Именем бога Иеговы

 

 

ГЛАВА II

ВЕРОУЧЕНИЕ СЕКТЫ ИЕГОВИСТОВ

 

 

     Со времени появления в СССР секты «свидетелей Иеговы» прошло свыше 20 лет. Тем не менее многие стороны секты до последнего времени не были еще достаточно изучены, что в немалой степени объясняется ее строгой конспиративностью. Особенно мало было известно вероучение «свидетелей Иеговы».

     Из-за слабого знания догматического учения секты кое-где ее по ошибке смешивают с другими сектантскими течениями и толками. Часто иеговистов путают с пятидесятниками и, особенно, с адвентистами, с которыми у них действительно есть некоторые общие черты.

     Религиозные догмы, вера в них, соблюдение этих догм неизбежно накладывают глубокий отпечаток на образ мыслей и вообще на всю личную жизнь иеговистов. Как бы ни конспирировались они, но характерные особенности их вероучения в большей или меньшей степени обязательно проявляются при общении с людьми.

     Возьмем, к примеру, такой вполне реальный случай. В колхозе или на стройке, на заводе или в учреждении объявилась группа как-то связанных между собой религиозных людей. Друг с другом, а иногда с окружающими людьми они ведут беседы на религиозные темы. Выясняется, что они отрицательно относятся к мифу об аде, признаваемому, как известно, почти всеми церковными и сектантскими течениями христианского мира. Может быть, это адвентисты? Далее становится известным, что эти люди считают Христа не богом, а лишь посланником бога. По этому признаку их можно отнести к пятидесятникам. Но вот мы узнаем, будто бог давно уже послал на землю в духовном образе своего сына Иисуса Христа для борьбы с сатаной. Пропагандист и агитатор, хорошо разбирающийся в догмах сект, по этим трем, вместе взятым признакам без особого труда определит, что в данном случае он столкнулся с сектантами-иеговистами.

     Приведенный пример подтверждает нашу основную мысль о том, что знание пропагандистами и агитаторами догматических положений религиозных организаций, в данном случае секты «свидетелей Иеговы», является необходимым условием, без которого успешно проводить атеистическую работу невозможно.

     Вот почему необходимо остановиться в настоящей главе на разборе и характеристике основных догматических положений этой секты.

     

Иеговисты и Библия

      Решительно во всей своей литературе иеговистские теоретики проводят мысль, что их вероучение основано полностью на Библии, которую они, как и другие христианские вероисповедания, считают боговдохновенной книгой. «Только в Библии раскрывается идея всесилия бога и спасения человека»,— вещают они.

     Однако иеговистские теоретики утверждают, что до них Библия изучалась доктринерски, подобно своду мертвых, догматических истин и положений, в то время как ее необходимо изучать философски, «научно». Формулируя эту новую точку зрения на Библию, мистер Суливан, весьма почетный «брат» в «Обществе свидетелей Иеговы», директор и суперинтендант центральной миссионерской бруклинской школы, заявил, что Библию надо рассматривать как динамику божественного откровения, основанную на противоречиях и конфликтах, т. е. чуть ли не с диалектических позиций. Известно, что эта точка зрения не только получила одобрение бруклинского центра, но и явилась отправным пунктом специальной так называемой научно-религиозной работы по исследованию Библии. В этом смысле иеговисты рассматривают бруклинский центр как главную лабораторию, где проводится такая «научная» работа.

     Опираясь на свои исследования, иеговисты считают, что только их трактовка Библии является непогрешимой и точно раскрывает содержащуюся в ней главную идею.

     В отличие от распространенного в христианском мире мнения, что главное в Библии — идея «спасения души», иеговисты выдвинули другую версию. Они утверждают, что основная, ведущая идея Библии — это защита и оправдание бога как всевышнего творца всего сущего. Именно потому, что низвергнутый с небес сатана, бросив вызов богу, поставил под сомнение его всемогущество, Иегова начертал в Библии основные этапы, на протяжении которых люди должны убедиться в его всемогуществе и в бессилии сатаны отвратить людей от бога. Только усвоив эту главную идею Библии, говорят иеговисты, человек будет идти правильными путями к своему спасению и обретет силы для противодействия пагубному влиянию сатаны.

     Но от кого же, собственно, понадобилось защищать бога? От атеистов, что ли, армия которых так неудержимо растет во всех странах мира?

     Оказывается, иеговистские идеологи видят угрозу для христианского мира не только в росте атеизма. Их сильно беспокоит поведение самих верующих. Многие из них, как в этом убеждаются богословы, не хотят ныне слепо верить в бога и его всемогущество. Как и все в мире, меняются и верующие люди. В их среде все чаще можно услышать глухой ропот неудовлетворения и протесты по адресу бога и его земных прислужников. Простой верующий человек безмерно измучен пережитыми войнами, которые служители религии преподносят ему как испытания, ниспосланные богом. Он сыт по горло горем, утратами близких людей, всевозможными лишениями — этими страшными и неотвратимыми спутниками войн. Не видя конца и края этим испытаниям во имя мифического искупления, верующие люди все чаще начинают сравнивать всевышнего и всемогущего бога Иегову со свирепым и кровожадным Молохом, требующим все новых и новых человеческих жертв. Их ропот и протесты все реже облекаются в покорные молитвы о милосердии божьем. Вера их в бога поколеблена, и они робко осуждают бога сегодня, чтобы завтра найти истину в полном отречении от него.

     В этой обстановке бруклинские прислужники Иеговы и решили заняться адвокатской деятельностью по защите и оправданию самого |бога.

     Библию, говорят иеговисты, мало рассматривать как только историю событий, в ходе которых Иегова открывает людям свои намерения и свою волю. Чтобы сделать иеговистские толкования Библии более наглядными для верующих, тот же мистер Суливан, придерживаясь философского, «научного» плана, предлагает изучать ее как драматическое произведение.

     Напоминая, из каких положений состоит драматическое произведение, он сначала рисует схему обычной мелодрамы:

     Пролог: юноша встречает девушку и влюбляется.

     Начало действия: юноша в своей любви встречает препятствие.

     Конфликт: юноша ведет отчаянную борьбу за устранение препятствия.

     Финал: юноша наконец добивается взаимности.

     Апофеоз финала: счастливая и радостная любовь торжествует.

     Следуя своей схеме, мистер Суливан излагает библейское учение о боге наподобие этакого сценария под названием «Великая драма»:

     Пролог: бог творит мир и первых людей — Адама и Еву.

     Начало действия: находясь в Эдеме, Адам и Ева, со|блазненные сатаной, проявляют непослушание богу и совершают грех, который должен быть искуплен Христом.

     Конфликт: сатана бросает вызов богу, для того чтобы отвратить от него людей. Первое пришествие Христа на землю в человеческом образе с целью искупления первородного греха Адама и Евы. Сатана, изгнанный с небес на землю, организует здесь свое царство и все более усиливает свою борьбу с богом.

     Финал: бог Иегова вторично посылает Христа на землю, но уже в незримом виде, для расправы с сатаной. В священной войне — армагеддоне Христос со своим воинством уничтожает сатану и всех его сторонников.

     На земле устанавливается «тысячелетнее царство Христа», куда попадают только те верующие, которые исповедуют имя бога Иеговы.

     Апофеоз финала: Иегова оправдан, его божественный суверенитет восстановлен, справедливость господствует на вечные времена. Все инакомыслящие, не признающие Иегову, обречены на смерть без воскресения.

     Такова схема толкования Библии иеговистами. Основной его смысл сводится к тому несложному положению, что ныне живущие люди могут рассчитывать на бессмертие, спасение души и на жизнь в «тысячелетнем царстве божьем» только при одном непременном условии — если они теперь же примкнут к «Обществу свидетелей Иеговы». В противном случае в апофеозе христианской драмы, поставленной иеговистскими режиссерами, их ждет уничтожение в священной войне, без всякой надежды ил спасение.

     При этом идеологи и руководители «Общества» предусмотрительно объявили, что понять Библию можно только посредством их «научных» исследований, которые приводятся в издаваемой «Обществом» литературе.

     Создавая рекламу собственным богословским сочинениям, Рутерфорд сравнивал их с бадьей в колодце: «Человек утоляет свою жажду из колодца только в том случае, если есть бадья, чтобы достать из колодца воду». Сочинения Рутерфорда рассматриваются его последователями как «духовная посуда», которой черпается из Библии все то, что нужно верующему для ее понимания и постижения путей духовного спасения.

     Иеговистские проповедники строго-настрого запрещают верующим читать Библию без ее бруклинского истолкования. Основоположник иеговистского учения Руссель писал, что лучше совсем не читать Библию, чем ознакомиться с ней, оставив непрочитанными единственно верные ее истолкования — конечно, иеговистские.

     Обязательным пособием при изучении Библии иеговисты считают свой журнал «Башня стражи». Люди, которые читают Библию без этого пособия и понимают ее не так, как иеговисты, являются, по утверждению последних, лжетолкователями, а их вера — ложной религией.

     Журнал «Башня стражи» является главным изданием из числа многочисленной литературы, издаваемой «свидетелями Иеговы». Печатается он в США и в других странах, на 43 языках.

     Кстати, о названии журнала, имеющем явно надуманный характер. Неспроста от него веет мистическим холодком древних веков. Редакция «Башни стражи» разъясняет, что журнал назван так по ассоциации с дозорными башнями, существовавшими еще в библейские времена. С этих башен широко обозревалась местность, и в случае возникновения опасности дозорные предупреждали о ней все население. В отличие от этих древних башен, имевших, так сказать, местное значение, иеговистская «Башня стражи», в иносказательном смысле, представляет собой мировой наблюдательный пункт, стоящий, по разумению «свидетелей Иеговы», выше расовых, национальных и политических интересов. Первой заботой «Башни стражи» является удержание своей паствы в слепой вере в божественное происхождение Библии, каждое слово которой означает яко,ы непреложную истину и абсолютный закон для верующего человека.

     Все статьи журнала объединяются одной главной мыслью: бог Иегова есть начало и конец всякой премудрости. Он самодержец и заранее предначертал свои законы развития человеческого общества, а человек — лишь слепой исполнитель его воли. Бог Иегова занят установлением для народов своего «царства на земле», он обо всем позаботится сам. Людям остается только слушаться и подчиняться.

     Само собой разумеется, что «свидетели Иеговы» в своих ответах на вопрос, почему надо верить в бога, ничего нового к обычным аргументам церковников не прибавляют. В этом можно легко убедиться, ознакомившись с содержанием статьи «Почему надо верить в бога» из журнала «Башня стражи».

     В конспективном изложении «доказательства» существования бога выглядят в этой статье так.

 

     

Доказательство первое

     В природе и в самых простых вещах мудрость господствовала еще до человека. Задолго до того, как человек изготовил первый рычаг, таковой существовал в животных организмах. Быть тяжелее воздуха и все же иметь способность летать есть исконное преимущество птиц. Эти и многие другие примеры из окружающей нас действительности заставляют задуматься, не стоит ли за всем этим некий интеллект, значительно более могучий и совершенный, чем у человека.

 

     

Доказательство второе

     Чем объяснить предвидение, обнаруживающееся в природе? Белка накапливает орехи для зимы. Каким образом знает она, что настанет холод? Дерево производит семя для продолжения своего существования. Птица высиживает птенцов из яиц, чтобы обеспечить размножение своего вида. Всюду, куда ни посмотришь, виден в действии наивысший интеллект. Еще удивительнее человеческая жизнь. Она ставит тех, кто отрицает бога, перед неразрешимыми проблемами. Без сознательного участия матери образуются кости, нервы, глаза, уши, ноги, руки, сердце, легкие и другие органы ребенка. И никто из людей не может объяснить, каким образом все это происходит. Вне всякого сомнения, существует интеллект, который создает жизнь. Почему же не назвать этот интеллект богом?

 

     Для большей убедительности автор статьи ссылается на английского естествоиспытателя Ионотона Франклина, который в одной из своих работ изрек следующую «научную» истину: «Чем меньше думает животное вследствие своих недостаточных органов, тем более можно усмотреть, судя по способностям и умным действиям животного, что кто-то подумал обо всем для него».

     В заключение делается вывод: верь в то, что ты видишь, но не забывай, что за всем видимым тобой скрывается бог Иегова.

     Понимая, что логикой и разумом доказать существование бога — дело безнадежное, «Башня стражи» прибегает к более легкому способу. Библия — вот главный аргумент в пользу бога. Для этого надо только доказать божественное происхождение Библии. И предпринимается попытка доказать это с «научных» позиций в статье «Жизненные проблемы настоящего времени решаются Библией».

     В этой статье утверждается, что истинная наука якобы никогда не находилась в противоречии с Библией. В доказательство приводятся следующие рассуждения: «Приблизительно за 3 тысячи лет до времен Коперника Библия показала, что земля есть тело в мировом пространстве. Об этом говорит пророк Иов. Он (бог) простер север над пустотой, повесил землю ни на чем».

     Далее, в статье с серьезным видом говорится: «Магеллан доказал своим путешествием, что земля шарообразна. Но за 2200 лет до него Библия уже знала, что земля круглая. В Библии сказано: он (бог) восседает над кругом земли».

     Библия, оказывается, вполне современна и в отношении медицины. Она содержит запрет употреблять в пищу свинину, кроликов и рыбу, которые, как теперь известно науке, восприимчивы к солитеру и трихинам.

     Автор статьи ссылается на какого-то американского врача, который будто заявил, что Библия удивительно точна с медицинской точки зрения. Отсюда делается вывод — лечиться надо только по Библии.

     Подводя итоги «доказательствам» божественного происхождения Библии, журнал «Башня стражи» решил подкрепить свои доводы авторитетом одного американского воспитателя, некоего Вильяма Лиона Пельса, научная эрудиция которого ясна из самого его высказывания о Библии. «Я думаю,— заявил сей «ученый» муж,— что знание Библии без университетского образования более ценно, чем университетское образование без Библии».

     Распространяя «благую весть о царстве божьем на земле», «свидетели Иеговы» нет-нет да и забудут о божественном происхождении своей миссии и начинают действовать так же, как если бы они были заняты в рекламной конторе, делающей бизнес на распространении очередной дешевой американской новинки.

     Об этом красноречивее всего говорит объявление, которое время от времени появляется в журнале «Башня стражи»:

     «Стоит ли ваша жизнь один доллар? Желали бы вы истратить один доллар, чтобы спасти свою жизнь?.. Ваш доллар может направить вас к «источнику жизневедающих вод» и дать вам надежду вечной жизни в новом мире бога Иеговы. За один только доллар вы можете подписаться на год на ежемесячный (на русском языке) журнал «Башня стражи» — наиболее распространенное периодическое библейское издание. Постоянное пользование этой несравненной библейской помощью вольет в вас новую жизнь, так как это сделает вашу Библию жизненной книгой для вас. Пришлите подписку на журнал сегодня же».

     В качестве критерия для определения, какое христианское религиозное направление является правильным, «свидетели Иеговы» выдвигают обычно тексты Библии.

     Однако, считая Библию высшим критерием религиозной истины, иеговисты весьма своеобразно трактуют ее содержание.

     Чтобы разобраться в специфических особенностях иеговистского подхода к библейским текстам, рассмотрим, как толкуют иеговисты основные положения Библии — о троичности бога, о втором пришествии Христа» о сатане, о душе, об аде и т. л,

     

Вместо троицы — единовластие

     В отличие от подавляющего большинства христианских вероучений, «свидетели Иеговы» отрицают триединство бога. Из истории христианства известно, что догмат о триединстве бога, или о святой троице, состоящей из бога-отца, бога-сына (Христа) и святого духа, был установлен в 381 году н. э. на Константинопольском вселенском соборе. «Свидетели Иеговы» утверждают, что, согласно Библии, Иегова — один всемогущий бог. Христос не равен Иегове, а является лишь высшим духовным созданием Иеговы. Иегова же — «вечно живущий и царь вечности. Он не рожден, не был создан, следовательно, не имеет начала».

     Что касается святого духа, то «свидетели Иеговы» считают его не личностью, а невидимой действенной силой Иеговы. «Если святой дух — личность,— возражают иеговисты сторонникам триединства бога,— то как могло бы, например, одно лицо быть излитым на 120 лиц, как это произошло с духом в пятидесятый день после воскресения Христа, когда дух святой сошел на апостолов».

     Характерно, что в одном из «фундаментальных» изданий «Общества свидетелей Иеговы» — «Бог верен» (изд. 1956 года, США) опровержение триединства бога ведется логическим методом:

     «Для разъяснения вопроса предположим, что бог и Иисус Христос были равны по могуществу и вечности в то время, когда Христос был на земле. А где тогда был святой дух? Сторонники троицы ответят, что все трое были в одном лице. Но разве Библия не сообщает, что во время крещения Христа дух сошел на него в виде голубя, а с неба раздался толос: сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение? Учителям троицы придется ответить на некоторые щекотливые вопросы: чей голос раздался с неба, почему появился святой дух в виде голубя? Ведь все трое должны были быть в одном лице? Эти и другие рискованные вопросы привели духовенство к убеждению, что гораздо лучше сказать, что все это великая тайна».

     Это не мешает, однако, самим «свидетелям Иеговы» пользоваться категорией «святая тайна» всякий раз, когда заходит речь об их основных догмах, в чем мы еще не раз убедимся.

     

Иеговисты о Христе

     Агитаторам и пропагандистам надо иметь в виду подобные приемы «свидетелей Иеговы», когда, опровергая своих противников и их догмы, они прибегают к логическим доказательствам, апеллируют к разуму.

      Подобно последователям других христианских вероучений, иеговисты считают, что с грехопадением Адама и Евы род людской стал смертен, ибо на нем висит груз грехопадения прародителей. Но бог Иегова милостив к людям. Иегова сдал землю в аренду сатане не навечно, а до определенного времени, в течение которого он подготовит, а затем осуществит спасение людей от сатаны.

     «Свидетели Иеговы» заверяют верующих в том, что есть надежда выпутаться из грехопадения Адама и Евы и вновь обрести бессмертие и счастливую жизнь на земле. Иегова якобы предусмотрел милосердное средство для человеческого рода, а именно «искупление».

     «Свидетели Иеговы» трактуют это средство иначе, чем о нем говорится в канонах других христианских направлений.

     В отличие от вероучений католической, православной и других церквей, утверждающих телесное воскресение Христа для искупления грехов всего человеческого рода, «свидетели Иеговы» понимают искупление как персональную жертву Христа ради одного согрешившего Адама, а не всех людей. Закон Иеговы требовал, чтобы за потерянную Адамом совершенную человеческую жизнь была принесена в жертву тоже совершенная человеческая жизнь. Но все люди, после Адама, грешны и несовершенны. Где же взять совершенного человека? Иегова решает сделать таким совершенным человеком своего духовного сына Христа, обитавшего с ним на небе. Христос не бог, он по воле Иеговы перевоплотился из духовного создания в человеческий образ, став совершенным, в отличие от всех людей. Как человек он умер, искупив своей смертью грех Адама, и потом воскрес — не во плоти, а как духовное существо с божественной природой.

     Искупив грех Адама, Христос, продолжают свои толкования иеговисты, получил от бога право дать каждому человеку повторную возможность спасения, Заслужил ли человек это право, Христос будет решать в период своего второго пришествия на землю. В отличие от других христианских вероучений, «свидетели Иеговы» отвергают второе пришествие Христа на землю в телесном виде. «Христос придет,— учат иеговисты,— не как существо человеческое, но как прославленное духовное существо».

     Таким образом, «свидетели Иеговы», лишив Христа человеческой плоти, получили возможность построить свою особую версию незримого второго пришествия Христа на землю и «предсказывать» это пришествие по косвенным «знакам», которые якобы исходят от Иеговы, По учению иеговистов, Христос будто бы уже с 1918 года незримо обитает на земле и ведет борьбу с силами сатаны. Видимыми проявлениями этой борьбы иеговисты считают первую и вторую мировые войны. В зависимости от складывающейся международной обстановки, руководители «свидетелей Иеговы» объявляют очередным «знаком» присутствия Христа и ведущейся им борьбы любое событие, которое можно истолковать в выгодном для них свете.

     «Башня стражи» представляет верующим как «великий знак», поданный Христом о своем втором пришествии на землю, мировые события XX века: «С 1914 года по 1918 год 30 национальностей участвовали в войне друг против друга. Война сопровождалась голодом и эпидемиями во многих местах... С 1914 года было зарегистрировано больше землетрясений, чем когда-либо в истории. С событий первой мировой войны началось время скорби, и наступила вторая мировая война, которая была еще ужаснее, чем первая. Сегодня в мире господствует страх перед следующей войной, в которой будет употреблено еще более разрушительное оружие...»

     «Великим знаком» пришествия Христа на землю «свидетели Иеговы» объявляют и деятельность своего всемирного «Общества». Они утверждают, что «Общество» возникло по предначертанию самого Иеговы, который якобы через Библию объявил о появлении людей, несущих «благую весть о царстве». Такими людьми «свидетели Иеговы» называют себя. «Разве не приходил к тебе,— спрашивает «Башня стражи»,— кто-нибудь и не рассказывал тебе о царстве?»

     

Бог Иегова и сатана

     В иеговистском учении, как и в других религиозных вероучениях, большое место отводится мифу о сатане, для того чтобы держать верующих в страхе и безволии, заставлять их жить в рабской покорности и слепо верить в божественное предопределение. Но в иеговистском истолковании этот миф выглядит несколько своеобразно.

     У Иеговы было два духовных сына: Христос и Люцифер (это утверждение иеговистов рассматривается христианской церковью как кощунство над «священным писанием»). Люцифер вначале занимал высокое и почетное положение. Он был «надзирателем» человека.

     Адам и Ева были совершенные люди, наделенные Иеговой широкими полномочиями. Они владели землей и наслаждались ее благами. Но Иегова, очевидно, не совсем был уверен в их благонадежности и поэтому предусмотрел для Адама и Евы соответствующее испытание на послушание и покорность. Он предупредил Адама и Еву об опасности, которая грозит им, если они отведают плоды от древа познания добра и зла.

     Люцифер, по неизвестным причинам (нельзя же сказать, что его попутал сатана, которого тогда еще не было!), воспылал горячим желанием сравниться во власти со своим духовным отцом. Он решил испробовать на Адаме и Еве свои способности, внушив им, что вкушение плода от древа познания принесет им не смерть, а такое же всемогущество, каким обладает сам Иегова. Грехопадение совершилось. Согласно Библии, первой согрешила Ева. В брошюре Рутерфорда, изданной в 1936 году под названием «Избирайте», история грехопадения Адама и Евы и последовавшие за тем события излагаются довольно оригинально. Поскольку «труды» Рутерфорда относятся к первоисточникам иеговизма, не лишним будет привести его подлинные слова: «Адам, видя, что Ева должна умереть в результате ослушания Иеговы, решил, что ему приятно иметь при себе Еву и поэтому лучше согласиться тоже стать смертным, нежели отказаться от удовольствия иметь при себе Еву. Таким образом, Адам тоже вышел из повиновения и был приговорен к смерти». (Напомним, что Рутерфорд был юристом, и его профессия явно сказалась на описании этой версии.)

     Соблазнив Адама и Еву» Люцифер вообразил, пишет далее Рутерфорд, что Иегова не вездесущ, и бросил ему вызов, заявив, что сумеет отвратить от Иеговы все человечество. Иегова знал, что Люцифер (который с этого момента именуется сатаной) обречен на полную неудачу. И однако он принял вызов сатаны и согласился на его условия.

     Но зачем же Иегове понадобилось подвергать человечество страданиям, предоставив сатане свободу творить зло, совращать людей с пути истинного? Проповедники «свидетелей Иеговы» знают, что вопрос этот очень опасен, ибо ааставляет усомниться во всемогуществе и всемилостивости Иеговы. Поэтому они всячески стремятся реабилитировать его, как-то разумно объяснить поведение небесного владыки.

     «Сатана,— говорят они,— использовал то обстоятельство, что бог создал человека со свободной волей».

     Однако, разъясняя далее, как человек стал злоупотреблять предоставленной ему богом свободой воли, иеговисты говорят, по сути дела, только о свободе послушания или непослушания человека богу. Ведь чтобы выбирать, надо знать, что является добром и что злом. Но этого-то права знать как раз человеку и не было дано. Определение понятия добра и зла оставалось монополией Иеговы, и человек мог выбирать только между послушанием или непослушанием Иегове. Послушание — это синоним добра, непослушание — зло.

     Таким образом, «свидетели Иеговы» начали, как говорится, за здравие, а кончили за упокой. Пофилософствовали вначале о свободе воли человека, а кончили полным подчинением ее Иегове.

     Подменив свободу воли послушанием или непослушанием, иеговисты трактуют далее библейскую историю грехопадения Адама и Евы как нарушение ими принципа Иеговы о совершенном послушании. По определению «Башни стражи», Адам и Ева, спровоцированные сатаной, «воспротивились господству и слову суверенного величества Иеговы и тем самым совершили действие государственной измены».

     Не повезло же нашим прародителям: первое преступление — и сразу государственное!

     Еще более удивительного, что Адам и Ева, свершив это преступление, не проявили никаких признаков раскаяния, очевидно будучи убеждены в своей правоте. По свидетельству авторов книги «Бог верен», беда большинства современных людей состоит в том, что они продолжают упорствовать в своем отказе от послушания богу, и «люди даже довольны этим, удаляются все дальше от образа божия».

     «Свидетели Иеговы» нечаянно сказали правду. Люди действительно все больше хотят жить без оглядки на волю и желания загадочного высшего существа — бога. Они хотят сами, своим разумом определять, что есть добро и зло, а не находиться на положении безвольных марионеток в руках церкви.

     Иеговистским богословам приходится всячески изворачиваться, чтобы как-то объяснить верующим те места из Библии, где бог и сатана выступают как равные враждующие между собой силы. Так, например, в книге «Бог верен» приведен следующий библейский текст: «Был день, когда пришли сыны божьи предстать пред Иеговой; между ними пришел и сатана. И сказал Иегова сатане: «Откуда ты пришел?» И отвечал сатана Иегове: «Я ходил по земле и обошел ее». Иегова похвалился праведным рабом своим на земле Иовом. Сатана же возразил, что Иов любит Иегову недаром: «Попробуй отними у него богатство, и он откажется от тебя»».

     Из этого диалога видно, что Иегова и сатана разговаривают как равноправные, независимые друг от друга стороны.

     Несмотря на это, иеговистский источник утверждает, что «вопрос бога, откуда ты пришел, и ответ сатаны, что он ходил по земле, означают, что сатане разрешено со стороны Иеговы свободно действовать... среди людей».

     Такой вывод сделан совершенно произвольно и никак не вытекает из приведенного библейского текста. Но ничего другого иеговисты сказать не могут, так как иначе единовластие и всемогущество Иеговы нарушаются, а вместе с ними потерпит крах и главная идея «Общества» — утверждение о том, что сатана действует свободно только в течение определенного времени, а затем будет уничтожен Иеговой.

     «Бог оставил в течение 6 тысяч лет существовать сатану только для того, чтобы показать ему свою силу и чтобы возвещено было его имя по всей земле» — так подытоживают «свидетели Иеговы» свои разъяснения о причинах зла на земле.

     Ничего не скажешь, оригинальный способ избрал Иегова для доказательства своего всемогущества и любви к людям, предоставив им познавать истину добра и зла через коварную деятельность сатаны!

     

Душа и ад

     «Свидетели Иеговы» опрокидывают из самых популярных религиозных мифов — о бессмертии человеческой души. Ссылаясь на различные тексты Библии, они стремятся доказать, что Библия понимает душу как жизнь, а не как что-то живое: «Душами являются и люди и животные в том смысле, что это живые существа, которые, умирая, перестают быть реальностью. Вместе с телом умирает и душа. Тело человека со смертью превращается в прах, перестает существовать и душа».

     Чем же объяснить, что в этом вопросе «свидетели Иеговы» стали «материалистами»?

     Дело в том, что признание смертности души человека и развенчание ее «бессмертия» нужны «свидетелям Иеговы» как необходимое звено всего их вероучения, и в особенности финального его пункта — армагеддона. Идеологи иеговистов сами заявляют, что если признать бессмертие души, то некого будет воскрешать и тем самым теряется смысл «великого дня Иеговы» — армагеддона, в котором он окончательно определит судьбу всех ранее умерших, а также и живущих ныне людей.

     В связи с этим иеговисты отвергают и учение христианской церкви об аде как месте вечных мучений. Ад, с их точки зрения,— это обыкновенная могила, куда идут все люди после смерти в надежде на воскрешение, которое произойдет при наступлении «царства божия» после второго пришествия Христа.

     Когда «свидетелей Иеговы» спрашивают, как же может воскреснуть тело человека, если оно превратилось в прах, они прибегают к весьма характерному софистическому приему — ставят встречный вопрос: а не является ли чудом сама жизнь — ведь люди не могут ее объяснить, но признают, что жизнь есть действительность. «Почему же атеисты отказывают нам в праве верить в чудо воскресения?» — спрашивают «свидетели Иеговы».

     «Чудо воскресения есть истина»,— упорно твердят иеговисты и снова ссылаются на миф о чудесном воскресении Христа.

     Но у «свидетелей Иеговы» концы с концами явно не сходятся. Ведь это они, а не кто другой, уверяют, что Христос воскрес не как человек, а как духовное создание, и вдруг этим же тезисом они хотят доказать возможность воскрешения человека.

     Еще более запутываются «свидетели Иеговы» в мистических дебрях, когда пытаются нарисовать конкретную картину и своеобразную «технологию» воскрешения.

     По канонам иеговистов будет два разряда воскрешения: высшее (небесное) и низшее (земное). Последнее, по их учению, коснется больших масс умерших людей, уверовавших в Иегову. Верующие из тех, кто полюбопытнее, естественно, задают вопрос: «Как же Иегова запомнит, кого надо воскрешать, а кого нет?»

     Совершенно оригинальный ответ на этот вопрос дает «Башня стражи»:

     «Так же как инспектор фабрики сравнивает готовую продукцию с контрольным образцом и отделяет все, что не соответствует образцу, так и бог проверяет по нашей жизни, последовали ли мы его праведному образу, и запоминает. Злых бог не помнит, следовательно, они и не будут воскрешены». Как видно, перегрузки у Иеговы в контрольной работе не будет, так как, по статистике самих же «свидетелей Иеговы», злых людей на земле всегда было во много раз больше, чем добрых.

     Но как же будет с самим человеческим телом при воскрешении: ведь оно после смерти превратилось в прах! «Башня стражи» сама ставит этот вопрос и отвечает: «Когда кто-либо умирает и будет погребен, его тело в процессе разложения распадается на элементы, которые, скажем, будут поглощены яблоней. Различные лица едят яблоки этого дерева. Таким образом атомы первоначального лица попадают ко многим людям. Очевидно, при воскрешении те же самые атомы не могут быть одновременно в первоначальном виде и во всех других лицах. Поэтому тело, которое воскрешено, не может являться точным двойником тела, каковым оно было в момент смерти».

     Продолжая развивать свой антинаучный бред о воскресении, «Башня стражи» делает такое заключение:

     «Среди иудейских людей доброй воли совершил Иисус более 40 удивительных чудес, что наглядно показывало власть, которая будет находиться в его распоряжении, когда наступит день воскресения для людей. Он исцелил лунатика, изгонял злых духов, исцелял от проказы, исцелял парализованного, исцелил человека, бывшего 38 лет расслабленным, восстановил снова отсохшую руку, исцелил женщину. Какая необъятность исцелений! Определенно не существует никакого вызванного грехом калечества и никакого признака человеческой дегенерации, которые не смог бы навсегда исцелить Христос в новом обществе».

     Что это — больная фантазия психически ненормальных людей? Нет, скорее это смахивает на самое отъявленное шарлатанство. В пользу этого вывода говорят специально разработанные вопросы, помещенные в главе «Восстановление» трактата «Арфа божия», изданного «Обществом свидетелей Иеговы».

     Вот некоторые из этих вопросов:

     — В каком порядке мертвецы будут воскрешены, будет ли соблюдаться очередность при воскрешении в зависимости от сроков смерти людей?

     — Будут ли умершие воскрешены без рук и без ног?

     — Как отразится воскресение на стачках, революции и анархии?

     — Будут ли у людей во время царства Иисуса Христа недоразумения с домовладельцами и затруднения с приисканием квартир?

     — Будут ли в царстве Иисуса Христа законы о шпионах, будет ли тайная полиция?

     — Будут ли люди собираться для обсуждения политических вопросов и спорить относительно того, кто должен занять тот или другой пост?

     — Какое административное положение на земле займут Авраам, Исаак и Иаков?

     Ну как после таких вопросов не согласиться с известным уже нам «историком» «Общества свидетелей Иеговы» Марлеем Коулом, который пишет о значении иеговистской литературы для изучения Библии: «Видели ли вы когда-нибудь, как примерная хозяйка перелистывает свою поваренную книгу? Она может найти рецепт для любого блюда. Таким же образом в распоряжении свидетеля Иеговы имеются все средства для того, чтобы найти библейский рецепт для каждой жизненной проблемы»...

     Мы уделяем такое внимание рассмотрению махинаций идеологов иеговизма с библейскими текстами не потому, что считаем Библию непогрешимой и священной книгой. Нет, мы знаем, что книги Библии имеют чисто земное происхождение, что они написаны в разные эпохи и разными людьми, что они полны противоречий и несуразиц.

     Мы подробно останавливаемся на приемах фальсификации библейских книг идеологами иеговизма для того, чтобы показать ту цель, которую они при этом преследуют. А цель эта — не религиозная, а политическая. Подтасовка библейских текстов нужна иеговистам для внушения верующим страха перед грядущей якобы мировой войной, для подрыва надежд на мир и лучшее будущее на земле, для протаскивания под маркой религиозного откровения антикоммунизма и антидемократизма.

     Одним из наиболее наглядных примеров подобного рода фальсификации Библии является созданный иеговистами миф об армагеддоне.

     

Армагеддон

     Из всех иеговистских догм миф об армагеддоне, пожалуй, самый известный. Широкий круг читателей имеет о нем представление по тем статьям и фельетонам, которые печатались в последнее время в нашей прессе. Это объясняется преимущественно тем, что миф об армагеддоне, являющийся главной частью иеговистского учения, широко используется «свидетелями Иеговы» как тактическое средство для устрашения безвольных и суеверных людей при вовлечении их в свою организацию.

     Откинув прочь христианскую добродетель, как ненужную и мешающую им ветошь, иеговисты рисуют свою картину священной войны — армагеддона. Одни черные и зловещие краски. Чем больше крови, тем лучше. Горе и мучения должны быть всеобщими и неистребимыми. Армагеддон грядет! О, это будет страшная война! В ее всепожирающем пламени погибнет все человечество, кроме избранников божьих — самих «свидетелей Иеговы». Руководители «Общества» рисуют эту картину с каким-то особенным, звериным вожделением, и по всему видно, что авторы ее вполне довольны своей мрачной, человеконенавистнической фантазией.

     Доказывая неизбежность армагеддона, иеговистские идеологи сопровождают эту выдумку следующими мистическими подробностями.

     Придя в 1918 году в свой «духовный храм», т. е. на землю, Иисус Христос приступил к собиранию преданных ему сил для священной войны против сил сатаны. На его стороне будут сражаться 144 тыс. воинов. Эта отборная часть формируется из наиболее верных последователей «Общества», умерших задолго до начала армагеддона. Они будут специально воскрешены для участия в священной войне.

     Иеговистский апофеоз войны, как нетрудно заметить, перекликаясь с библейской мифологией о светопреставлении и конце мира, как его представляют православная, католическая и другие религии, является богословским развитием этой мифологии.

     С тех пор как сатана был низвергнут богом Иеговой на землю, минуло много лет, говорят идеологи иеговизма, и теперь наступили последние дни перед священной битвой, в которой сатана и его темные силы будут разгромлены и ввергнуты в бездну на тысячу лет, после чего последует окончательная, смертельная расправа с ними.

     Генералы стратегии от Библии предсказывают, что битва между воинами Христа и сатаны произойдет в Палестине около горы Гар-Магеддон, или Армагеддон, и для пущей убедительности приводят выдернутую ими случайную фразу из XVI главы Откровения Иоанна Богослова: «...и он собрал их на место, называемое по-еврейски армагеддон».

     В порядке библейского обоснования армагеддона журнал «Башня стражи» пользуется в качестве первоисточника Евангелием от Матфея, но приписывает ему следующий смысл:

     «Страх объял это поколение. Повсюду люди живут в страхе...

     Русский народ находится под страхом... Как наивысший пункт этого переходного времени наступит битва армагеддон. Это будет величайшим, внушающим страх событием всех времен, прошедшего или будущего, потому что Иисус сказал, что это будет та «скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»» (Матф., гл. 24, ст. 21).

     Вот тут-то армагеддонцы и выбалтывают самые потаенные свои политические планы. Армагеддон-то, оказывается, прямо связан с той враждебной оценкой, которую «свидетели Иеговы» дают положению в Советском Союзе. Кстати, в этом нет ничего неожиданного и удивительного.

     Руководители «свидетелей Иеговы» с давних времен относятся резко враждебно к коммунизму, а после Великой Октябрьской социалистической революции призывы к борьбе с Советским Союзом не сходят со страниц иеговистской литературы. Изучая иеговистскую литературу на протяжении ряда лет, можно проследить нарастание враждебности руководителей «Общества свидетелей Иеговы» к коммунизму. Вспышки этой враждебности тем сильнее, чем успешнее развивается строительство социализма. Вот почему острие армагеддона «свидетели Иеговы» направляют против трудящихся Советского Союзе и других стран социализма и народной демократии.

     Это подтверждается и сроками назначения ими начала армагеддона. Не было Советского Союза и других стран социализма — не возникали и эти сроки. Но с появлением на мировой арене Советского Союза и, позднее, целого лагеря социалистических стран иеговистские идеологи, как бы пробудившись от долгого летаргического сна, вдруг зашевелились и начали предсказывать армагеддон в определенные сроки. Сначала они называли 1925, затем 1927, далее 1929 годы.

     Опозорившись со своими пророчествами, «Общество свидетелей Иеговы» действует теперь более гибко. Оно уже не назначает определенных сроков наступления армагеддона, а ограничивается рассуждением о том, что «...еще во время нашего поколения Иисус Христос вынесет свой приговор, и старому земному миру придет конец».

     Хотя иеговистские вожаки не устают твердить, что их организация стоит на позиции полного невмешательства в «сатанинские дела этого мира», однако они сами разоблачают себя как рьяные сторонники капиталистических порядков на земле.

     «Страх и безнадежность захватили весь мир, как никогда раньше. Чтобы облегчить положение, народы обращаются к коллективным мероприятиям безопасности, к мирским организациям, к расовым и религиозным группам и вдобавок к Организации Объединенных Наций. Как очевидно, могучий духовный правитель сатана группирует теперь все свои силы для армагеддона, и человек является только шахматной фигурой в его руках»;

     В сознание верующих упорно и настойчиво внедряется мысль о безнадежности всех попыток людей собственными силами навести порядок на земле. В этом отношении весьма показательна статья в журнале «Башня стражи» от 15 октября 1958 года. Давая обзор развития основных этапов мировой истории после первой и второй мировых войн, «Башня стражи» приходит к пессимистическому выводу о том, что господство человека привело к разделению мира и что род человеческий «стоит перед уничтожением, которое он сам навлекает на себя с помощью им же созданного бесчеловечного оружия. Господство человека привело к созданию ООН, которая, однако, не создала единого миролюбивого братства всех рас и языков».

     Связывая армагеддон с третьей мировой войной, иеговисты обращают эту угрозу против Советского Союза и коммунизма как безбожного и «сатанинского» движения.

     Развивая мысль о том, что никакое человеческое правительство не способно дать людям совершенную жизнь на земле и что все мирские правительства только выполняют замыслы сатаны, «Башня стражи» в феврале 1959 года не удержалась в «нейтралитете» и ясно показала, что понимают «свидетели Иеговы» под замыслами сатаны:

     «С 1914 года вспыхнули две мировые войны непосредственно в центре христианства, и во всей земной системе вещей положение ухудшается, а беспорядок увеличивается. Поднялся безбожный коммунистический великан. Он приобрел власть над третью земли, а именно над 900 с лишним миллионами людей. Христианство делает отчаянные усилия держать великана под угрозой не только затем, чтобы он глубже не проник в христианство, но чтобы он не проглотил также нехристианские нейтральные народы мира».

     Вот что, оказывается, больше всего беспокоит иеговистов — выход социализма на мировую арену и рост симпатий простых людей несоциалистических стран к социализму и коммунизму!

     Отсюда понятен и политический смысл сетований «Общества свидетелей Иеговы» на неспособность мирских правительств навести порядок на земле. Критикуя буржуазные правительства, по сути дела, за то, что они оказываются бессильными остановить движение истории, «Башня стражи» следующим образом формулирует свою политическую позицию: «С тех пор как в 1918 году пришла к концу первая мировая война, языческие народы (читай: СССР, а затем и страны народной демократии.— Авт.) под водительством бога этого мира — сатаны находились в походе к их последней битве против царства божьего. Это означает, что в 1958 году истекло 40 лет с того времени, как они находятся в походе, и ни Лига Наций, ни ООН не удержали их похода и не побудили их сложить оружие перед царством божьим».

     Пусть рядовой «свидетель Иеговы» подумает над политическим смыслом подобных высказываний «Башни стражи» — по дороге ли ему в то «царство божие», о котором пекутся руководители иеговистов?

     Наша страна, как известно, боролась против совершенно реальных земных интервентов, и не мы предпринимали агрессию, а против нас объявлялись неоднократные «крестовые походы». Перед каким же «божьим царством» мы должны были сложить оружие? Имя этому царству — капитализм.

     Активная пропаганда иеговистского учения о священной войне приняла настолько широкие масштабы, что это вызвало отрицательную реакцию даже в богословских кругах других религиозных направлений, в частности в епископальной протестантской церкви Германской Демократической Республики. Видные богословы этой церкви, напуганные тем, что кровожадный миф о войне может скомпрометировать идеи христианства, выступили в последнее время против армагеддона с целым рядом критических статей.

     Они критикуют «свидетелей Иеговы» и их литературу с позиций христианского религиозного мировоззрения. Но тем интереснее познакомиться с их доводами против вероучения иеговистов, и в частности против мифа об армагеддоне.

     Опровергнув ссылки «Башни стражи» на соответствующие места Библии, якобы говорящие о грядущем армагеддоне, автор одной из статей пишет: «Когда я внимательно присматриваюсь к мыслям, выраженным в статьях «Башни стражи», у меня невольно является убеждение, что авторы статей даже с удовольствием ожидают дня, когда бог уничтожит все... Как это возможно со спокойным сердцем готовиться к созерцанию такого ужасного зрелища всеобщего уничтожения? С отвращением отворачиваемся мы от чудовищных людей недавнего времени, которые могли спокойно созерцать смерть бесчисленных невинных людей в концентрационных лагерях и с этим уживаться. Но эти события недавнего прошлого ничто по сравнению с делом уничтожения, которое ожидают от бога «свидетели Иеговы». Не приносит ли это учение «Башни стражи» бесчисленного вреда человеческим сердцам? Если то, что утверждается «Башней стражи», выдается за божью истину, то это является безответственным хулением святого имени бога, да еще теми, которые называют себя «свидетелями Иеговы». Слава богу, что бог в своем слове говорит нечто совсем другое!»

     Но иеговистского проповедника такими цитатами не смутишь. Он ответит, что протестантская церковь — сатанинская организация, и поэтому критика протестантами иеговистского учения есть критика, исходящая от сатаны.

     Согласимся на минуту, что устами «Башни стражи» глаголет сам Иегова, и заглянем на страницы этого вестника Иеговы за октябрь 1955 года. В статье «Провозглашать опасность нашего времени» перед читателями ставится вопрос: является ли атомная и водородная бомба действительной опасностью для человечества? Иного ответа, кроме утвердительного, на такой вопрос как будто дать нельзя. Однако «Башня стражи» придерживается другого мнения. Действительную опасность для человечества она видит не в атомной войне, а в той судьбе, навстречу которой ведет сатана все народы земли.

     Сатана отвращает людей от бога и тем самым готовит им неизбежную гибель в предстоящем армагеддоне. По сравнению с этой опасностью для человечества, атомная опасность, оказывается, второстепенное дело. «Атомная опасность не является жизненно важным вопросом. В сравнении с армагеддоном она является только маленькой опасностью». Так буквально пишет «Башня стражи» и разъясняет, что те, которые претерпят смерть от руки Иеговы, будут уничтожены навсегда. И на этом поставлена точка.

     Редакция «Башни стражи» не решилась продолжить свои разъяснения. Верующий сам должен умозаключить, что выгоднее погибнуть от атомной бомбы, так как тогда, видите ли, сохранится шанс на воскресение после армагеддона. И «Башня стражи» подтверждает это следующим указанием: «Главным теперь является то, чтобы не дать возможность этим второстепенным опасностям (атомной и водородной бомбе.—Авт.) затемнять видение действительной опасности».

     Если все эти взгляды и высказывания «Башни стражи» выражают то, что говорит Библия, являющаяся «откровением самого бога», то чем же объяснить поразительное сходстве мыслей и языка «Башни стражи» с высказываниями наиболее агрессивных идеологов атомной войны, подвизающихся на идеологическом и политическом поприще в западном мире? Речь идет о реваншистах ФРГ и их идеологах, в частности о небезызвестном реакционном философе Ясперсе, который выпустил в Западной Германии злобную человеконенавистническую книгу «Атомная война и будущее человечества».

     Ясперс хотя и не является «свидетелем Иеговы», но в полном единстве с иеговистами видит в коммунизме главную опасность для человечества, более страшную, чем атомная война. Ясперс считает борьбу против атомной бомбы напрасной, так как эта борьба отвлекает от «главного».

     Это «главное» для «свидетелей Иеговы», как мы уже знаем, — предстоящий армагеддон. Чтобы не быть уничтоженным навсегда в этой битве бога с сатаной, надо, как они говорят, стать в их ряды и возвещать «царство божье». Для Ясперса «главное» — в спасении капитализма, которое оправдывает применение любых средств, вплоть до атомной бомбы.

     «Башня стражи» рекомендует верующим закрыть глаза на атомную опасность и радоваться предстоящему армагеддону, поскольку в нем есть шансы на спасение и жизнь в «царстве Иеговы» на земле. Ясперс своей атомной философией смерти старается внушить людям мысль о неизбежности гибели человечества прибегая даже к поучениям библейских пророков о неизбежном конце света. Он дает «философское» обоснование бездействия людей перед атомной угрозой, представляя эту угрозу неотвратимой. «Если каждый человек живет с мыслью о неизбежности смерти, то почему не может столь же полноценно жить с этой мыслью я общество?» Такова философия смерти, пропагандируемая Ясперсом.

     Согласно этой «философий», угрозу атомной войны нельзя устранить ни путем государственных мероприятий, ни путем борьбы всех людей доброй воли за мир. Поэтому человеку остается предоставить всему идти своим чередом и заниматься моральным самоусовершенствованием.

     И у «Башни стражи», и у Ясперса одна линия — пассивное ожидание гибели человечества, и это немудрено, так как у них один и тот же социальный заказчик — атомные империалистические короли, монополистический капитал, отстаивающие свое существование любой ценой, вплоть до истребления человечества.

     

Теократическое государство, или рай на земле

     Запугивая верующих армагеддоном, иеговизма обещают, как мы уже выяснили выше, счастливую и вечную жизнь на земле тем, кто вступит в их организацию.

     Иеговисты подчеркивают, что речь идет именно о земном царстве, которое они называют теократическим государством. Полемизируя с римско-католической церковью, «Башня стражи» пишет: «Известные религиозные организации представляют перспективу жизни на небе. Библия не ограничивает надежды на будущую жизнь только на небе».

     Что же представляет «царство божье» на земле по учению иеговистов?

     «Все границы на земле, — утверждают иеговисты, — будут стерты, не будет многих государств, будет одно — теократическое государство Иеговы. Им будет непосредственно управлять Иисус Христос, сын божий». Этот миф — не что иное, как шитая белыми нитками пропаганда неизбежности третьей мировой войны, гибели в этой войне мира социализма и образования космополитического государства под главенством монополистов.

     В обширной литературе «Общества свидетелей Иеговы» «новый мир на земле», т. е. будущее теократическое государство, идущее на смену настоящему миру, описывается в самых радужных красках. Хотя иеговистские пророки и утверждают, что под «новым миром» они подразумевают совершенное новое общество людей, однако их «новый мир» сильно смахивает на монархическое правление.

     «Новое» социальное устройство «царства Иеговы» на земле, согласно установкам «Общества», заключается в том, что землей по поручению Иеговы будет управлять невидимым образом Иисус Христос со 144 тыс. лиц «царственного» класса. Еще в свой первый приход на землю Иисус Христос якобы отбирал верных людей для этих целей. Все они подлежат высшему — небесному — воскрешению. Эта правящая группа составляет невидимую часть «царства божьего».

     Установление такого невидимого господства Иисуса Христа со 144 тыс. лиц «царственного» класса, говорят иеговисты, есть святая тайна, в которую надо верить, ибо разумом познать это нельзя.

     Надо, оказывается, верить и в то, что «царство Иеговы» будет совершенным и справедливым. Авторы трактата «Бог верен» разъясняют, что, «в противоположность созданным человеком демократическим правительствам, вся судебная власть, все законодательство, весь исполнительный авторитет будут исходить единственно от Иеговы».

     Чтобы убедить в совершенстве «нового царства на земле», авторы трактата дают его описание в редакции, специально рассчитанной на трудящиеся капиталистических стран:

     «Члены новой земли уже не расколются на вражеские партии вследствие расовых, национальных или религиозных противоречий. Все то, что будет мешать вечному миру и единству, будет искоренено... Люди будут свободны от страха... не будет никакой надобности в вооруженных силах для сохранения международного мира или даже местной полицейской власти, чтобы подавить преступления и сохранить порядок... Не будет миллионов безработных и бездомных людей... Навсегда окончатся голод и засуха вместе с грабежами, ибо никто более не будет испытывать нужду. Земной шар, освобожденный от тех, которые разрушали его, примет новый вид, он будет преображен в великолепие и красоту райского сада, какую себе представить не в состоянии теперь человеческий разум...»

     Так рекламируют иеговистские проповедники свой земной рай.

     Этот будущий «рай» они противопоставляют, прежде всего, Советскому Союзу и другим странам социализма.

     Спрашивается, почему же им так неугодны дела советских людей, которые демонстрируют всему миру реальный путь к действительному счастью и благополучию людей на земле? Почему иеговисты так упорно и настойчиво противятся усилиям Советского Союза, направленным к обеспечению мирного сосуществования государств с различными социальными системами? Да в том-то и дело, что проповедь «царства Иеговы» на земле есть не что иное, как реакционная идеологическая диверсия против социализма и коммунизма, против идеи мирного сосуществования.

     Идеологи «свидетелей Иеговы» своим «словом божьим» хотели бы задержать ответ истории на вопрос, какая социальная система победит на нашей земле.

     Н. С. Хрущев в статье «О мирном сосуществовании» писал: «Мы считаем, что в конечном счете на земле победит тот строй, который откроет перед народами большие возможности в деле улучшения их материальной и духовной жизни. Именно социализм создает невиданно широкие перспективы для неиссякаемого творческого подъема народных масс, для подлинного расцвета науки и культуры, для претворения в жизнь человеческой мечты о счастливой жизни без обездоленных и безработных, о радостном детстве, о спокойной старости, об осуществлении самых дерзновенных и смелых человеческих замыслов, о праве человека творить по-настоящему свободно, во имя интересов народов».

     Вот этого-то результата мирного соревнования социализма с капитализмом боятся библейские идеологи агрессивного империализма. Стремясь парализовать волю народов к решительной борьбе за лучшее общественное устройство, они уводят трудящихся в область пустых мечтаний и надежд на бога, который будто бы даст людям счастливую жизнь на земле без всяких усилий с их стороны, при одном только условии безоговорочного подчинения его воле.

     Всему миру известно, какие усилия прилагает Советское правительство для достижения соглашения о разоружении.

     В выступлении Н. С. Хрущева на Генеральной Ассамблее ООН 18 сентября 1959 года была выдвинута смелая и тщательно продуманная программа всеобщего полного разоружения. Это был новый вклад страны социализма в борьбу за мир и безопасность человечества.

     «Сегодня нет таких народов, — говорится в Декларации Советского правительства, — которые не испытывали бы глубокой тревоги перед лицом соперничества государств в вооружении, ставшем поистине беспримерным, особенно в области создания все более разрушительных и смертоносных орудий войны; и нет у них более страстного желания, чем положить конец такому соперничеству, чреватому «тяжелыми последствиями для судеб мира».

     Что может быть более гуманным, чем эта благородная и совершенно реальная в наш век торжества человеческого разума программа избавления человечества от бедствий войны путем разоружения?

     Почему же господа из «Общества свидетелей Иеговы», любящие цитировать евангельский призыв о перековке мечей на орала, враждебно относятся к усилиям государственных деятелей и миллионов простых людей, направленным на достижение этой цели? Уж не потому ли, что пресловутое «царство божье на земле», по их вероучению, наступит не иначе, как через фатально неизбежную священную войну, первыми жертвами которой будут народы социалистических стран?

     Нужно дойти до крайнего предела цинизма и человеконенавистничества, чтобы в гнусных антиобщественных и антинародных целях спекулировать на естественном глубоком желании людей иметь счастливую, мирную жизнь, полную культурного и материального довольства. А ведь именно этим занимаются идеологи иеговизма. Они внушают верующим, что люди не могут достигнуть счастливой жизни своими силами, что бесплодными являются все попытки людей доброй воли ликвидировать угрозу войны, освободиться от неуверенности в завтрашнем дне, добиться полного торжества своих лучших надежд на будущее...

     «Свидетели Иеговы» в своей печатной пропаганде очень охотно пользуются термином «люди доброй воли». Этот термин, как известно, относится к подавляющему большинству населения нашей планеты. Но какова же судьба этого большинства в иеговистском «царстве божьем на земле»?

     В № 3 журнала «Башня стражи» за 1957 год по этому поводу говорится: «Иисус Христос... вынесет свой приговор и совершит суд над всеми ложными формами богопоклонения, все ложные богопоклонения будут уничтожены. Нераскаявшийся и необратившийся старый мир идет к своей гибели. Так они расплатятся за то, что не захотели внять спасительному свидетельству и предупреждению, исходившему от «свидетелей Иеговы»...»

     Значит, все те блага, которые будут в «новом мире», ныне живущие миллионы людей не получат только потому, что не согласились стать «свидетелями Иеговы». Выходит, что, за исключением немногочисленной группы «свидетелей Иеговы», громадное большинство людей должно погибнуть. Но, оказывается, это нисколько не обескураживает «свидетелей Иеговы». Больше того, в трактате «Бог верен» можно прочитать такие строчки: «Создание славного божьего царства было бы совершенно невозможно, если бы оно зависело от обращения в вере всего мира, ибо многие никогда не станут на сторону Иеговы и его царствия, все равно как бы долго и настойчиво ни проповедовалась среди них благая весть». Как видно, даже при наличии такого страшного жупела, как армагеддон, «Общество свидетелей Иеговы» не надеется на массовый успех своей проповеднической деятельности.

     

Что значит верить в Иегову

     Главное условие, без которого не могут быть выполнены и все остальные требования, предъявляемые к каждому, кто желает удостоиться «царства Иеговы на земле», — это вера в бога Иегову. Но что значит верить в бога, по вероучению «свидетелей Иеговы»?

     «Верить в бога, — читаем мы в библейском «путеводителе» иеговистов «Бог верен», — это значит отказаться от своей воли и пожертвовать самого себя исполнению божьей воли, как это делал Иисус... Кто действительно верует, тот познает, что не во власти человека давать направление стопам своим и что бог со своей совершенной мудростью, справедливостью, любовью к властью знает все лучше. Вера проявляется в. том, что человек соглашается исполнять волю божью и что он доволен всяким местом, какое только усмотрит для него бог. Когда человек жертвует себя исполнению божьей воли, он соглашается отказаться от своей воли, он должен умереть для своей собственной воли».

     В этом понимании веры «свидетели Иеговы» не оригинальны и не отличаются от какого-либо другого религиозного культа. Но в сочетании с антисоветской политической направленностью и воинствующим антикоммунизмом «свидетелей Иеговы» их трактовка веры выглядит особенно реакционно.

     Полный отказ человека от собственной воли во имя высшей воли бога «свидетели Иеговы» символизируют в крещении водой. Погружение в воду означает смерть собственной воли, а выход из воды — что человек поднят к жизни, в которой будет исполнять только волю Иеговы.

     Наряду с самопожертвованием богу человек должен безраздельно любить его. В брошюре Рутерфорда «О любви» эта обязанность верующего разобрана с обильными ссылками на библейские тексты. Но вся любовь к богу сводится опять-таки к покорности. Любить бога — значит бескорыстно и безоговорочно подчиняться и служить ему.

     Таким образом, иеговистские установки о любви к богу лишь дополняют их догмы о самопожертвовании и еще более углубляют антиобщественный характер культа этой секты.

     Привить человеку такие качества, как полный отказ от собственной воли с безоговорочным подчинением своего сознания и поведения «высшей воле бога», — дело не простое. Для этого требуется систематическое воздействие на психику. Система такого воздействия разработана у «свидетелей Иеговы» во всех деталях и преподносится верующим как система теократического воспитания и подготовки их к «божьему земному царству».

     «Постоянным изучением и исполнением божьего слова, — поучают авторы трактата «Бог верен», — мы должны приготовить наш ум правильно думать. Мы должны смотреть на вещи как бог на них смотрит... Наши мысли должны быть обращены постоянно на него и его золю. Только таким путем мы будем способны всегда любить его больше всего. Но мы не можем это делать, если позволяем этому злому миру формировать наш ум — наполнять нас своими мыслями и целями» (курсив наш. — Авт.).

     «Общество свидетелей Иеговы» предлагает к обязательному исполнению развернутый перечень правил, которые и должны предохранить верующих от влияния этого «злого мира». Рядовые «свидетели Иеговы» обязаны:

      — неуклонно претворять в жизнь установки, даваемые в «Башне стражи»; «Общество свидетелей Иеговы» рассматривать как заботливого родителя, дающего своему любимому сыну полезные жизненные советы;

      — активно участвовать в обсуждении статей «Башни стражи», распространять иеговистскую литературу и проповедовать «благую весть о царстве» другим людям;

      — поддерживать тесную связь с «братьями» и противостоять вовлечению в другие коллективы «этого злого мира»;

      — занимать свое свободное время проповеднической деятельностью, а не предаваться земным удовольствиям;

      — не терять бдительности, постоянно следить, чтобы ум не мог наполняться мыслями «этого злого мира» и его целями;

      — не идти ни на какие компромиссы в отношении веры в бога, постоянно совершенствоваться духовно, принуждая себя к этому, так как сначала такое совершенствование дается нелегко;

      — не довольствоваться в «Обществе свидетелей Иеговы» минимумом работы, а брать на себя с радостью максимальную нагрузку.

     Целенаправленность всех этих правил не оставляет сомнений: обрабатывать индивидуально членов секты в целях изоляции их от общественной жизни и превращения каждого иеговиста в активного проповедника иеговистской реакционной идеологии.

 

 

     


 

На главную страницу ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 


Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда переданную святым.

 

Hosted by uCoz