6. Уверенность в спасении и наследовании вечной жизни со Христом,

     ибо тем, которые верою получили прощение грехов, пережили возрождение, дана власть быть чадами Божиими (Иоан. 1, 11-13; Рим. 8, 16-17). Апостолы и первые ученики Христа были уверены в спасении. Возрожденные, крещенные Духом Святым, они свидетельствовали: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах» (2 Кор. 5, 1).

     Таковы основные признаки истинного возрождения, как следствие искренней веры в личного Спасителя Иисуса Христа.

 

Г. Оправдание

I. Значение оправдания

 

     Возрождение относится к внутреннему состоянию человека, изменению его природы; оправдание — к изменению его положения перед Богом.

 

1. Оправдание в свете Священного Писания

     Оправдание больше, чем прощение и помилование. Оправданный не несет никакой вины, потому что Христос принял на Себя вину и наказание Своею смертью (1 Петр. 2, 24; Рим. 5, 1).

     Оправдание определяется как освобождение от наказания. «Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс. 31, 2). Оправдание есть судебный акт Бога в отношении тех, кто верит в Иисуса Христа, в Его искупительную жертву. Оправдание есть освобождение человека от чувства вины и наказания (Иоан. 3, 18; 5, 24).

 

2. Два элемента оправдания

     а) Прощение грехов и устранение наказания.

     Нам трудно понять Бога и Его чувства ко греху. Для нас прощение кажется легким, так как мы, в силу своей природы, порой бываем безразличны ко греху. Для Святого Бога всякая нечистота производит неизмеримое по силе чувство негодования. И все же Он готов охотно прощать. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7, 18-19). Какое удивительное прощение!

     Прощение можно рассматривать и как освобождение от наказания, вечного осуждения, а оправдание — как освобождение сознания от чувства вины. Бог видит верующего во Христа очищенным от греха и всякой вины. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 33-34). См. Также Деян. Ап. 13, 38-39; Рим. 8, 1; Числ. 23, 21.

     б) Облачение в праведность Христа.

     «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3, 22). «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). Во Христе верующий получает оправдание, праведность, освящение и жизнь вечную (Рим. 5, 17-21).

 

II. Основание оправдания

1. Оправдание дается не через дела закона

     «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3, 20). Закон может открыть грех, но не может устранить его. Закон определяет грех, классифицирует его и выносит приговор всякому, находящемуся во грехе. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; ...ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3, 19-26). «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16). «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3, 28).

     Указанные места Священного Писания убедительно доказывают, где оправдание: не в Моисее, а во Христе; не в делах, но в вере; не в законе, но в обетовании; не в заслугах, а в благодати.

 

2. Божия благодать — источник оправдания

     «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 24). Из этого и других посланий апостола Павла становится очевидным, что оправдание грешника есть дар благодати Бога.

 

3. Основание оправдания — Кровь Иисуса Христа

     «Будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5,9). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их... ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор. 5, 18-21). «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22).

     Великая жертва Нового Завета, смерть Иисуса Христа — неизмеримо ценнее и значительнее, чем смерть любого мученика, ибо люди оправдываются Его жертвою.

 

4. Вера в Иисуса Христа — основное условие оправдания

     «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру... да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3, 22-26).

     Когда ап. Павел говорит: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4, 5), то он наносит смертельный удар иудейской праведности от дел закона»... И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. Ап. 13, 38-39).

     «Вера вменяется в праведность» — вот девиз человека, нашедшего истинный путь спасения. Первая ступень оправдания — признание безнадежности своих заслуг и дел закона; вторая ступень — поверить в Иисуса Христа как личного Спасителя.

     Мы не должны пренебрегать и добрыми делами, но они должный быть следствием нашей веры, благодарностью Богу за дарованное спасение. Добрые дела не оправдывают человека, но оправданный должен творить добро.

     Суммируя сказанное, мы должны сказать, что человек оправдывается Богом (Рим. 8, 33), через заслуги Христа (Ис. 53, 11) посредством веры (Рим. 5, 1), проявляемой в делах (Иак. 2, 14. 18-24).

 

Д. Усыновление

 

     Возрождение дарует новую жизнь душе; оправдание ставит возрожденную душу в новое положение перед Богом, усыновление вводит человека в семью Бога.

     Возрождение несет изменение природы человека (1 Иоан. 3, 9), оправдание — изменение положения перед Богом (1 Иоан. 3, 2; Иоан. 1, 12), освящение — изменение нашего характера (Рим. 12, 9-21); усыновление делает нас сознательными сынами и наследниками Божиими (Гал. 4, 1-7).

 

I. Значение усыновления

 

     Понятие «усыновление» пришло из римского мира, среди иудеев оно не практиковалось. Усыновление означает принятие в семью постороннего человека (дитяти) с присвоением ему всех прав, обязанностей и преимуществ (рожденного сына).

     Данное слово введено в Новый Завет ап. Павлом (Гал. 4, 5; Рим. 8, 15. 23; Рим. 9, 4; Ефес. 1, 5). Христос его не употреблял, а ап. Иоанн использовал слово «дети» и «сыны», т. к. он говорил обычно о сыновстве с точки зрения природы, роста и подобия (1 Иоан. 3,1).

 

II. Время совершения усьшовления

1. Прежде создания мира

     «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1, 4-5).

     Необходимо различать смысл выражений: предопределение к усыновлению и самый акт усыновления, совершающийся в момент уверования в Иисуса Христа.

     Воплощение Иисуса Христа было предопредлено, но имело конкретное исполнение во времени. Жертва Христа была предопределена из вечности, но была явлена на Голгофе. Почему же Слово Божие говорит о вечном предопределении и усыновлении? Чтобы исключить заслугу дел и показать, что наше спасение должно покоиться только на благодати Бога (Рим. 9, И; Рим. 11,5-6). Так и в земной жизни, если мы усыновляем ребенка, то это есть акт проявления великодушия и доброй воли с нашей стороны.

 

2. Акт усыновления происходит в момент уверования в Иисуса Христа

     «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1, 12). См. также 1 Иоан. 3, 2; Гал. 3, 26. Как бы ни казалось странным для мира — это истина! Так говорит Бог, и христианин восклицает: «Я усыновлен, я дитя Божие!» Мы были рабами греха, теперь дети Бога живого.

 

3. Наше усыновление станет видимым и совершенным в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа

     «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 23). Придет день и наше сыновство будет объявлено Самим Богом всей вселенной (2 Кор. 5, 10). «Мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем» (1 Иоан. 3, 1-3).

 

III. Благословения усьшовления

 

     Из бесчисленного множества благословений отметим следующие:

     получивший усыновление становится предметом особой Божией любви (Иоан. 17, 23) и Его отцовской заботы (Лук. 12, 27-33);

     усыновленный вступает в Божию семью (1 Иоан. 3, 1; Ефес. 3, 14-15); обретает Отца (Рим. 8, 29); братскую любовь (Иоан. 13, 35; 1 Иоан. 3,14) и дух братства (Рим. 8, 15; Гал. 4, 6);

     усыновленный наказывается Отцом (Евр. 12, 5-11); имеет отцовское утешение (Ис. 66, 13; 2 Кор. 1, 4) и право наследства (1 Петр. 1, 3-5; Рим. 8, 17; Гал. 3, 29; 4,7).

 

IV. Некоторые доказательства усыновления

 

     Те, кто получили усыновление, имеют: Водительство Святого Духа (Рим. 8, 4; Гал. 5,18). Детское доверие к Богу (Гал. 4, 5-6). Свободный доступ к Богу (Ефес. 3, 12). Любовь к братьям (1 Иоан. 2, 9-11; 5, 1). Повиновение Ему (1 Иоан. 5, 1-3).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Необходимость возрождения.

     2. Ошибочные взгляды на возрождение.

     3. Значение возрождения.

     4. Значение и элементы оправдания.

     5. Основание оправдания.

     6. Значение усыновления.

     7. Некоторые доказательства усыновления.

 

Литература:

 

     Братский вестник № 5, 1957, стр. 43.

     Братский вестник № 1, 1958, стр. 35.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz