ДОГМАТИКА

ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХБ МОСКВА 1970

Лекция 9-я

Учение о слове Божием

I. Библия — ее наименования

1. Библия

 

     Слово «Библия» происходит от греческого слова «библос», что значит «книга». Древние книги писались на свитках, которые также назывались «библос». Позднее это наименование перешло к священным книгам (Марк. 12, 26; Лук. 3, 4; 20, 42; Деян. 1, 20; 7, 42). Библия не просто книга, а Книга-книг, которая по важности изложенного в ней материала, по широте охвата, по величию ее Автора стоит неизмеримо высоко над всеми книгами, как небо над землей.

 

2. «Ветхий и Новый Заветы»

     Прочитайте Лук. 22, 20; 1 Кор. 11, 25; 2 Кор. 3, 6. 14; Евр. 9, 15; 12, 24.

     Слово «завет» означает «договор». Этим словом Богу было угодно назвать отношение между Ним и Его народом. Позднее словом «завет» стали обозначать сборник книг об истории этих отношений.

     Во II веке мы встречаем выражения «Ветхий Завет» и «Новый Завет», как установившиеся названия иудейских и христианских священных книг.

     Ориген, в начале III века, говорит о «Священных Писаниях» так называемых «Ветхом и Новом Заветах».

     Ветхий Завет содержит историю Израильского народа; Новый Завет содержит повестование о спасении, даруемом всем людям через Господа Иисуса Христа, и свидетельствует о Его жизни на земле и первохристианстве.

 

3. «Писание»

     Библия также называется «Писанием» (Марк. 12, 10; 14, 27; Лук. 4, 21; Иоан. 2, 22; 7, 38; 10, 35; Рим. 4, 3; Гал. 4, 30; 2 Петр. 1, 20) и «Писаниями» (Матф. 22, 29; Марк. 12, 24; Лук. 24, 27; Иоан. 5, 39; Деян. 17, 11; Рим. 1, 2; 2 Тим. 3, 15; 2 Петр. 3, 16). Для первых христиан наиболее популярным названием Библии было выражение «Писания».

 

4. «Слово Божие»

     Из всех названий, данных Библии, «Слово Божие» (Марк. 7,13; Рим. 10,17; 2 Кор. 2,17; Евр. 4,12; 1 Фес. 2,13) является, без сомнения, самым значительным, величественным и совершенным. Этого названия достаточно, чтобы оправдать веру самого слабого христианина. Оно содержит в себе все, заслуживающее самого серьезного исследования. Оно учит нас принимать Библию как выражение божественной мудрости и любви — как обращение Бога к человеку.

 

II. Богодухновенность Библии

 

     Богодухновенность — означает «вдохновение от Бога» или «боговдохновенность». При изложении темы будем пользоваться и тем и другим выражением.

 

1. Что означает выражение «боговдохновенность»?

     Лучший ответ дает сама Библия. «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3, 16), т. е. апостол Павел здесь говорит, что все ветхозаветные книги являются результатом определенного влияния, исходящего от Бога на авторов Писаний.

     Слово «вдохновенность» применено в греческом переводе, как слово, означающее «сознательное влияние, стимулирование, воодушевление». В таком значении это слово употреблено в указанном тексте.

     Таким образом, по определению апостола Павла, богодухновенность означает сильное сознательное влияние Бога на человека с целью побуждения его выразить истину. Бог говорит через людей». Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21). Обратите внимание на слова «будучи движимы», т. е. получая внешнее воздействие.

     Утверждение Священного Писания о богодухновенности может быть суммировано так: святые Божий люди, вдохновенные влиянием Бога, излагали Его повеления с полным повиновением и были удерживаемы от всех ошибок при изложении, как понятных, так и непонятных для них истин.

 

2. Различие между боговдохновением, откровением, просвещением и дословным изложением

     а) Различие между боговдохновением и откровением.

     При изучении Библии обращает на себя внимание

     тот факт, что все повествование делится на две группы:

     — изложение истин, непосредственно открытых и сообщенных человеку Богом, которых автор не мог узнать из других источников и которых он не был свидетелем, например: об актах творения Вселенной —это откровения (Откр. 1, 1; Гал. 1, 12; Ефес. 3, 3);

     — изложение событий, свидетелем которых был автор сам или слышал от других. Книги Моисея об исходе из Египта, воспоминания апостола Павла о встрече с апостолом Петром в Антиохии и др. — это богодухновение.

     Откровение есть Божие действие, заключающееся в непосредственной передачи разуму человека истины, неизвестной до этого; а боговдохновение управляет и надзирает за изложением божественных истин, уже известных автору.

     Далеко не весь материал Библии был «непосредственным откровением» человеку. Здесь содержится история народа, речи людей и даже злых людей. Но в этой Книге абсолютно нет мест не богодухновенных. История, изложенная в Библии, — правдивая история. Священные писатели были под таким управлением и влиянием Святого Духа, что не могли допустить при написании ошибок в фактах или учении. Однако, история остается историей. Ее события, не санкционированные Богом и упоминаемые в Библии, следует принимать как историю, а не как откровение (2 Тим. 3, 16).

     И тем не менее святые и несвятые, добрые и злые дела записаны в Библии под водительством Святого Духа, т. е. богодухновенны.

     Хотя все Писание исходит от Бога, оно не отражает «в каждой строчке божественные благословения; наоборот, многие страницы посвящены порицанию и бичеванию злых дел. Например, в книге Иова боговдохновение зафиксировало с одинаковой точностью: язык Иеговы, слова сатаны, речи Иова и его друзей. Каждый оратор ответственен за свои выражения. Ни сатана, ни Иов, ни его друзья не говорили по вдохновению Бога. Они выражали свои взгляды. Боговдохновенность Писания выразилась только в точности изложения их речей. Также и жестокость Давида по отношению к аммаликитянам (1 Пар. 20,3) не указывает, что Бог одобрил это. Или двойной грех Давида, убийство и прелюбодеяние — тоже излагается как грешный, осужденный Богом факт. Боговдохновение Библии отражает точность передачи событий.

     б) Различие между боговдохновением и духовным просвещением.

     Духовное просвещение (возрастание в познании, освящение разума) относится к влиянию Духа Святого, общего для всех христиан (Лук. 2, 32; Евр. 6, 4; 10, 32; Ефес. 1, 17-18; 4, 13-15; Фил. 1, 9-10; 3, 8-14). Никакие истины о Боге или других духовных предметах не могут быть поняты и приняты человеком, пока Дух Святой не откроет их ему. Только духовный человек может понимать духовное. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия»(1 Кор. 2, 14). Никакая школа не может научить познанию Бога. Плоть и кровь не могут открыть этого (Матф. 16, 17).

     Существует глубокое различие между «божественным откровением Бога» и «божественным действием на разум человека».

     Те, кто придерживается теории духовного просвещения в вопросе происхождения Библии, утверждают, что в каждом человеке заложены интуитивные возможности к восприятию сверхъестественного, т.е. того, что относится к Богу и духовному миру. Таким образом, сила Божия, сила Духа Святого, воздействуя на эти потенциальные возможности человека, делает его способным понимать божественные истины, Его волю и видеть Его совершенства.

     Библия есть результат глубокого размышления святых людей, чьи умы были направляемы и просвещаемы Богом, и через них проявлялись и записывались божественные откровения. Божье откровение проявляется различными методами со дня начала Вселенной. Священное Писание нельзя считать единственным проявлением Бога, выражением Его божественного разума. Древние патриархи и пророки умели так глубоко мыслить о Боге, о Его многообразных проявлениях в окружающем мире, что их внутренние духовные очи видели Его в ореоле святости, силы и любви; они проникали в Его природу и понимали Его волю. И Библия явилась плодом великого просвещения человеческих умов, соединенных с Богом.

     Человек, желающий и умеющий глубоко мыслить о небесных истинах, умеющий возноситься умом к горним высотам, умеющий отрываться от мелких мыслей — достигает великих высот духовного познания.

     Библия есть источник духовного огня. На протяжении многих веков христиане зажигают свои светильники от этого огня и видят в этом свете Того, Кто есть Невидимый. Этот огонь продолжает гореть и сегодня. И каждый, искренне стремящийся к свету, может зажечь свой светильник, если он будет стоять перед этим огнем, образно выражаясь, с обнаженной головой, до снятой обувью и смиренным духом. Но это живительное влияние библейского огня на разум человека не есть полное откровение Бога человеку, о котором свидетельствует Библия и которое должно быть. Библия есть ни что иное, как только хранилище духовного влияния, способного воздействовать на внутреннего человека, приводить его в присутствие Бога, где Он Сам открывает Себя человеку, без посредников. Библия есть книга, через которую Бог обращается к человеку.

     В Библии имеются примеры, когда откровения Божьей правды и Его воли изливались и через людей, не обладающих глубокой преданностью Богу. Прочитайте места: Иоан. 11, 44-52; Числ. 22, 34-35.

     в) Различие между боговдохновением и вербальным (дословным) изложением.

     Боговдохновение — не обязательно дословное изложение. Нет необходимости доказывать такое утверждение в отношении боговдохновенности Писания. Дословное изложение, в этом смысле, явилось бы просто механической операцией. Оно лишило бы писателя его индивидуальности и сделало бы его автоматом. Но Дух Святой не идет по этому пути. Он использует память, интуицию, рассуждения, индивидуальные своеобразия писателей, и каждый из них записывает ту часть событий или пророчеств, которые он усвоил сам, и поэтому в состоянии передать их с надежной точностью.

