ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 8-я

Учение о спасении

(Окончание)

     Разделы; Освящение и молитва.

Е. Освящение

 

     Освящение касается нашего характера и поведения. Оправдание показывает, что Бог сделал для нас, а освящение — что Бог делает в нас. Оправдание восстанавливает наше положение перед Богом, т. е. устанавливает с Ним правильные взаимоотношения; освящение же есть плод восстановленных правильных взаимоотношений, т. е. плод жизни, отделенной от греха и посвященной Богу.

 

I. Значение освящения

1. Отделение от греха

     «Ныне освятитесь сами, и освятите дом Господа, Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища» (2 Пар. 29, 5). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4, 3). См. также Евр. 9, 3; Исх. 19, 20-22; Лев. 11, 44. Итак, освящение есть решительное и твердое уклонение от греха и содержание в чистоте души и тела.

 

2. Посвящение Богу

     Все, что посвящается Богу, подлежит освящению. Скиния собрания, жертвенник и все сосуды, посвященные на служение, были освящены (Исх. 29,44). Человек может посвящать Богу свой дом, часть своего имения или поля (Лев. 27, 14-16; Числ. 8, 17). Даже Сын Божий, пришедший в мир, чтобы явить волю Бога, был посвящен (Иоан. 10, 36; 17, 19). Следовательно, вещь или человек, отделенные от обычной сферы и посвященные Богу, носят название «освященные», «святые».

 

II. Этапы освящения

 

     Освящение подразделяется на начальное, возрастающее и совершенное.

 

1. Начальное освящение

     «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11).

     «По сей то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 10. 14). Вера в Иисуса Христа освящает человека, т. е. отделяет его от греха и посвящает Богу. По этой причине все верующие на страницах Нового Завета называются святыми (1 Кор. 1, 2; Рим. 1, 7). Каждый христианин, на основании Слова Божия, называется святым. Некоторые церкви канонизируют своих угодников, т. е. сопричисляют их после смерти к лику «святых». Новый Завет определяет святыми всех верующих во Христа как личного Спасителя при их жизни. Обратите внимание, что в 1 Кор. 6, 11 «освящение» стоит перед «оправданием». Оправдание есть плод освящения. Простейшее действие со стороны грешника — вера в Иисуса Христа мгновенно приводит человека в состояние святости, в которой он возрастает до тех пор, пока не достигает полноты во Христе.

 

2. Возрастающее освящение

     «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3, 18). «Мы... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18).

     Обратите внимание, что верующие преображаются, переходят с одной ступени на другую по лестнице славы. Это есть возрастающее освящение, проявляющееся в христианской жизни видимым для окружающих «исполнения и преисполнения любовью друг ко другу и ко всем» (1 Фесе. 3, 12) и в «угождении Богу» (1 Фесе. 4, 1).

     Необходимость в постоянном освящении диктуется тем, что верующий живет в окружении зла и греха, которые стремятся заглушить растушую святость. Поэтому ап. Павел призывает к совершенной святости (2 Кор. 7, 1). Для этой цели, т. е. для исполнения освящения, Бог ставит пастырей и учителей на служение, «для созидания тела Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения... Но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть глава — Христос» (Ефес. 4, 11-15). Верующий получает начало святости в день его уверования во Христа. Возрастает в святости он не сразу, а постепенно (Филип. 3, 10-15).

 

3. Полное и совершенное освящение

     «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23). «Во всей полноте» означает совершенство во всем, относящемся к Церкви и отдельному верующему. Наступит день, когда все христиане, истинные чада Божий, родившиеся от Духа, будут совершенны во всем. Совершенным будет «дух», соединяющий человека с небом; совершенным будет «тело», соединяющее человека с землей; совершенной будет «душа», посредница между земным и небесным.

     Блаженное совершенство наступит в день пришествия Христа. «Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1 Фес. 3, 13). В этот день мы станем подобны Ему (1 Иоан. 3, 2). Теперь на земле мы проходим путем совершенствования. «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Филип. 3, 12-14).

 

III. Путь освящения

 

     Освящение зависит от действий Бога и от человека.

 

1. Божественная сторона — действие Святой Троицы

     а) Через действие Бога и Его Слова,

     «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте... верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5, 23-24). Мы не можем освящать себя, но мы можем довериться Богу. «Бог мира» примиряет и очищает нас. Христос обращается к Богу, как Единственному, Который должен освятить Его учеников: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоан. 17, 17).

     б) Через жертвенный подвиг Иисуса Христа.

     «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10, 10). Смерть Иисуса Христа отделяет верующих от греха и порока и утверждает их как освобожденных и посвященных на служение Богу. Эта же истина относится и к освящению Церкви: «...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Ефес. 5, 25-26). Христос сделался для нас освящением (1 Кор. 1, 30) См. Евр. 13, 12.

     в) Через действие Духа Святого в сердце возрожденного человека.

     «Избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа» (1 Петр. 1, 2). «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2, 13).

     Дух Святой запечатлевает избрание, утверждает дело благодати в душе, чрез явление плодов праведности. Дух жизни, явленный в Иисусе Христе, дарует нам свободу от закона греха и смерти (Рим. 8, 2). Он называется Святым Духом не только потому, что Он абсолютно свят, но и потому, что Он производит преображение в душе верующего. Дух ведет войну против похоти плоти и делает нас способными приносить плоды святости (Гал. 5, 17-22).

     Как замечательно эта истина изложена в Послании к Римлянам в 7 и 8 главах. Обратите внимание на бесплодные попытки самоосвящения в 7 главе и победное освящение в 8 главе. Седьмая глава не упоминает о Духе Святом; в восьмой главе Он упоминается шестнадцать раз. В этом тайна падения и победы, греха и святости.

 

2. Человеческая сторона

     а) Вера в искупительную жертву Иисуса Христа.

     «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). Да, Христос действительно является для нас всем, но при одном условии, при наличии веры с нашей стороны. В момент уверования человека в искупительную жертву Иисуса Христа Его святость, вера, терпение, благодать и любовь — становятся достоянием спасенной души. Христос мгновенно дарует начальное освящение и постепенно ведет к совершенному освящению. Степень нашего освящения зависит от нашей способности брать от святости Христа, Который готов щедро освятить каждого жаждущего.

     б) Изучение Библии и повиновение Слову Божьему.

     «Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Ефес. 5, 26). «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15, 3). См. Иоан. 17, 17.

     Наше освящение ограничивается нашими малыми познаниями и недостаточным повиновением Слову Божию. Как освящает Слово Божие? Чрез раскрытие греха; пробуждение совести; воздействием на нас характером Иисуса Христа и высоким примером Его жизни; через изливающуюся силу Духа Святого; через пробуждение духовных чувств и идеалов. Нет силы, подобной Слову Божию, могущей отделять человека от греха и зла.

     в) Другие средства.

     «Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). «Стараться» значит стремиться, действовать, простираться вперед, как простирался ап. Павел. Спящий не может обрести святость. Святость должна быть предметом страстного желания и усилий. Духовно ленивый верующий не может обрести живую возрастающую святость. Прочитайте Евр. 12,10-11; Рим. 6,19-22; 2 Кор. 6,17; 7,1. Святость входит в жизнь верующего через его добровольное отделение себя от всего нечистого и греховного и через отдачу постоянную и твердую всего себя, своего тела, на служение Богу, для осуществления Его святых целей. Только чрез эти простые акты отдачи святость и освящение станут постоянными спутниками жизни христианина.

 

Ж. Молитва

I. Ценность молитвы

 

     Молитва есть дыхание христианина, его жизнь. Подтверждение этой истины находим в следующем:

     пренебрежение молитвой огорчает Господа (Ис. 43, 21-22; 64, 6-7);

     недобрые, греховные дела заглушают молитвы (Дан. 9, 13-14; Ос. 7, 13-14; 8, 13-14);

     грех делает молитву бездейственной (1 Цар. 12, 23-25);

     повеление быть постоянным в молитве (Кол. 4, 2; 1 Фес. 5, 17; 1 Кор. 7, 5);

     великий источник получения Божьих благословений (Дан. 9,3; Матф. 7,7-11; 9,24-29; Лук. 11,13; Иак. 4,2-3);

     апостолы рассматривали молитву как важнейший духовный подвиг, которому необходимо уделять время и большое усердие (Деян. Ап. 6,4; Рим. 1,9-10; Кол. 1,9).

 

II. Сущность молитвы

 

     Поучительно проследить развитие молитвы на страницах Священного Писания.

     В жизни патриарха Авраама молитва, по-видимому, имела форму разговора близких друзей (Быт. 18, 17), переходящего в ходатайственную (Быт. 17, 18; 18, 23; 18, 32) и личную молитву (Быт. 15, 2; 24, 12). Благословения патриархов принято называть личными молитвами (Быт. 49, 1).

     В период закона молитве уделяется небольшое внимание. Определенное указание о форме молитвы приводится в кн. Второзакония 26, 1-15, но она еще не занимает ведущего места в жизни ветхозаветного народа. И хотя израильское общество не обрело понятия необходимости молитвы, тем не менее жизнь законодателя Моисея наполнена молитвой (Исх. 5, 22; 32, 11;Числ. 11, 11-15).

     В дни Самуила молитва имеет черты заступничества (1 Цар. 7, 5-12; 8, 16-18) и личного прошения (1 Цар. 15, 11. 35; 16, 1). Пророк Иеремия называет Моисея и Самуила представителями молитвенных заступников Израиля (Иерем. 15, 1).

     Давид, как пророк и поэт, возносит молитвы благодарения (2 Цар. 7, 18-29). В псалмах-молитвах изливает автор личные чувства и различные переживания: жалобы, мольбы, исповедь и славословие.

     Истинная молитва должна состоять из таких элементов, как поклонение, прославление, прошение, защита, благодарение, ходатайство, общение и ожидание. Во время молитвы человек должен не только говорить, но и наблюдать, ибо место молитвы становится местом получения откровений. Хорошим примером для формы обращения в молитве служат места Ис. 63, 7; 64 гл.

 

III. Возможности молитвы

1. Молитва открывает Бога, явленного нам Иисусом Христом

     «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1, 18). «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11,27).

     Христос открывает Бога как личность, которая видит, чувствует, знает, понимает и действует. Вера в личность Бога абсолютно необходима при молитве. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11,6).

     Христос открывает Бога как всемогущего: «Богу же все возможно» (Матф. 19, 26). Бог управляет всеми законами и может использовать их в ответ на молитвы детей Своих.

     Христос открывает Бога как Отца (Лук. 11, 13). Признание Бога, как Отца, делает молитву действенной. Было бы неестественно, если бы Отец не отвечал на просьбы Своих детей (Матф. 7, 11; Рим. 8, 32).

 

2. Подвиг Иисуса Христа на Голгофе окрыляет молитву

     «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и, имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10, 19-22).

     Смерть Христа устраняет преграду, стоящую между Богом и нами. Теперь Бог слышит и отвечает на молитвы детей Своих.

 

3. Молитва вдохновляется Святым Духом

     «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). См. также Иуд. 20. Здесь выражена следующая мысль: хотя мы уверены, что Бог слышит нас, и хотя мы убеждены, что преграда греха устранена Иисусом Христом, мы часто бываем озадачены: что говорить Господу, о чем просить? Мы можем со слезами взывать о ненужном для нашего духовного человека, и с равнодушием просить жизненно необходимое. Но приведенные места радуют нас, ибо Дух Святой молится с нами, Он знает, в чем мы нуждаемся и помогает нам в нашей молитвенной жизни.

 

4. Предметом молитвы могут быть многие обетования Библии

     Полагают, что в Библии имеется свыше 33.000 обетовании. Каждое обетование «да и аминь в Иисусе Христе», Он есть гарантия их исполнения, они служат для нашего ободрения. См. Иоан. 14, 13; 15, 17; 1 Иоан. 5, 14-15; Лук. 11, 9 и др.

 

5. Действенность молитвы подтверждается опытом христианского свидетельства

     Миллионы христиан по всему лицу земли свидетельствуют о том, что Бог и слышит и отвечает на молитвы. Достоверность бесчисленных свидетельств и фактов не подлежит сомнению.

 

IV. Кому мы должны молиться?

1. Богу

     «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. Ап. 12, 5). Бог есть святость — поэтому не должно быть никакой нечистоты в жизни молящегося; Бог праведен — поэтому, не должно быть нечестности в жизни верующего; Бог верен — поэтому не должно быть лжи и лицемерия; Бог силен — поэтому мы должны доверять Ему.

     а) Во имя Иисуса Христа,

     «Господи Тисусе! приими дух мой» (Деян. Ап. 7, 59). См. также 2 Кор. 12, 8-9; 2 Тим. 2, 22; 1 Кор. 1, 2; Иоан. 14, 13-14; 16, 23.

     б) В силе Духа Святого.

     Рим. 8, 15-16 показывает отношение между Духом Святым и молящимся. См. также Ефес. 6, 18; Иуд. 20. Дух Святой есть Бог (Деян. Ап. 5, 3-4; Матф. 28, 19; 2 Кор. 13, 13), следовательно, мы должны Ему поклоняться (Матф. 4, 10; Откр. 22, 9). Нормальный образец молитвы: молитва в Духе, Богу Отцу, через заслуги Сына Божия Иисуса Христа, т. е. в Духе, через Сына, к Отцу.

 

V. Советы о молитве

1. В отношении положения тела

     Душа может находиться в молитвенном состоянии вне зависимости от положения тела. Библия не указывает на определенные установления в этом вопросе. Христос стоял и молился (Иоан. 17, 1), преклонял колена (Лук. 22, 41); падал на лицо Свое (Матф. 26, 39). Соломон преклонял колена (3 Цар. 8, 54), пророк Илия молился сидя, закрыв лицо руками; Давид молился в постели (Пс. 62, 7); ап. Петр. — на воде (Матф. 14, 30); умирающий разбойник на кресте (Лук. 23, 42).

 

2. В отношении времени и места

     В определенное время (Дан. 6, 10; Пс. 54, 17-18; Деян. Ап. 3,1; 2, 46; 10, 9; 10, 30). По особым случаям: избрание двенадцати (Лук. 6, 12-13); перед Голгофой (Лук. 22, 39-46); после великого успеха (Иоан. 6, 15; Марк. 6,46-48). Рано утром (Марк. 1, 35); всю ночь (Лук. 6,12); во времена особых переживаний (Исх. 2, 23; 3,7; 14,10); при принятии пищи (Матф. 14, 19; Деян. Ап. 27, 35; 1 Тим. 4, 4-5).

     Место молитвы: в комнате (Матф. 6, 6); среди природы (Матф. 14, 23; Марк. 1, 35); в церкви (Иоан. 17, 1; Пс. 94, 6); во всяком месте (1 Тим. 2, 8).

 

VI. Помехи и помощь в молитве

1. Помехи в молитве

     Потворство греху (Пс. 65, 18; Ис. 59, 1-2), сознательное неповиновение повелениям Бога (Пр. 28, 9); себялюбие (эгоизм) (Иак. 4, 3), слабая вера (Евр. 11, 6; Иак. 1, 6); идолы в сердце (Иез. 8, 15-18; 14, 1-3).

 

2. Помощь в молитве

     Искренность (Пс. 144, 18; Матф. 6, 5); простота (Матф. 6, 7; 26, 44); серьезность (Иак. 5, 17; Деян. Ап. 12, 5; Лук. 22, 44); настойчивость (Лук. 18,1-8; Кол. 4, 2; Рим. 12, 12); вера (Матф, 21, 22; Иак. 1, 6); единство духа (Матф. 18, 19-20); определенность (Матф. 18, 19); усилие (Исх. 14, 15); молитва с постом (Деян. Ап. 13, 2-3; 14, 23); молитва во имя Иисуса Христа (Иоан. 16, 23; 14, 13-14).

     Посему нам должно всегда молиться и не унывать (Лук. 18, 1).

 

Контрольные вопросы

 

     1. Значение освящения.

     2. Этапы освящения.

     3. От каких действий зависит освящение.

     4. В чем ценность и сущность молитвы.

     5. Возможности молитвы.

     6. Советы Слова Божьего о молитве.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz