Именем бога Иеговы

 

То в одной, то в другой газете за последние годы все чаще стали появляться заметки и статьи о деятельности нелегальной секты «свидетелей Иеговы». Руководители этой секты проповедуют учение, утверждающее, что анализ Библии приводит якобы к выводу о скором конце света и страшной битве бога Иеговы с сатаной — армагеддоне, в которой Иегова уничтожит всех безбожников и не верующих в секту и дарует искупление сторонникам иеговистского вероучения. Секта носит явно антисоветский характер. Требуя жертв ради небесного искупления, руководители секты призывают верующих отказаться от активной гражданской деятельности, не выполнять советских законов, внушают рядовым членам секты нелепые выдумки о «сатанинском» характере власти в СССР и странах народной демократии. В то же время в странах капитализма идеологи секты призывают к покорности властям в ожидании армагеддона. Эти факты показывают, что религиозная оболочка нужна авантюристам, стоящим во главе секты и руководящим ею из своего центра в Бруклине (США), для обмана и запутывания недостаточно развитых в политическом и культурном отношении людей.

Авторы настоящей брошюры ставили своей задачей вооружить пропагандистов и агитаторов знанием истории возникновения, вероучения и деятельности секты. Это поможет им успешно разоблачать идеологию «свидетелей Иеговы» в глазах рядовых верующих, находящихся под пагубным влиянием грязных политиканов от религии, выдающих себя за представителей «единственно истинного» христианства.

Отзывы и пожелания просим присылать по адресу: Москва, Д-47, Миусская площадь, 7, Госполитиздат, редакция научно-атеистической литературы.

 

 

     

ОТ АВТОРОВ

 

 

     «Общество свидетелей Иеговы» является одной из наиболее реакционных сектантских организаций заграничного происхождения. Организационный центр этой секты находится в США, в предместье Нью-Йорка Бруклине. Располагая огромным пропагандистским аппаратом и солидными материальными средствами, «Общество» упорно и настойчиво стремится к расширению своего влияния среди верующих в СССР. Ввиду крайней реакционности и антисоветской направленности вероучения секты ее деятельность в нашей стране запрещена и советскими органами секта не регистрируется.

     Вожаки секты, не считаясь с этим обстоятельством, пытаются проводить работу путем организации подпольных групп. Когда ретивых руководителей секты привлекают к судебной ответственности за совершенно конкретные антисоветские преступления, они прикидываются борцами и мучениками за религию. В то же время они злобно нашептывают верующим, что в Советском Союзе якобы нет свободы вероисповедания.

     Советский строй впервые в мире осуществил действительную и полную свободу совести для грудящихся. Еще в 1918 году в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», подписанном В. И. Лениным, указывалось, что «всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются».

     Согласно Советской Конституции, принятой в 1936 году, каждый гражданин СССР может исповедовать любую религию или совсем не верить в бога. Свобода совести гарантируется советским законодательством. В нашей стране, как известно, нет государственной религии, какой-либо привилегированной веры или церкви. Все они в одинаковой мере должны подчиняться советским законам.

     В Советском Союзе наряду с церковными культами свободно отправляют свою деятельность различные секты, зарегистрированные в установленном законом порядке. Однако вожаков «свидетелей Иеговы» такой порядок не устраивает. Они провоцируют своих последователей отказываться от выполнения гражданских обязанностей и, занимаясь пропагандой в этом направлении, применяют конспирацию и нелегальные методы работы. Но это уже не религиозная, а подрывная антисоветская деятельность.

     Из фактических материалов, приведенных в книге, ясно видно, что антиобщественная сторона деятельности секты тесно связана с ее вероучением. Она прямо вытекает из многочисленных библейских поучений, с которыми часто и назойливо выступают иеговистские идеологи в своем центральном органе «Башня стражи».

     Иеговистское вероучение зовет верующих к рабской преданности и служению «всевышнему» и объявляет грехом все, что несовместимо с его волей. Практически это — требование безропотного подчинения воле заправил секты. Согласно установкам идеологов секты, в категорию греха зачисляются, по сути дела, вся общественно-практическая деятельность и соблюдение обязанностей, предусмотренных Конституцией Советского государства. Другими словами, они хотят, чтобы верующие враждебно относились к советскому обществу.

     Значительное место в вероучении секты отводится толкованиям библейской догмы об искуплении первородного греха и о спасении. Не новая сама по себе, эта религиозная догма получила в «Обществе свидетелей Иеговы» крайнее человеконенавистническое выражение. Вожаки секты внушают верующим, что вера в искупление требует жертв, без которых невозможно божественное спасение.

     Отдельные небольшие группки верующих, сбитые с толку иеговистским вероучением, участвуют в нелегальных сборищах, будучи искренне убеждены, что следуют по стопам божьим. Далекие от каких-либо антисоветских побуждений и целей, они не видят, что за их спиной действуют враги Советского государства, использующие религиозные чувства верующих во вред советскому обществу и самим верующим. Таким находящимся в глубоком религиозном заблуждении верующим надо помочь осознать действительный смысл иеговистского вероучения, его враждебность советскому строю, терпеливо и убедительно разъяснять, на какой опасный путь толкают их «слуги бога Иеговы».

     Надо объяснить им, какой ценой обещают искупление бруклинские руководители, показать, что вольно или невольно члены секты превращаются под давлением своих «пастырей» в людей, мешающих развитию нашего общества к светлому будущему. Надо раскрыть им глаза на то, что участники иеговистского подполья, которых толкают на всевозможные жертвы во имя небесного искупления, сами становятся жертвами политических авантюристов, прикрывающих свои грязные цели религиозными атрибутами.

     Чем конкретнее будет разоблачаться в глазах рядовых верующих религиозная идеология «свидетелей Иеговы», тем успешнее будут результаты воспитательной атеистической работы и тем скорее рядовые верующие отойдут от секты.

     В конкретном изложении материалов, разоблачающих секту иеговистов, авторы и видят одну из главных задач настоящей книги. Они сделали попытку в более или менее систематизированном виде изложить историю возникновения «свидетелей Иеговы» и основы их вероучения, а также показать его связь с практической подрывной деятельностью секты.

 

 

ГЛАВА I

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

 

 

     В 1884 году в США, в штате Пенсильвания, было зарегистрировано религиозное объединение «Международное общество исследователей Библии».

     В 70-летней истории общества явственно различимы два периода; с 1884 по 1916 год и с 1917 года по настоящее время. Изменения, которые претерпело за это время вероучение секты, определялись, в конечном итоге, социально-экономическими и идеологическими причинами. Основатель общества — крупный американский буржуа Чарльз Руссель руководил им до 1916 года. После смерти Русселя во главе организации встал его ближайший помощник, в прошлом американский судья, Иосиф Рутерфорд. Он внес существенные поправки и дополнения в программу «Общества» и в организационную деятельность «исследователей Библии», в связи с чем объединение стало именоваться «Обществом свидетелей Иеговы».

     Стремясь набить себе цену в религиозном мире, современные заокеанские руководители и идеологи иеговистов уделяют большое внимание освещению истории своей религиозной организации, бесцеремонно искажая при этом исторические факты. В издаваемой иеговистами литературе верующим назойливо внушается мысль о том, что «Общество свидетелей Иеговы является единственным преемником и продолжателем традиций раннего христианства и что в силу этого «свидетели Иеговы» призваны выполнить особую миссию в христианском мире наших дней. Для «обоснования» этой особой миссии иеговистские «летописцы» сочиняют специальные «труды» по истории возникновения и развития «Общества свидетелей Иеговы». В качестве наглядного образца такой книжной «продукции» можно привести вышедшую в США и переизданную затем в ФРГ книгу некого Марлея Коула «Свидетели Иеговы» [Марлей Коул, Свидетели Иеговы, Франкфурт-на-Майне, 1956.], в которой повествуется о том, как и почему появилась секта иеговистов. Автор излагает историю «Общества свидетелей Иеговы» по официальным материалам бруклинского центра и высказываниям иеговистских авторитетов, положив в основу идею об «особой миссии свидетелей Иеговы». Таким образом, в книге М. Коула в обобщенном виде преподнесено все то, что говорят о происхождении своей организации сами иеговисты.

     Право, не стоило бы подробно останавливаться на фальсификаторских трюкачествах иеговистских идеологов в области истории христианства, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что идеологи «Общества свидетелей Иеговы», выступая в качестве единственных представителей подлинного христианства в его первоначальном, «апостольском» виде, пытаются доказывать это ссылками на многочисленные ереси, возникавшие в христианстве начиная с XIII века. Идеологи иеговизма, подчеркивая жестокие преследования, которым подвергались представители реформаторского направления со стороны официальной церкви, пытаются убедить своих сторонников в том, что идеи Христа в их неискаженном, божественном виде были пронесены через много веков именно еретиками и воплотились наконец в учении «свидетелей Иеговы».

     Однако внимательное ознакомление с тем, как иеговисты анализируют историю христианства, показывает, что они сознательно искажают ее, замалчивая или фальсифицируя то социальное содержание, которое лежало в основе религиозных движений средневековья.

     Вот почему разоблачение «теорий» иеговистских «историков» поможет нам определить социально-политические позиции секты «свидетелей Иеговы».

     Историю христианства идеологи иеговизма изображают как борьбу внутри христианства за подлинное библейское учение, попиравшееся официальной католической церковью. Особое место уделяется при этом Реформации. «Свидетели Иеговы» утверждают, что только они довели Реформацию до конца и пошли дальше, восстановив в полном объеме первоначальное христианство и учение о «тысячелетнем царстве Христа».

     Иеговистские «летописцы» предают, однако, полному забвению Томаса Мюнцера, являвшегося наиболее ярким представителем крестьянско-плебейского крыла Реформации. А ведь Мюнцер был непримиримым противником католического духовенства и всего уклада католической церкви, с ее обрядами, поборами, лицемерием и ханжеством. Мюнцер верил в неотвратимость «страшного суда божьего» над выродившейся церковью и развращенным миром. Он проповедовал предсказанное пророками установление «царства божьего на земле» и видел путь к этому в возврате христианской церкви к первоначальному ее виду. Мюнцер был казнен, как известно, по прямой указке католических духовных князей.

     Дело, конечно, не только в том, что идеологам иеговистов трудно разъяснить верующим в чисто религиозном плане, почему, не кто иной, как Лютер, объявил Мюнцера орудием сатаны и призвал саксонских князей истребить мятежный дух Мюнцера.

     Будучи религиозно-христианской по форме, программа Мюнцера «требовала немедленного установления царства божьего на земле — тысячелетнего царства, предсказанного пророками,— путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой якобы раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены, все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство» [Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии. Сб. «К. Маркс и Ф. Энгельс о религии», Госполитиздат, 1955, стр. 86—87].

     Само собой разумеется, что такое содержание «тысячелетнего царства» не могло устроить Русселя и его последователей, провозгласивших возврат к раннему христианству и «тысячелетнему царству» в последней четверти XIX века, когда на историческую арену выступил уже научный социализм и перед «исследователями Библии» стояла задача изыскать против него религиозно-идеологическое оружие.

     Вот почему, повествуя о Реформации XVI века и устанавливая историческую связь ее с деятельностью «исследователей Библии» в XIX веке, иеговистские «историки» предпочитают говорить только о Лютере, и притом говорить только то, что они считают выгодным для своей концепции о происхождении «Общества свидетелей Иеговы».

     Так, в упомянутой книге М. Коула особо подчеркивается со ссылками на высказывания Русселя и Рутерфорда, что ни Лютер, ни его последователи не сумели сохранить и развить дальше истинное христианское вероучение. Всю послереформационную эпоху «свидетели Иеговы» расценивают как процесс непрерывной утраты и вырождения религиозных завоеваний Реформации, пока в последней четверти XIX века не появился Руссель Он-то, оказывается, и спас христианское вероучение от окончательного разложения и гибели.

     Во всех иеговистских «трудах», конечно, нельзя найти и намека на указание подлинных причин непоследовательности Лютера в борьбе на религиозном фронте. Тот же М. Коул обходит полным молчанием измену Лютера народным элементам движения Реформации.

     Известно, что Лютер переметнулся в дворянско-княжеский лагерь сразу же, как только понял, что крестьяне и плебеи увидели в его проповедях христианской свободы и в его воззваниях против попов призыв и сигнал к активным революционным действиям.

     С этого момента Библия у Лютера заговорила другим голосом. С помощью той же самой Библии, которая была им переведена на немецкий язык, Лютер составил, по выражению Энгельса, «настоящий дифирамб установленной богом власти, дифирамб, лучше которого не в состоянии был изготовить ни один блюдолиз абсолютной монархии»,

     В 1525 году Лютер выпустил воззвание, в котором, оперируя библейскими текстами, призывал перед лицом опасности крестьянской войны забыть все теологические споры и распри с римско-католической церковью. В полном духовном единении с папой Лютер требует в этом воззвании с молитвой на устах истреблять непокорных крестьян. Он советует «молиться за них, дабы они покорились; не будет этого, то не должно быть места и для милосердия. Пусть скажут им тогда свое слово ружья...» [Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии. Сб. «К. Маркс и Ф. Энгельс о религии», стр 83.].

     Об этом «наследстве» Лютера идеологи иеговистов, разумеется, ничего не говорят, хотя их современные призывы к антикоммунистическому армагеддону (священной войне) имеют тесное духовное родство со злобным лютеровским воззванием против крестьянско-плебейских масс в XVI веке.

     В своем классическом труде «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельс, давая классовую оценку событиям Реформации, писал, что первоначально Лютер выступил во главе всего движения против консервативно-католического лагеря, против имперской власти, богатых слоев дворянства и церкви. И в этом, несмотря на бюргерскую ограниченность, и заключается исторически прогрессивная роль Лютера. «Молния, которую метнул Лютер,—писал Энгельс,—попала в цель. Весь немецкий народ пришел в движение».

     Но какую же «молнию» и куда метнул пастор Руссель, когда в 1884 году основал свое «Международное общество исследователей Библии»? На свершение каких прогрессивных акций в религиозной форме мог претендовать Руссель в последней четверти XIX века, если еще ко времени французской буржуазной революции XVIII века христианство, как отмечает Энгельс, «не способно было впредь поставлять идеологическую одежду для стремлений какого-нибудь прогрессивного класса; оно все более и более становилось исключительным достоянием господствующих классов, пользующихся им просто как средством управления, как уздой для низших классов» [К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. II, Госполитиздат. 1955, стр. 380].

     Как видим, критическое ознакомление с писаниями иеговистских «исследователей» показывает, что, становясь в позу защитников и продолжателей традиций «истинного», «первоначального» христианства, они преследуют при этом совсем иные, политические цели, весьма далекие от «чисто религиозных» интересов. Идеологи «Общества свидетелей Иеговы» выступают как защитники и апологеты буржуазии, как представители частнособственнической идеологии.

     Какова же была та действительная — не религиозная, а социальная — почва, на которой выросло учение иеговистов? Обратимся для ответа на этот вопрос к фактам истории.

     Последняя четверть прошлого столетия характеризовалась началом перерастания старого капитализма в новую, империалистическую стадию его развития. Международное рабочее движение приобрело в революционной марксистской теории свое действенное духовное оружие.

     Парижские коммунары уже нанесли первый мощный удар по капитализму. В буржуазной политической идеологии ясно обозначались характерные для эпохи империализма признаки поворота к реакции.

     Приспособлялась к новой обстановке и христианская церковь, встревоженная падением влияния религии среди рабочих.

     Не случайно еще в середине XIX века в США появилось много различных религиозных групп и течений, поставлявших на внутренней и внешний «духовный рынок» самые разнообразные модернизированные рецепты удержания трудящихся в религиозной узде.

     По замечанию Ф. Энгельса, даже английская буржуазия, располагавшая надежным церковным аппаратом, обращалась после революции 1848 года именно к США — как «величайшему тогда организатору религиозных спекуляций» — и вывезла из Америки некоторые модные в то время религиозные учения.

     Русселевское учение было одним из таких новых религиозных средств воздействия на массы.

     Спекулятивный характер библейских исследований Русселя проявился особенно ярко в его предсказаниях конкретных сроков наступления «тысячелетнего царства Христа»,

     «Молния» которую метнул Руссель, оказалась на поверку лишь модной рекламой на буржуазном религиозном рынке. Эта реклама предлагала «духовный товар», в котором у господствующих классов была настоятельная потребность.

     Русселевское «тысячелетнее царство Христа» переселялось с небес на землю в обстановке, когда марксизм впервые превратил социализм из утопии в науку и научно обосновал программу революционного преобразования капиталистического общества. В этих условиях проповедь «тысячелетнего царства» на земле была не чем иным, как одним из признаков поворота буржуазии к реакции по всему идеологическому фронту.

     Это не значит, что «свидетели Иеговы» являлись единственными религиозными поставщиками двора его величества капитала. Официальная христианская религия, как и другие религии, продолжала верно служить господствующим классам. Русселевское иеговистское направление было лишь одним из многочисленных сектантских толков и течений, возникавших как грибы одно за другим в США в 80-е годы прошлого столетия. Это был стихийный мелкобуржуазный водоворот, который увлекал все большие группы разорявшихся фермеров, а также тысячи переселенцев из стран Европы, сорвавшихся с родных мест в погоне за богатой жизнью и после крушения своих надежд оказавшихся на положении дешевой и выгодной для американского капитала рабочей силы.

     С окончанием гражданской войны 1861—1865 годов капитализм в США начал развиваться особенно бурно. Виднейший деятель американского рабочего движения — председатель Коммунистической партии США У. Фостер в своем труде «Очерк политической истории Америки» дает яркую характеристику хищнического развития крупного американского капитала, сопровождавшегося безудержной эксплуатацией и ограблением народных масс. Своей собственностью капиталисты считали не только захваченные ими богатейшие природные ресурсы страны: «Массы рабочих и фермеров тоже рассматривались крупными капиталистами как ниспосланные им богом рабы, которых можно эксплуатировать без предела... В те годы они хладнокровно обрекли буквально миллионы рабочих на смерть в шахтах, на фабриках и железных дорогах, где не было и намека на технику безопасности, помогли преждевременно расстаться с жизнью и многим миллионам других рабочих. Они грабили и фермеров, где только имели такую возможность» [У. Фостер, Очерк политической истории Америки, изд-во Иностранной литературы, 1953, стр. 316.].

     В особенно тяжелом положении оказались переселенцы из Европы. Новая «обетованная земля» встречала эти людские массы не молочными реками и кисельными берегами, а жестокой нуждой.

     Периодические кризисы, и особенно тяжелые из них — в 1873, 1885, 1894 годах, приводили к массовому разорению фермеров и усиливали безработицу в городах.

     Безысходная нищета и связанная с этим неуверенность в завтрашнем дне порождали страх и отчаяние у отсталых слоев трудящихся, не видевших выхода из создавшегося тупика.

     Во времена зарождения секты «свидетели Иеговы» в штате Пенсильвания, как, впрочем, и во многих других районах, отмечались своеобразные вспышки массовой религиозности. Тысячи верующих, охваченных под влиянием проповедников религиозным порывом, бросали свои обычные занятия, собирались в парках и в поле, чтобы дать выход своему религиозному чувству в слушании проповедей, в пении религиозных гимнов.

     Подобные религиозные вспышки носили буквально эпидемический характер, охватывали целые округа и штаты, переносясь с места на место и вызывая повсюду необыкновенный религиозный экстаз.

     Мелкобуржуазная социальная природа этого явления очевидна. Бессильные перед наступлением крупного капитала, мелкие фермеры ожидали «чудесного» спасения извне, и прежде всего в религии. Не случайно в 40-х годах прошлого столетия в США получили распространение религиозные движения, связанные с ожиданием второго пришествия Христа на землю. К их числу относились, например, адвентисты.

     В 1843 году дело дошло до того, что в штате Нью-Хемпшир фермеры перестали обрабатывать свои поля и не собирали урожай. Впрочем, религиозные мотивы таких действий нередко причудливо переплетались с чисто коммерческими. В одной из адвентистских книг упоминается случай, когда в 1844 году один крупный фермер, ожидая пришествия Христа, оставил неубранным большое картофельное поле и заявил, что это должно свидетельствовать о его вере в близкое пришествие Христа, Осень выпала сырая, и у многих картофель сгнил в погребах, а предприимчивый фермер выкопал картофель весной и продал его, сделав немалый бизнес.

     Но одновременно с протестами мелкой буржуазии против наступления промышленного капитала в 80-е годы происходил подъем организованного рабочего движения. В той же самой Пенсильвании в 1874—1875 годах произошла крупнейшая забастовка шахтеров, жестоко подавленная властями. 1877 год ознаменовался первой общенациональной стачкой железнодорожников. К ее ликвидации были привлечены войска. В 1886 году прошла волна стачек и демонстраций с требованием установления 8-часового рабочего дня.

     Правящие классы США не могли справиться с нарастающим революционным движением одними только административно-полицейскими средствами. Буржуазия предпринимала самые разнообразные меры идеологического воздействия на рабочий класс, широко используя и религиозные каналы для отвлечения рабочих от революционной борьбы.

     Но христианская церковь сама переживала кризис. Причины этого кризиса иеговистская литература усматривает во внутренних, теологических неурядицах и в угнетательской роли, какую играли католическая и протестантская церковь, занимавшие в США господствующее положение. В действительности имелись более существенные и важные обстоятельства, вызвавшие небывалое оживление на идеологическом религиозном фронте. Их не могут замолчать и пишущие «труды» по истории иеговистской секты, вроде знакомого уже читателям М. Коула.

     В своей книге «Свидетели Иеговы», отражая мнение таких же богословов, как он сам, Коул с горечью вынужден отметить, какой урон нанесло христианской религии учение Дарвина, Учение Дарвина развенчало все религиозные мифы о сотворении жизни на земле божественным творцом, и Библия обрела свое настоящее место на книжной полке в разделе мифологии. «Дарвиновская теория эволюции, от начала до конца враждебная Библии,— сокрушается Коул,— потрясла христианскую религию, и без того расшатанную католической и протестантской церковью языческими отклонениями от Библии». Надо было спасать божественный авторитет «священного писания», иначе «люди спустят Библию с ее божественного пьедестала и поставят рядом с Илиадой».

     Но не только Дарвин заставил серьезно забеспокоиться церковников. В ходе мировой истории неумолимо развивались силы, которые, по признанию М. Коула, привели к тому, что «пятьдесят лет спустя (после появления теории Дарвина.— Авт.) железный кулак коммунизма постучался в двери христианского мира».

     Первые признаки одряхления и гибели капитализма — вот что, оказывается, вызвало смятение в стане богословов, для которых христианский мир является синонимом капиталистического мира. И тогда руководители христианского мира, и в их числе Руссель со своими приспешниками, затеяли «крестовый поход» в защиту капитализма.

     Это был самый настоящий крик о помощи, зовущий христианскую церковь к перестройке методов применения религиозного оружия для борьбы с наступающим на капитализм международным рабочим движением.

     Подыгрывание иеговистов под раннюю христианскую церковь было судорожным стремлением сохранить влияние христианской религиозной идеологии на массы, т. е. выполнить задачу, с которой явно не справлялась официальная церковь.

     На протяжении 40 лет Руссель занимался «исследованием» «священного писания», возводя духовное здание своего «тысячелетнего царства Христа». Руссель высчитал, что шесть библейских тысячелетий, с сотворения мира, окончились в 1873 году. По его вычислениям, в 1884 году начался «рассвет тысячелетнего царства Христа», который будет сопровождаться периодом «великой скорби». После этого наступит «золотой день тысячелетнего царства Христа». В соответствии с таким «прогнозом» любые мировые события, стихийные бедствия, войны и, особенно, нараставшее революционное рабочее движение Руссель подводил под «великие знаки» с неба о приближении «конца этого мира» и наступлении торжества «божьего царства на земле».

     Мировую войну 1914 года Руссель объявил высшей точкой периода «великой скорби». Следовательно, с этого времени, по его прогнозам, должно было наступить и «тысячелетнее царство Христа».

     Но война началась и продолжалась, а «царство Христа» не приходило. Умер в конце 1916 года и сам «пророк» «тысячелетнего царства» — Руссель.

     Война принесла народам огромные бедствия, породила страх и отчаяние. Десятки миллионов убитых и раненых были горем и несчастьем целых поколений. Капитализм вступил в период своего общего кризиса.

     «Опыт войны,— указывал В. И. Ленин,— как и опыт всякого кризиса в истории, всякого великого бедствия и всякого перелома в жизни человека, отупляет и надламывает одних, но зато просвещает и закаляет других...» [В. И. Ленин, Соч., т. 21, стр. 191]. Именно большевистский лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую просвещал, сплачивал и закалял рабочий класс в борьбе с капитализмом. Буржуазия поставила себе на службу самые различные политические и религиозные направления, чтобы заставить трудящихся покорно нести бремя войны, отвлекать их от поисков революционных путей выхода из войны.

     Крах предсказаний Русселя о «тысячелетнем царстве Христа», обнаружившийся в ходе первой мировой войны, вызвал среди «исследователей Библии» разброд и шатания.

     «Международное общество исследователей Библии» переживает в этот период глубокий кризис. Без соответствующей идеологической и организационной перестройки оно не могло уже оказать господствующим классам капиталистических стран существенной помощи в сдерживании нарастающего недовольства широких масс трудящихся.

     С этого времени и начинается второй период истории «свидетелей Иеговы».

     Рутерфорд, ближайший соратник Русселя, юрист по образованию и по профессии, пришедший в начале 1917 года к руководству «Международным обществом исследователей Библии», начал энергично осуществлять мероприятия, направленные к тому, чтобы привести идеологические и организационные устои «Общества» в соответствие с новой обстановкой.

     Ему пришлось в спешном порядке подновлять русселевское учение о «тысячелетнем царстве», чтобы как-то объяснить, почему в 1914 году не началось «царство Христа», с таким нетерпением ожидавшееся «исследователями Библии» и в 1915 и в 1916 году.

     В целях реабилитации Русселя он объявил, что «исследователи Библии» не обратили внимания на одно место в учении Русселя, гласящее, что «царство Христа начнется в стане врагов». Оказывается, Русселя надо было понимать в том смысле, что период «великой скорби» является только переходным периодом к «тысячелетнему царству». На протяжении определенного промежутка времени будет-де происходить борьба Христа с земными сатанинскими силами, которая завершится армагеддоном — последней священной битвой.

     Для разъяснения этого нового порядка наступления «тысячелетнего царства Христа» Рутерфорд стал срочно готовить к изданию незаконченный 7-й том «исследований» Русселя. По сообщению Рутерфорда, Руссель успел незадолго до своей смерти набросать основные мысли своего «труда». Рутерфорд заявил при этом, что «7-й том будет таким по содержанию, что превзойдет все, что Русселем было написано в течение всей его жизни».

     В сентябре 1917 года 7-й том был издан под названием «Совершенная тайна». В этом сочинении и в самом деле содержались установки, существенно менявшие идеологическое вооружение «исследователей Библии». Новая иеговистская концепция сводилась к следующему. Все христианские церкви и мирские власти в своей совокупности составляют современный языческий сатанинский Вавилон. Осуждается, как ложное, господствующее до сих пор у христиан представление о земном мире как божьем мире, только сильно испорченном сатаной. Вместо этого устаревшего мифа выдвигается новый, по которому весь земной мир объявляется миром сатаны.

     Однако Иегова уже вмешался в «проклятый бег этого мира» и предрешил его конец. «Божье царство» во главе с Иисусом Христом, а не земные правительства определяют теперь судьбы человечества. Близятся признаки решающей битвы с силами сатаны.

     Отныне задача иеговистов заключалась в том, чтобы возвещать людям волю Иеговы и предупреждать, что единственный путь спасения каждого человека от гибели в предстоящей битве Христа с земным царством сатаны — это переход на сторону теократического царства сейчас, еще до того как Иисус Христос разделается с существующими в этом мире порядками. Таким образом, иеговисты должны были впредь действовать с «благой вестью о царстве» на устах и с мечом армагеддона в руках.

     Идеологическая и организационная перестройка общества «исследователей Библии» совпала с событиями величайшей важности — с победой диктатуры пролетариата в России, открывшей победоносным штурмом Зимнего дворца новую эру в мировой истории. И совсем не случайно, что отныне иеговистская «благая весть о царстве» и учение об армагеддоне были направлены против победившей в России социалистической революции.

     Попытки мирового империализма удушить молодую Советскую республику, рост симпатий к ней со стороны трудящихся капиталистических и колониальных стран — все это не прошло мимо иеговистской секты. Рутерфорд не замедлил объявить победившую в России Советскую власть сатанинской. И хотя иеговисты продолжали считать весь земной мир царством сатаны, но чем дальше, тем больше это определение применялось ими главным образом в отношении Советского Союза, а позднее — и против стран народной демократии.

     Иеговисты изменили и дату второго пришествия Христа на землю. Рутерфорд оповестил, что Христос незримо начал очищать духовный храм земли с весны 1918 года и что наконец-то началось время, когда судьба всех людей будет решена в священной битве. Рутерфорд не случайно избрал 1918 год. Как известно, в это время Советская республика, находясь во враждебном окружении, в тяжелых условиях отстаивала свое право на существование.

     Иеговистские руководители в своих устных и письменных выступлениях призывают к противодействию революционному рабочему движению во всем мире. Растущую революционную активность рабочего класса и трудящихся капиталистических стран иеговистский центр всячески пытается тормозить, предсказывая все новые и новые сроки приближения армагеддона.

     Иеговисты окончательно превращаются в общество антикоммунистических проповедников. В 1931 году они переименовываются официально в «Общество свидетелей Иеговы». Усиливается «проповеднический» аппарат, развертывается в широких масштабах издание иеговистской «библейской» литературы.

     Завершение организационной перестройки иеговистов происходило в обстановке, когда капиталистический мир был охвачен глубоким экономическим кризисом, достигшим в 1932 году своего наивысшего развития. «Кризис положил конец временной стабилизации капитализма, революционизировал рабочие массы. Во многих странах выросло влияние коммунистических партий... Кризис наглядно показал народным массам гнилость капиталистического строя» [«История Коммунистической партии Советского Союза», Госполитиздат, 1959, стр. 413.].

     В то время характерной чертой деятельности иеговистов в буржуазных странах являлась антикапиталистическая демагогия. Наглядной иллюстрацией ее может служить брошюра Рутерфорда «Кризис», изданная многомиллионным тиражом в США и других странах в 1932 году.

     Развернувшееся к этому времени в СССР успешное наступление социализма по всему фронту убедительно свидетельствовало о превосходстве социалистической системы над капиталистической. Вот почему антикапиталистическая демагогия «свидетелей Иеговы» шла рука об руку с злобным охаиванием ими успехов советского народа в социалистическом строительстве.

     Во время второй мировой войны гитлеровцы были не прочь привлечь на оккупированных территориях «свидетелей Иеговы» для сотрудничества. Недаром среди вожаков иеговистского подполья были и такие, которые прислуживали немцам в качестве агентов гестапо, а некоторых из них нацисты обучали в разведшколах для забрасывания в тыл Советской Армии.

     Несмотря на то что деятельность «свидетелей Иеговы» в гитлеровской Германии была запрещена, иеговисты сразу же после краха фашистского режима вновь проявили себя как яростные противники социализма и демократии. Они активно выступили против антифашистского строя в Восточной Германии и развернули там широкую подрывную деятельность. Ввиду этого правительство ГДР вынуждено было в 1951 году пойти на запрещение секты «свидетелей Иеговы».

     В послевоенный период «свидетели Иеговы» уделяют особое внимание задаче проникновения в страны социалистического лагеря, в том числе и в Советский Союз. В этих целях «свидетели Иеговы» используют свои старые связи в молодых прибалтийских советских республиках, в Молдавии, а также в западных областях Украины и Белоруссии, где деятельность иеговистов до воссоединения этих территорий с Советским Союзом была довольно активной.

     Нынешний президент «Общества» Натан Кнорр, сменивший умершего в 1942 году Рутерфорда, учтя промахи своих предшественников, отказался от предсказания конкретных сроков «конца мира». В своих установках он ограничивается предупреждением о близости армагеддона, призывает усиливать возвещение «благой вести о царстве Иеговы» и расширять ряды «свидетелей Иеговы». Центр «Общества», возглавляемый Натаном Кнорром, уделяет особое внимание внедрению нелегальных форм работы, в первую очередь в социалистических странах.

     «Злой мир» сатаны стал у «свидетелей Иеговы» библейским синонимом социалистического лагеря, а предстоящий армагеддон — мистическим выражением войны против социализма и коммунизма.

     «Свидетели Иеговы» обрели свое место на крайнем правом фланге империалистической реакции и обслуживают интересы поджигателей войны в их борьбе против лагеря мира, социализма и демократии, возглавляемого Советским Союзом.

     Разоблачение антиобщественного и политически вредного характера секты иеговистов, терпеливая и настойчивая индивидуальная разъяснительная работа среди рядовых иеговистов — задача каждого пропагандиста-атеиста. В распоряжении пропагандистов для этого — богатейшее содержание нашей советской действительности, захватывающие перспективы развернутого строительства коммунизма в нашей стране под испытанным и мудрым руководством Коммунистической партии Советского Союза.

 

     


 

На главную страницу ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 


Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда переданную святым.

 

Hosted by uCoz