 

3. Существующие теории боговдохновения

     Существуют различия в понимании роли вдохновения или боговдохновения, характеризующего авторов или писателей книг Библии. В наши дни недостаточно сказать: «Я верю в боговдохновенность Библии». Надо знать, что подразумевается под боговдохновенностью. Рассмотрим некоторые взгляды по этому вопросу.

     а) Естественное вдохновение.

     Эта теория ставит боговдохновение на одну ступень с вдохновением гения. Она отвергает все сверхъестественное, загадочное и особое проявление Духа Святого на авторов Библии, и считает, что их вдохновение имеет ту же природу, что и вдохновение Мильтона, Шекспира, Магомета и Конфуция. Эту теорию христиане полностью отрицают, так как она низводит Библию на уровень обычной книги. Когда апостол Павел говорит коринфянам; «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» (1 Кор. 2, 13), он использует слова, которых мы не найдем ни у одного гения человечества. И любой человек, читая Библию и творения Шекспира, почувствует разницу не только по ценности, но и по существу содержания. Имеется определенное «необъяснимое качество» в Библии, которое отличает ее от всех книг, и если мы признаем это «необъяснимое качество», то должны знать, что оно называется «божественным вдохновением».

     б) Механическое вдохновение (см. выше — дословное изложение).

     Эта теория полностью игнорирует интеллект человека при изложении Писаний и признает за ними только роль пассивного инструмента.

     Почему же тогда мы видим разницу в стиле и изложении разных авторов? Сравните язык пророков Исайи и Амоса? Наглядное свидетельство сохранения их индивидуальностей, их своеобразия. Вполне очевидно, что Писание не подтверждает такой теории.

     в) Мысленное вдохновение.

     Эта теория утверждает, что только идеи или мысли были даны человеку через вдохновение.

     г) Вербальное вдохновение утверждает,

     что каждое слово Писания было продиктовано Духом Святым, и авторы не имели возможности в выборе слов.

     д) Частичное вдохновение.

     Любимым выражением сторонников этой теории является: «Библия содержит Слово Божие». Но это выражение показывает и другое, что будто бы в Библии содержится нечто и не являющееся Словом Божиим, не боговдохновенное. Возникает серьезный вопрос: кто в праве решать, что является и что не является боговдохновенным? Кто может быть судьей в столь жизненно важном вопросе?

     Такая теория вводит верующего в беспросветную неопределенность.

     е) Полное вдохновение.

     Эта теория противостоит теории «частичного вдохновения». Она придерживается того мнения, что все Писание в одинаковой мере боговдохновенно, и базируется на утверждении 2 Тим. 3, 16. Ап. Павел не говорит, что «некоторые части Писания богодухновенны, некоторые полезны и т. д.», а напротив, дерзновенно с глубокой убежденностью утверждает: Писание богодухновенно».

 

4. Утверждения Священного Писания о боговдохновении

     Факт боговдохновенности подтверждают все авторы книг Священного Писаниц. Рассмотрим их свидетельства:

     а) Утверждение ветхозаветных писателей о богодухновенности.

     Внимательно прочитайте и сравните следующие места: Исх. 4, 10-15; Втор. 4, 2; Иер. 1, 7-9; Иезек. 3, 4; Мих. 3, 8.

     Имеется и много других мест, утверждающих богодухновенность Писания.

     Обратите внимание на слова: «И сказал Бог», «пришло слово от Бога...». Они подтверждают проявление воли Бога в событиях, изложенных на страницах Библии.

     б) Утверждение новозаветных писателей о богодухновенности.

     Новозаветные авторы подтверждают боговдохновенность писателей Ветхого Завета и свои собственные писания. Прочитайте и сравните следующие места: 2 Петр. 1,20,21; 1 Петр. 1,10,11; Деян. 1,16; Деян. 28,25; 1 Кор. 2, 13; 1 Кор. 14, 37; 1 Фес. 2, 13; 2 Петр. 3, 12; Матф. 10, 20; Марк. 13, 11; Лук. 12, 12; 21, 14-15; Деян. 2, 4.

     Из указанных мест становится очевидно, что авторы Ветхого и Нового Завета были убеждены, что они получали вдохновение от Бога, что Дух Святой вдохновлял их в труде.

 

5. Какова природа боговдохновения, и в какой степени авторы Писаний были под его влиянием?

     Много существует мнений по этому вопросу. Что являлось плодом божественного влияния: слова или мысли? Это ключевой вопрос при рассмотрении боговдохновенности Библии.

     На это мы можем со всей определенностью сказать:

     а) Некоторые слова Библии являются подлинными словами Бога, сказанными или написанными Им,

     «Письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий» (Исх. 32, 16). «Дал ему (Моисею) две скрижали откровения..., на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31, 18). Прочитайте также Втор. 10, 2. 4; 9, 10; Исх. 24, 12; Дан. 5, 5.

     В Новом Завете Бог говорил при крещении и преображении Иисуса Христа. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

     Следовательно, некоторые места Священного Писания содержат подлинные слова, сказанные Богом.

     б) В Библии утверждается, что Бог влагал в уста избранных людей Свои слова, которые они должны были говорить, или повелевал записать их.

     Прочитайте внимательно следующие места: Исх. 4, 10-25; 34, 27; Числ. 17, 2. 3; Ис. 8, 1. 11. 12; Иер. 1, 7; 7,27; 13,12; 30,12; 36,1.2.4.11.27-32; Иезек.2,7; 3,10.11; 24, 2; 37, 16; Аввак. 2, 2.

     Апостол Павел пишет: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14, 37).

     См. также Откровение 2, 1. 8. 12. 18; 3, 1; 7, 14; 10, 4. Суммируя сказанное, можно сделать следующий вывод: часть Писания содержит подлинные слова Бога, сказанные Его устами или написанные Его рукой; другая часть является записью слов, изложенных человеками по повелению Божию.

     И если мы признаем, что все в Библии является боговдохновенным, то мы должны признать и тот прекрасный факт, что Дух Святой, подлинный вдохновитель Писания — избирал нужных Ему людей с учетом их индивидуальных качеств и природных дарований. Разве не открываются нам в удивительном индивидуальном своеобразии труд Иакова, вера апостола Павла, любовь апостола Иоанна?

     Это приводит нас к утверждению, что:

     в) В определенном смысле и в некоторых частях Писания авторам было предоставлено право своими словами излагать божественное откровение.

     Это ни в коем случае не относится ко всему Священному Писанию. Некоторые места содержат слова людей, которые не осознавали истинный и полный смысл произносимых ими слов. То же относится и к речи животных. Прочитайте Иоан. 11, 49-52; Числ. 22, 28-30; Дан. 12, 8-9.

     В то же время дар вдохновения допускал применение метода исследования, сопоставления и отбора фактов при написании (Лук. 1, 1-4). Этот метод допускает возможность выражения одной мысли различными словами, в соответствии с точкой зрения автора и его индивидуальностью. Сравните для примера следующие места: Матф. 26, 26-27; Лук. 22, 19-20; 1 Кор. 11, 24-25; Матф. 3, 17; Марк. 1, 11; Лук. 3, 22.

     Дух Святой использовал внимание, наблюдательность, память, воображение, логику, одним словом, все природные способности человека и проявлялся через них. Он руководил писателями в выборе повествований, речей, родословных, писем, исторических документов, т. е. всего, что Он (Дух Святой) считал необходимым для подтверждения божественной вести о спасении. Дух Святой говорил через людей, через их индивидуальность, т. е. божественные истины излагались человеческим языком. «Золото Его, форма наша», — сказал один проповедник.

     И все же, оказывало ли боговдохновение влияние на выбор слов?

     Ответ должен быть утвердительным. Дух Святой не мог не оказывать корректирующего влияния на выбор слов для точности передачи Его мыслей. Это влияние распространялось на разум человека, и через работу мысли божественные идеи обретали лучшую форму выражения, полностью соответствующую божественным планам. Бог использовал для этой цели людей, доверившихся Ему. Дух Святой преображал, перерождал их в новых людей и в то же время сохранял их индивидуальное своеобразие.

     Поэтому мы можем совершенно твердо заявлять, что в определенной степени слова и в полной степени мысли Священного Писания написаны под руководством Духа Святого. Мы убеждены, что Библия является действительно Словом Божиим; что это есть Слово Божие на языке человеческом; истинно божественное и в то же время истинно человеческое. Библия есть откровение Бога Своему творению; безошибочное водительство было над теми, кто писал ее, и в ней нет смысловых ошибок и неправильных фактов. То, что изложено в Библии, является проявлением идей Духа Святого, и Он ответственен за каждое слово этой книги. Таково утверждение Библии о себе.

 

Контрольные вопросы

 

     1. Какие названия имеет Библия?

     2. Что значит богодухновенность (боговдохновенность)?

     3. Дайте определения и охарактеризуйте боговдохновенность и откровение. Приведите примеры.

     4. Какое различие между богов до хновением и духовным просвещением.

     5. Теории боговдохновения.

     6. Утверждение Писания о боговдохновенности.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz