Гадес и Временное пристанище умерших

 

    На занятиях часто встает вопрос о том, что такое «Гадес», «Небеса», «Ад» и «Временное пристанище умерших». Это исследование ставит цель помочь учащемуся лучше разобраться в этой проблеме, которой уделяется недостаточно внимания.

 

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДАННОМ ИССЛЕДОВАНИИ

    Под «Временным пристанищем умерших» имеется в виду место (или состояние), где (в котором) человек пребывает в период между своей смертью и вторым пришествием Христа. Это, конечно, бестелесное состояние, поскольку в момент смерти душа покидает телесную оболочку,1 которая погружается в могилу. После возвращения Господа Иисуса каждому будет дарована новая оболочка — небесное тело.2
    «Небеса» или «Рай» — местонахождение Бога. Здесь, рядом с Богом, спасенные будут пребывать вечно.
    «Ад» — конечное местонахождение грешников, где они будут нести наказание после Страшного Суда.
    Отказ переводчиков Библии короля Якова провести различие между греческими словами «Геенна», «Гадес» и «Тартар» привел к значительной путанице в теологии. Эту путаницу мы пытаемся преодолеть в нашем исследовании. Переводчики Американского стандартного варианта — ASV (1901 г.) указали на различия между вышеупомянутыми греческими словами, употребляя термин «Ад» при переводе слова геенна, термин «Гадес» при переводе слова хайдес и термин «Ад» при переводе слова тартарус. Ими было добавлено примечание, что последнее может также переводиться как «Тартар» (2 Пет. 2:4).

 

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    В нашем исследовании мы покажем, что «Гадес»: 1) — не могила; 2) — не Ад; 3) — не Тартар; 4) — не Рай и 5) — не просто «состояние» смерти.
    Мы объясним, что «Гадес» — это 1) место в невидимом мире иное, нежели Рай и Ад; 2) в нем до момента вознесения Христа было два отделения: отделение покоя и отделение печали; 3) место, куда до вознесения Христа направлялись души ВСЕХ умерших независимо от праведности и греховности; 4) место, куда спустился после смерти Христос, освободив души праведников; 5) место, на пребывание в котором со времени вознесения Христа осуждены лишь души грешников; 6) место, где они будут пребывать в печали, до дня Страшного Суда; 7) место, откуда они направятся на Страшный Суд, перед тем как будут низвергнуты в Ад.

 

III. ГАДЕС — НЕ МОГИЛА

А. Места из Ветхого Завета, свидетельствующие о том, что «Гадес» — не могила.

    Во времена Ветхого Завета в древнееврейском языке понятию могила соответствовало слово кевер, и по крайней мере в двух случаях можно найти четкое различие между понятиями «Гадес» и «могила». В Книге Бытия 37:35, где это слово впервые появляется на страницах Библии, Иаков говорит: «...с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю (шеол)». Однако из стиха 33 мы узнаем, что у Иосифа нет и не может быть могилы, так как «... хищный зверь съел его». В Книге Пророка Исайи 14:15 говорится, что Люцифер (царь Вавилонский) будет низвержен в Гадес, «...в глубины преисподней», в то время как стих 19 гласит, что он «...повержен вне гробницы своей» (кевер).
    В поэтических произведениях слово «Гадес» никогда не встречается в качестве синонима слова кевер, что еще раз доказывает, что «Гадес» и «могила» в Ветхом Завете не синонимичны.
    «Гадес» встречается как синоним понятия «преисподняя страна» или «глубины земли» (Иез. 31:14, 15; Ис. 44:23), — и это также служит опровержением синонимичности слов «Гадес» и «могила».
    Перед тем, как пойти дальше, на настоящий момент разумно предположить, что термин «Гадес» (шеол) в Ветхом Завете не соответствует в буквальном смысле понятию могила.

Б. Места из Нового Завета, свидетельствующие, что Гадес — могила.

    Во времена Нового Завета в греческом, языке существовали слова мнема и мнемейон для обозначения понятия «могила». И в Новом Завете есть примеры, ясно свидетельствующие, что, «Гадес» и «могила» — разные вещи.
    Так, апостол Петр, говоря о теле и душе Христа, утверждает, что тело Его не подверглось тлению, хотя и было погружено в могилу, а душа не «оставлена» в Гадесе (Деян. 2:27-31), подразумевая, конечно, что она была в Гадесе. Если мы не придем к заключению, что душа спит в могиле вместе с телом, — а это противоречило бы духу и букве Священого Писания — Гадес должен быть местом, отличным от могилы.
    В Библии короля Якова в Первом послании к Коринфянам 15:55 переводчики передали слово хайдес как могила. (В более удачных рукописях слово хайдес не упоминается, — в обоих случаях употребляется слово смерть. См. Американский стандартный вариант, ASV.). Однако верно, что В Книге Пророка Осии, неточно цитируемой в Первом послании к Коринфянам 15:55 упоминается Гадес (шеол). Др. Ходж, уверенный в том, что «могила» — правильный перевод слова хайдес, пишет: «Здесь, когда речь идет о физическом теле человека и освобождении его от власти смерти, слово "могила" правильно передает смысл. Апостол говорит не об освобождении душ из некоего промежуточного состояния, а о спасении физического тела».3 В опровержение мнения Ходжа мы можем сказать, что Павел, действительно, прославляет тело, но разве это противоречит идее души, которая в момент воскресения тела — что и существенно — вновь вселяется в него? Если действительно места заключения душ нет и не было, тогда, конечно, упоминание о нем невозможно, но если такое место есть или было (что более естественно предположить, когда речь идет о воскресении тела, подразумевающем полное освобождение души), то на это освобождение должна быть ссылка.
    Кажется очевидным, что Новый Завет подтверждает учение Ветхого по вопросу различия между понятиями «Гадес» и «могила».

 

IV. ГАДЕС—НЕ АД

    Гадес не может быть синонимом Ада. Это явствует из того факта, что до вознесения Христа Гадес предстает как пристанище ВСЕХ умерших (включая праведников). Такие благочестивые люди, как Иаков (Быт. 37:35), Иов (Иов 17:13), Давид (Пс. 15:10) и Иезекииль (Ис. 38:18) {здесь — опечатка, должно быть "Иезекия (Ис. 38:10)"} ожидали, что попадут в Гадес. А если эти праведники попали в Гадес, то же должно было произойти и с остальными умершими в ветхозаветные времена. В Книге Бытия 49:33 мы читаем об одном из ветхозаветных праведников и находим слова: «приложился к народу своему». Здесь не говорится о похоронах, поскольку он «приложился к народу своему» непосредственно после смерти, а похоронен был значительно позже (Быт. 50:13). Если же он попал в Гадес и одновременно «приложился к народу своему», то этот народ должен был находиться в Гадесе. См, также Быт. 25:8, 9; 35:39; 2 Цар. 22:20. Еще одним указанием на то, что «Гадес» — не «ад» является тот факт, что в Откровении 20:14 повествуется о низвержении Гадеса в ад (огненное озеро). Невозможно, чтобы Гадес, будучи адом был одновременно низвергнут в ад!
    Вечная погибель, о которой говорится во Втором послании к Фессалоникийцам, грядет ПОСЛЕ второго пришествия Христа (т.е. после Страшного Суда). Грешники не попадут в ад до этого дня. Так что души, находящиеся до Суда в Гадесе, не могут быть в аду. Вот еще одно указание. на то, что слова Гадес и Ад не синонимичны.

 

V. ГАДЕС — НЕ ТАРТАР

А. Второе послание Петра 2:4

    «Ад» во Втором послании Петра 2:4 является переводом причастия тартаросас, т.е. «низвергнутый в Тартар». Стих гласит: «Ибо если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав их узами адского мрака (тартаросас), предал блюсти на суд до наказания». Фронмюллер пишет в Комментарии Ланга: «Гроциус правильно отмечает, что тартаросас на греческом означает "низвергнуть в Тартар", а не «осудить на муки Tapтара»... Это синонимично абиссос, в то время как хайдес соответствует понятию пристанища всех умерших, а геенна означает конечное место несения наказания, огненное озеро. Следовательно Тартар — место временного заточения духов, то же самое, что шеол (Гадес) — для людей».4 Таким образом. Тартар — место, где содержатся падшие ангелы (дьявол и его демоны) до дня Страшного Суда, — это не вызывает сомнений.

Б. Слова «бездна» и «Тартар» могут быть синонимичны

    Случаи, в которых употребляется слово «бездна», приводят к выводу, что это еще одно название для места временного заточения злых духов. В Евангелии от Луки (8:31) демоны, изгнанные из человека в стране Гадаринской, обращаются к Иисусу, «чтобы не повелел им идти в бездну» (греч. абуссон). Если бездна является местом временного заточения, то их просьба вполне понятна.
    В Откровении 9:1-3. когда ангел открывает кладязь бездны, оттуда выходят приспешники дьявола (саранча).
    В Откровении 17:8 есть ссылка на зверя, которому предназначено быть низвергнутым в ад.
    В Откровении 20:3 говорится, что сатана заключен в бездне на 1000 лет. По окончании заточения он будет освобожден после чего (стих 10) низвергнут в ад.
    Упомянутые отрывки указывают на то, что бездна — место временного заточения злых духов, в следовательно, синонимично слову «Тартар» у апостола Петра.

В. Слова «Тартар» , и «Ад» не синонимичны

    В Ветхом Завете есть расплывчатое указание на существование некоего места тьмы и печали (помимо Гадеса) — абаддон, что переведено как «истребление» или Аваддон. В Книге Иова 26:6 мы читаем: «Преисподняя (шеол, Гадес) обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону». Там же, 31:12, говорится об огне «поядающем до истребления (абаддон)»". Псалтирь 87:11 также содержит указание на Аваддон: «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя — в месте тления?» В Книге Притчей Соломоновых 15:11 мы находим следующее: «Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом...».
    Новый Завет ясно подтверждает, что Аваддон (греч. аполеиа) является синонимом ада, в то время как бездна и Аваддон — разные понятия.
    В Откровении 17:8 говорится о звере, выходящем из бездны и осужденном на вечную погибель (аполеиа). В Откровении 19:20 есть слова о звере, низвергаемом в огненное озеро, — и совершенно ясно, что это огненное озеро (ад), куда низвергается зверь, и есть аполеиа (Аваддон), на который он был осужден.
    В Откровении 20:3 говорится о сатане, заточенном в бездне на 1000 лет, о его последующем освобождении на недолгий срок и (20:10) низвержении в «озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк...» Сатана также низвергается в «аполеиа» (Аваддон), так как мы выяснили, что огненное озеро и Аваддон — одно и то же. Затем следует описание Суда (20:11-13), после которого (20:14, 15) «смерть и ад (хайдес)» или те, кто находился там в заточении, должны быть низвергнуты в то же огненное озеро. Кажется, не вызывает сомнения, что это огненное озеро (Аваддон, аполеиа) и есть ад, который рассматривается как конечное место вечного заточения дьяволов и грешников.
    В свете употребления слова аполеиа (абаддон) в Ветхом Завете и Откровении, не являются ли ссылкой на конечное место несения наказания слова Иисуса (Мтф. 7:13): «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (аполеиан)»?
    Ниже мы приводим указатель стихов, в которых говорится о конечном месте несения наказания: Рим. 9:22; Флп. 3:19; Евр. 10:39;. 1 Тим. 6:9; 2 Пет. 2:1,3 и 3:7.
    Тартар (бездна) и Аваддон — разные места, так что неизбежно напрашивается вывод, что Тартар (бездна) не является синонимом ада, а следовательно, стоит обратить внимание на пояснения к 2 Пет. 2:4. Невозможно также не прийти к выводу, что Тартар является местом предварительного заточения злых духов.

Г. Слова «Гадес» и «Тартар» не синонимичны

    Убеждение в отсутствии синонимичности между словами «Гадес» и «Тартар» вытекает из факта, что если люди могут быть заточены в Гадесе, ничто не свидетельствует о возможности их пребывания в Тартаре. Выше мы продемонстрировали, что люди, в соответствии со Священным Писанием, направляются в Гадес.
    То, что люди не могут быть заточены в Тартаре, очевидно из контекста, в котором употребляется слово тартаросас. Во Втором послании Петра 2:4 Апостол старается доказать, что грешники и лжеучителя понесут наказание. Чтобы подтвердить свою идею Петр приводит три примера: пример согрешивших ангелов, грешников времен Потопа, а также пример Содома и Гоморры. В случае с ангелами ни их бывшее положение, ни заслуги, ни святость не спасли их от низвержения в Тартар. И если Бог наказал их столь сурово, у лжеучителей не могло оставаться надежды избежать наказания. Когда Бог отверг грешников во времена Ноя, Он показал миру, каким образом будет наказывать виновных. А спасение Лота из Содома и Гоморры демонстрирует нам, что Бог видит различие между праведником и грешником, а потому грешники погибнут, праведники же обретут спасение. Во Втором послании Петра 2:9 Апостол в заключение провозглашает: «То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Кажется очевидной ошибочность интерпретации этих слов некоторыми исследователями, полагающими, что Бог «заточает грешников в Тартар» так же, как и согрешивших ангелов. Ведь Петр говорит, что Бог знает, как наказать грешников, речь вовсе не идет о том, где именно грешникам предстоит ожидать Страшного Суда.
    Таким образом, мы продемонстрировали, что слово «Гадес» не является синонимом слова «Тартар».

 

VI. ГАДЕС — НЕ РАЙ

    Это явствует из следующих умозаключений.
    В Священном Писании ни разу не упоминается, что местопребыванием» Бога, ангелов и Христа (за исключением времени между смертью воскресением) может быть Гадес. Поэтому Гадес и Рай — разные понятия, ибо Писание часто указывает на Рай как местопребывание Бога.
    Гадес отличен от Рая. Это антитеза Рая, что можно видеть из: Иов. 11:8; Пс. 129:8; Ам. 9:2. Подступы к Гадесу представляют собой спуск (Чис. 16:33), в то время как подступы к Раю — восхождение (Деян. 1:11).
    Противопоставление Гадеса Раю также явствует их факта, что Гадес часто характеризуется как место, откуда освобождают (Пс. 43:16, 17; 15:10; Ос. 13:14).
    Совершенно очевидно соответствие между текстами Ветхого и Нового Заветов по этой проблеме. Когда Бог говорит о положении Лазаря (Лк. 16:25), Он не упоминает о блаженстве дома Его Отца, а лишь об «утешении» — слово, которое никогда не употребляется, если речь идет о Рае.
    Апостол Павел, характеризуя положение ветхозаветных святых (до вознесения Христа) делает ясное высказывание о неполном благословении (Евр 11:39, 40).
    Однако главным аргументом в пользу утверждения, что Гадес и Рай — разные понятия, является освобождение из Гадеса праведников в момент воскресения и вознесения Христа (см. ниже).

 

VII. ГАДЕС — НЕ ПРОСТО «СОСТОЯНИЕ СМЕРТИ»

    Мнение о том, что Гадес — это состояние, а не место, широко распространено в теологических кругах. Однако на какую бы из цитат Священного Писания мы не ссылались, речь в них идет о месте, а не о состоянии. В основе взгляда, что Гадес — скорее состояние, чем место, лежит очевидная сложность гармонизации текста Ветхого Завета, где говорится о праведниках, идущих в Гадес, и Нового Завета, утверждающего, что праведников ожидает Рай, а также тех отрывков, где повествуется о низвержении Гадеса в огненное озеро. (В следующем разделе мы покажем, что есть возможность гармонизировать эти тексты, избежав отождествления Гадеса с неким состоянием).
    Гадес — место. Конечно, состояние вещей там иное, нежели то, к которому мы привыкли в земной жизни, но тем не менее Гадес — не просто состояние смерти, а именно место!

 

VIII. ГАДЕС — МЕСТО В НЕВИДИМОМ МИРЕ, ОТЛИЧНОЕ ОТ РАЯ И АДА

А. До вознесения Христа

    До вознесения Христа в Гадесе было два отделения: в одном души умерших пребывали в покое, а в другом — в печали.
    По отношению к периоду до смерти Христа в Писании есть несколько ссылок на некое «временное пристанище умерших». После смерти и праведники, и грешники спускались в Гадес. В том, что касается грешников, свидетельством может быть пример того богача, который после смерти был обречен томиться в Гадесе (Лк 16:23). Но что свидетельствует о Гадесе как о пристанище праведников (до вознесения Христа)? Выше мы процитировали отрывки из Ветхого Завета, где говорится о праведниках, направлявшихся после смерти в Гадес. В качестве доказательства можно привести случай с раскаявшимся вором, которому Иисус говорит: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). В то же время из Деяний 2:27-32 мы узнаем, что Христос был в Гадесе, пока тело Его находилось в могиле. Христос не возносился к Отцу (на небеса), пока Его тело было в могиле, так как в день воскресения он обращается к Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему...» (Ин. 20:17). Если же Христос был в Раю, как Он сказал вору, и одновременно был в Гадесе (по свидетельству Петра), Следует, что до вознесения Христа Рай был одним из отделений Гадеса.
    Итак, мы продемонстрировали, что до вознесения Христа Гадес состоял из двух отделений, в одном из которых — покой, в другом — печаль. В Гадес отправлялись наравне и души праведников, и души грешников.

Б. Христос спускается в Гадес

    После Своей смерти Христос спустился в Гадес и освободил души праведников.
    Из Послания к Ефесянам 4:8, 9 мы узнаем, что Христос между моментами смерти и воскресения освободил из Гадеса заточенные там души. В этом отрывке мы читаем: «Посему и сказано: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам". А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» Не вызывает сомнения, что место, куда направился Христос, дабы увести за Собой «плен» (чего бы ни означала эта фраза), был Рай. А восхождение, о котором идет речь, произошло в день воскресения. (Ср. Ин. 20:17, где Иисус говорит: «Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» и Мтф. 28:9, где женщины, приблизившись, «ухватились за ноги Его». Это сопоставление дает возможность предположить, что Иисус поднялся к Отцу и вернулся во время между первым явлением Марии Магдалине и явлением женщинам, когда те во второй раз вернулись к гробу.
    Мы уже продемонстрировали, что понятия «преисподняя» и Гадес синонимичны. (И, по всей видимости, именно в Гадесе Христос проповедовал «находящимся в темнице духам», 1 Пет. 3:19).
    Можно сделать вывод, что узники, которых Христос освободил из Гадеса и увел в Рай, были умершими праведниками. Из Писания явствует что цитата «пленил плен» имеет отношение к узникам — друзьям. Ср. Суд. 4:16 и 5:12. Стих 4:16 гласит, что Варак не брал в плен, а уничтожал врагов, так что пленники, которых вел Варак (5:12), должно быть, были ранее плененные израильтяне. См. также Пс. 67:19.
    Тогда в том, что касается Послания к Ефесянам 4:8,  9, Писание предполагает следующую интерпретацию: Христос спустился в Гадес, а затем вознесся в Рай, уводя с Собой тех, кого освободил.
    Поскольку речь идет об освобождении праведников из Гадеса, следует сделать вывод, что в Гадесе к этому моменту уже не было двух отделений.

В. С момента вознесения Христа

    С момента вознесения Христа на пребывание в Гадесе осуждены только души грешников. На это указывает, во-первых, тот факт, что в Новом Завете слово «Гадес» связывается только с душами грешников. Обратитесь к Откровению 20:14, где Гадес с его узниками низвергается в ад.
    То, что в Гадесе сохранилось лишь одно отделение — отделение печали, явствует также из указаний, что праведники после смерти оказываются рядом с Богом. В Писании есть много отрывков, свидетельствующих, что Христос находится в Раю по правую руку Отца. (Деян. 1:11; 3:21; 7:56; Ин. 17:24)
    В Писании есть много мест, указывающих на то ,что праведники после смерти (с момента вознесения Христа) оказываются рядом с Иисусом. Второе послание к Коринфянам 5:8 гласит: «Выйти из тела и водвориться у Господа». В Послании к Филлипийцам 1:23 мы читаем: «Разрешиться и быть со Христом». Во Втором послании к Коринфянам 12:1-4 говорится: «...восхищен был до третьего неба... восхищен в рай». (У евреев существовало три райских уровня: ракиах, находящийся в слоях атмосферы вокруг нас, шамайим — звездный уровень и шамайим хашамайим — жилище Бога, куда Христос вознесся после воскресения и который недоступен для постижения через посредство человеческих органов чувств, как первые два. Павел говорит, что Рай и третий уровень — одно и то же. При апостоле Павле Рай остался единственным небесным уровнем. Из Откровения 6:9 следует, что до Судного Дня (6:16) души находятся под жертвенником. В Писании нет на это четкого указания, но создается впечатление, что жертвенник расположен поблизости от Престола Господня. Этот вывод не противоречит ни одному из сделанных ранее. В Откровении 6:9 есть указание, что праведники возносятся в Рай как бестелесные души. Слово «души» имеет шесть различных значений: «бестелесный дух», «душа освобожденная от тела», «бестелесная душа». Здесь, бестелесные души находятся на небесах, в то время как святые — все еще на земле). В Первом послании к Фессалоникийцам 4:14 еще раз указывается на то, что праведники находятся рядом с Христом, и когда наступит момент второго пришествия, Христос приведет с Собой души праведников, как следует из этого стиха, дабы даровать им небесные тела.
    Таким образом, с момента вознесения Христа только души грешников томятся в Гадесе, где уже нет двух отделений, так как праведники были освобождены. Рай был пристанищем праведников в Гадесе до вознесения Христа. После вознесения Христа он был перенесен на небеса, и в Гадесе в настоящее время сохранилось лишь одно отделение.
    В Писании указывается, что Гадес (после вознесения Христа) стал местом печали, откуда грешники будут препровождены на Страшный Суд, перед тем как их низвергнут в Ад. См. Откр. 20:13, 14 и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы пришли к выводу, что Гадес — место в невидимом мире, отличное от Рая и Ада, где до момента вознесения Христа было два отделения — отделение покоя и отделение печали. В Гадес до вознесения Христа направлялись души всех умерших. После смерти Христос спустился в Гадес и освободил души праведников, так что ныне в Гадесе томятся в печали, ожидая Страшного Суда, лишь души грешников. Из Гадеса эти души проследуют на Суд, а затем будут низвергнуты в Ад.
    Мы также пришли к заключению, что праведники после смерти оказываются рядом с Богом, в Раю, но не могут испытать всех радостей, которые обретут после возвращения Христа, так как до второго пришествия они будут пребывать в состоянии бесплотных духов. Как только Христос вновь вернется, праведникам будут дарованы небесные тела, и по возвращении в Рай они смогут всецело ощутить блаженство.
    Наконец, к вышеизложенным соображениям мы хотели бы добавить, что тот факт, что умершие праведники находятся рядом с Христом в Раю, а грешники — в Гадесе, после чего будут низвергнуты в Ад, как может показаться, ставит под вопрос необходимость Страшного Суда. Однако в Библии нигде не сказано, что цель Страшного Суда — определить, где человек будет пребывать в вечности. В Евангелии от Луки 16:19 мы читаем, что человек узнает о своем вечном пристанище непосредственно после смерти! Так что Суд — «окончательное утверждение Богом наград и наказаний уже присужденных», поэтому цель Страшного Суда — показать, почему тот или иной человек обретет вечность там, где определил Бог, а также, что Бог абсолютно справедлив в Своих деяниях относительно каждого.

 __________________

 

1.    См. комментарий к Деян. 5:5. См. также 2 Тим. 4:6; Еккл. 12:7; 2 Пет. 1:13,14
2.    1 Кор. 15:33-57, особенностихи 51-52; 1 Фес. 4:13-17.
3.    Charles Hodge, «An Exposition of the First Epistle to the Corinthians« (Grand Rapids: Eerdmans 1965) p. 198.
4.    G.F.C. Fronrnuller, «2 Peter» in Lange's «Commentary on the Holy Scriptures» (Grand Rapids: Zondervan, n.d.) p. 27.


 

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 


Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда переданную святым.

 

Hosted by uCoz