© 2005, Тампио С.В.

КАРФАГЕНСКИЙ, ЛАОДИКИЙСКИЙ КАНОНЫ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ КНИГ И ПРОТЕСТАНТИЗМ

 

 

     Довольно часто православные обвиняют протестантов в том, что взяв «на вооружение» православный ветхозаветный канон, принятый на Карфагенском (419 г.) и Лаодикийском (363 г.) соборах, они проявили как минимум непоследовательность: отвергли другие постановления этих же соборов.

 

     Хотя некоторые протестанты признавали, что они принимают перечень в.-з. книг, принятый на этих соборах («На частном лютеранском собрании в Сене, в 1528 г., признавался еретиком "всякий, не признающий каталога Карфагенского собора и пап Иннокентия и Геласия."» Проф. П.А. Юнгеров "Введение в Ветхий Завет" Четвертый период: с XVI-XX вв), я в данной статье хочу показать, что формально нельзя утверждать «протестанты украли православный канон» (Практически те же обвинения повторяются в темах православного миссионерского форума дьякона А. Кураева: «Вопрос протестантам о Предании» и «Sola Scriptura - миф!».

 

     

     

ПРОБЛЕМА С ПРАВИЛОМ ЛАОДИКИЙСКОГО СОБОРА
и
ТЕКСТ 33-го ПРАВИЛА КАРФАГЕНСКОГО СОБОРА

 

     Вот, что пишет Б.Мецгер в IX главе «Закрытие канона на Востоке» своей книги «Канон Нового Завета» об этом соборе:

     «...следует упомянуть о Соборе, на котором обсуждался канон, хотя трудно с определенностью сказать, как все это было в действительности. Состоялся Собор в Лаодикии; город этот расположен в малоазийской провинции Фригии Пакатании. На нем обсуждали канон, но точного решения на этот счет мы не знаем. В заключении соборных правил (или “канонов”), которые приняли тридцать с небольшим клириков, сказано: “В церквах да не читаются ни псалмы частного сочинения, ни неканонические книги, а только канонические писания Нового и Ветхого Заветов”. Это постановление с незначительными изменениями присутствует во всех отчетах о Соборе. Однако в более поздних рукописях за ним следует список ветхозаветных, а затем и новозаветных книг. Последняя часть совпадает с нынешним каноном за исключением Апокалипсиса. Поскольку в большинстве латинских и сирийских версий этого документа списков нет, большинство ученых считает, что их прибавили после 363 г. Вероятно, какой-нибудь редактор решил, что необходимо поименовать книги, которые можно читать. Как бы то ни было, ясно, что Лаодикийский собор не сделал никаких попыток утвердить новый канон. Постановление, принятое на нем, просто признает, что определенные книги повсюду признают достойными того, чтобы их читали во время церковного богослужения, и книги эти известны под названием “канонических”. Если списки подлинные, они лишь перечисляют названия книг, уже признанных авторитетными писаниями в тех церквах, которые были представлены на Соборе.»

 

     Поэтому в данной статье я буду рассматривать лишь 33-е правило Карфагенского собора.

     Правило 33:

     Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем божественных писаний, кроме писаний канонических. Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иова, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исаиа, Иеремиа, Иезекииль, Даниил, Товита, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго завета: четыре евангелия, деяния апостолов одна книга, посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащаго правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ римский) и прочие епископы тех стран: ибо мы прияли от отцев, что сии книги читати подобает в церкви. ("Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец")

 

     Как видно, имеются некоторые несоответствия с «протестантским» каноном, а именно: присутствуют три книги — Товита, Иудифь, Премудрость Соломона. Данные книги протестантами считаются неканоническими.

     Так же интересно отметить, что в приведенном 33-м правиле отсутствуют несколько книг, которые всегда находятся в Библиях, изданных РПЦ: Книга пророка Варуха, три книги Маккавейских, Третья книга Ездры.

 

     Что же мы видим? Налицо факт несхожести всех трех списков в.-з. книг: Карфагенского, протестантского и православного (РПЦ). Следовательно, все упреки протестантам в том, что они следуют 33-му правилу Карфагенского собора, беспочвенны. Как беспочвенны и утверждения, что перечень в.-з. книг, имеющийся в православных изданиях Библии, так же соответствует упомянутому правилу.

 

 

PS. Хотелось бы остановиться на следующих терминах, которые применяют к той или иной библейской книге — каноническая и богодухновенная.

     Часто предполагают, что данные термины взаимозаменяемые. Это не так. Поясню на примере.

      «И когда это послание прочитано будет у вас, сделайте, чтобы оно было прочитано и в церкви Лаодикийцев, и чтобы то, которое из Лаодикии, прочли и вы.» (Послание апостола Павла к колоссянам, 4:16.)

     Из данной цитаты вполне можно заключить, что апостол усвояет обоим своим посланиям одинаковый статус. Можно сказать, что оба эти послания являлись богодухновенными. Но по неизвестной для нас причине Послание к лаодикийцам не было признано каноничным и не сохранилось. Другими словами: то, что говорил или писал апостол Павел, даже если это было богодухновенно, не всегда имело в последствии канонический статус.

 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА:

А.В. Лакирев. Канон Священных книг. Канон Ветхого завета

Проф. П.А. Юнгеров "Введение в Ветхий Завет". Четвертый период: с XVI-XX вв.

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА


 

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz