Больное у тебя сердце? Лежат на тебе бременем страдания старого порядка? Облегчило ли бы твое сердце, когда бы ты узнал, что конец неизвестности и страха, спора и войны болезни и смерти приблизился? Звучит это очень уж прекрасно чтобы быть правдой? Приведи же тогда, пожалуйста доказательство что это ложно! Имеется верное основание для веры в это. От сердца желается веровать в это, да вот было бы возможно убедить и ум в этом. Является твой ум свободным? Склонен он к тому, чтобы убедиться? Или замкнут он из-за национальных, расовых или религиозных предрассудков? Кто не допускает быть ослепленным предрассудками, чей ум открыт для разумных заключений, тот прочтет следующее с растущим интересом и найдет в конце утешающее основание для веры в справедливый новый порядок. — ИЗДАТЕЛИ
Издана в Соединенных Штатах Америки
ЕСЛИ бы ты почти умирал от жажды, отклонил бы ты воду от того,
национальность которого ты не любишь? Если бы ты умирал от голода,
отклонил бы ты пищу от руки, цвет кожи которой тебе не по вкусу? Если бы
ты был смертельно больным, отклонил бы ты помощь врача, раса которого
тебе не нравится? Какими ничтожными являются такие предрассудки, когда
наша жизнь находится в опасности! Но даже если жизнь не находится в
опасности, они являются в высшей степени глупыми, потому что вследствие
этого ум ослепляется для жизненно важных фактов. Иногда необходимо время
больших затруднений, чтобы освободиться от наших пристрастных взглядов,
быть отрезвленными к здравому мышлению. Такое время предстоит теперь
всем народам. Но чтобы познать это, они должны поднять пелену
предрассудков, затуманивающих их поле зрения. Чтобы войти в новый
порядок единства, они должны навсегда убрать эту пелену. Почему же не
сейчас уже начать это? Начинай теперь, подняв ее по меньшей мере
достаточно долго, чтобы читать следующее с открытым умом. Обсудим же мы
это дело!
Если кто-нибудь предлагает тебе эту брошюру, кто
является другой расы, национальности или цвета кожи, изменяет это
что-нибудь в ее содержании? Ее воды истины все же утолят твою жажду,
если ты испытываешь ее по отношению к истине. Ее пища для мыслящих будет
все же питать твой ум, если ты испытываешь голод по отношению к
утешающим мыслям. Ее здоровые слова все же оживят заново твою угасающую
надежду, если ты болеешь сердцем из-за безнадежной перспективы. На конце
пути каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка, идущих по путям
этого мира, ожидает смерть. Но что же, если бы можно было отогнать с
пути жестокую смерть и если бы путь жизни бесконечно тянулся бы в новый
порядок с неописуемым счастьем? Если бы была возможной жизнь в таком
новом порядке, отклонил бы ты ее лишь потому, что рассказывающий тебе об
этом является другой нации, расы или религии?
Мыслящие лица знают, что нельзя классифицировать людей
как хороших или плохих на основании их расы или национальности, их
религии или политики, их богатства или бедности, их возраста или пола,
их языка или цвета кожи, их высокого общественного положения или
неважного или по каким-либо другим классификациям, раскалывающим
человечество. Нельзя их в отдельности одобрять или осуждать лишь потому,
что они принадлежат к одной из этих больших групп. Каждого необходимо
оценять на основании его собственных дел как хорошего или плохого, а не
на основании дел его расы, нации, религии или какой-либо другой группы, в
которую он может быть зачислен. По плодам, которые приносит каждый,
необходимо узнавать его, и каждой нацией или расой проявляются многие
хорошие и плохие плоды. Одна бешеная собака не означает, что все собаки
являются бешеными. Один плохой европеец не означает, что все европейцы
являются плохими. И также не означает один плохой азиат, что все азиаты
являются плохими. Хорошее и плохое должно расцениваться по тому, что
говорится, а не по личности, которая это сказала, и также по тому, что
делается, а не по личности, которая делала это. Так освободи же твой
разум от неразумных предрассудков, разделяющих этот мир, и будь духовно
свободным, чтобы взвесить новые мысли на основании их собственной
ценности. Это может означать для тебя жизнь и счастье, а жизнь и счастье
есть то, что ищут разумные люди.
Желание жить свойственно человеку от природы. Почему
дышишь ты? Потому что ты хочешь жить. Почему пьешь ты сегодня воду?
Потому что ты хочешь жить. Почему принимаешь ты сегодня в себя пищу? Тот
же ответ: Потому что ты хочешь жить. По той же самой причине ты будешь
спать сегодня ночью и завтра работать. Покой возобновит твою силу к
дальнейшей жизни, и твоей работой ты приносишь необходимое для жизни в
твои пределы досягаемости. Всей этой деятельностью показывает каждый,
что он желает жить дальше.
Но какую же жизнь избираем мы дыханием, питьем, едой,
сном и работой? Рассмотрим-ка ее! Она всходит, как трава, и как трава
скоро увядает. Она расцветает, как цветок, и как цветок она скоро
исчезает. Жизнь в этом современном злом старом мире коротка днями и
полна заботами. Рассмотри-ка различия между народами, благодаря которым
некоторые мнят себя стоящими выше других, почему они попирают тех, о
которых они думают, что они являются второстепенными. Не упускай из вида
также несправедливости и насилия и войны, возникающие как раз
вследствие расовых и политических различий. Рассмотри корыстолюбивую
торговлю, угнетающую бедных из всех народов, чтобы некоторые немногие
достигли всего богатства, а они разжигают даже войны, чтобы накопить от
этого еще больше. Рассмотри милитаризм, ремесло которого состоит в том,
чтобы в больших размерах делать людей калеками и убивать. И не упускай
из вида ложных религий, разделяющих людей, так что они не только ведут
споры и преследуют друг друга, но и начинают и благословляют войны.
Не довольствуйся однако тем, чтобы видеть лишь эти
большие вещи на сцене мира. Рассматривай нищенские кварталы с их
бедностью, их грязью и их болезнями, с их жителями без надежды, живущих в
тесноте в темных дырах ужасно переполненных хижин и «дом-казармах»,
плохо питающимися, скудно одетыми. Посмотри на миллионы беженцев,
рассеянных, например, по всей Азии без надежды, погруженные в отчаяние.
Да, оглянись дальше! Рассматривай преступников и наркоманов, паразитов
человеческого общества во всех частях земли, и тех, которых приходится
ему держать за решеткой в тюрьмах. Рассматривай больницы, кровати
которых наполнены страдающими, и учреждения для душевно больных,
переполненные такими, которые сошли с ума. Думай о всеобщих условиях в
мире: безнравственность, лицемерие, несправедливые различия, делающиеся
среди людей из-за их происхождения, их воспитания, их общественного
положения или из-за их материальных имуществ. Обрати внимание на тучи
замешательства, растерянности и страха, висящие над беспокойным морем
человечества. Читай безнадежность и отчаяние, написанные на миллионах
лицах! И все же продолжают эти притесненные миллионы делать для жизни
необходимое, ибо даже при таких полных страдания обстоятельствах они
желают жить дальше.
Невозможно указать на определенную часть земли и
сказать: здесь очаг волнений! Также не можно указать на какое-либо место
и сказать, что там нет волнений. Живем ли мы на Востоке или на Западе —
проблемы являются везде нерешенными и люди страдают. Восток является
теперь крайне возбужденным чувствами национализма и независимости.
Некоторые восточные народы владеют теперь по праву политической
свободой. Но покончила ли она с их трудностями? Когда исчезают старые
трудности, на их месте возникают новые. Смятение в человеческом обществе
остается; везде совершаются преступления; все еще имеются голодающие;
угнетение продолжается; везде и повсюду имеются болезни и политическая
развращенность. Простые люди учатся понимать, что даже если их
собственные соотечественники занимают место иностранных властителей,
развращенность и впредь развивается, и часто следуют восстания как
протест против такого национального эгоизма и несправедливости. Перемена
власть имущих политических партий не приносит помощи. Проблемы несмотря
на это остаются и они являются все еще нерешенными, а страдания
увеличиваются по всей земле. Люди сами должны измениться, да, изменить
свое сердце и разум. Может это случиться?
Запад с его воспитательной программой, его техническими
науками и его промышленностью проявил до сих пор большую мощь в мировых
делах и он повлиял на события больше, нежели Восток. Но послужило это
на благо всему человечеству? Не пришло ли угнетение с Запада, когда
мировые державы выходили на завоевания, чтобы поставить под свою власть
отсталые народы в дальних странах? Не были ли научные открытия
употреблены в первую очередь для того, чтобы увеличить разрушительную
силу войны? Не начались ли мировые войны этого столетия на Западе? Был
ли Запад со всей своей мнимой культурой, образованием и цивилизацией
силой к доброму? Благодаря этому его способность делать доброе является,
конечно, большой. Но по той же самой причине является его сила большой
творить плохое. Искренность принуждает нас к признанию, что в
большинстве случаев плохое затмило хорошее. Почему? По той же самой
причине, почему восточные народы не получили той помощи, на которую они
надеялись, когда их собственные соотечественники переняли их
правительства. Очень уж часто становятся люди, имеющие власть в своих
руках, жертвами их собственного эгоизма и своего собственного тщеславия и
они теряют интерес к тяжелой судьбе народа. Эта несостоятельность людей
не ограничивается какими-либо расами или народами, но она перескакивает
все преграды и захватывает людей всех видов.