Именем бога Иеговы

 

ГЛАВА III

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА «ОБЩЕСТВА СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ»

 

 

     «Общество свидетелей Иеговы», объявив себя частью будущего теократического «царства божьего на земле», тщится выступать перед людьми в качестве полномочного представителя самого бога Иеговы.

     Для людей, не верующих в бога, далеких от религии, конечно, безразлично, есть ли у иеговистов мандат от самого бога на выполнение такой миссии, или они являются самозванцами. Но в сознании верующего человека это преломляется совершенно иначе. Если «Общество свидетелей Иеговы», как оно утверждает, является «видимой частью теократической организации, находящейся под руководством Иисуса Христа», тогда верующему остается только беспрекословно исполнять все предначертания этой организации, искать у нее духовной защиты, вверив ей не только чувства, но и свою судьбу. Если же «Общество» и его руководящая верхушка — обычная земная организация, то можно не соглашаться со всём тем, что исходит от этой организации, и не прибегать к ее посредничеству в своих отношениях с богом. Такая альтернатива явно не устраивает руководителей «Общества». И вот они принимают все меры к тому, чтобы исключить внутри «Общества» какую бы то ни было критику иеговистского «учения» о теократическом, т. е. божественном, происхождении организации. Рядовым членам секты внушают, что все руководящие «братья», занятые службой в «Обществе свидетелей Иеговы», выполняют поручения свыше, от бога. Поэтому беспрекословное подчинение им есть послушание богу. Так весьма земные действия руководителей секты по организационному сколачиванию «Общества» превращаются в глазах рядовых верующих в некую христианскую добродетель.

     Этот организационный принцип пронизывает сверху донизу все иеговистское «Общество».

     В качестве дополнительной гарантии незыблемости строжайшего организационного централизма руководители «Общества свидетелей Иеговы» используют выдуманную ими категорию особой ответственности членов секты перед самим богом в тех случаях, когда тот или иной «брат» начнет подвергать сомнению божественное происхождение не только «Общества», но и духовной «пищи», т. е. журнала «Башня стражи» и другой иеговистской литературы.

     В своих «Организационных указаниях», о которых речь пойдет ниже, «Общество» прямо предупреждает «братьев» о недопустимости критического отношения к поучениям руководства «Общества». Такие требования подкрепляются и прямыми угрозами. «Кто раз от сердца свою руку приложит к этому делу (т. е. к делу служения «Обществу свидетелей Иеговы». — Авт.), больше не смеет от этого дела отвернуться, ибо это означает его вечное уничтожение».

     Таковы «духовные» основы, на которых зиждется все здание «Общества свидетелей Иеговы».

     

Бруклинский центр и географическое распространение «Свидетелей Иеговы»

     «Общество свидетелей Иеговы» представляет собой в настоящее время и географическое широко разветвленную, строго централизованную организацию с твердой дисциплиной, четко определенной системой внутренних и внешних связей и тщательно разработанными правилами конспирации.

     Центр «Общества», находящийся в Бруклине (пригород Нью-Йорка), размещается в мрачном многоэтажном здании с высоко поднимающейся «башней стражи», изображение которой воспроизводится на обложках издаваемого бруклинским центром журнала под этим же названием.

     Ныне «Общество» возглавляют президент Натан Гомер Кнорр и вице-президент Фред Франц, идеологи современного иеговизма. За свое непримиримо враждебное отношение к коммунистическому миру они заслуженно пользуются репутацией крайних реакционеров.

     При бруклинском центре действует основанная в 1943 году «Библейская школа башни стражи Гилеад». Здесь готовятся кадры миссионеров, засылаемых в разные страны с самыми разнообразными заданиями: проповедническими, организаторскими, по налаживанию конспирации и связи, оборудованию печатной техники и т. д. и т. п.

     По статистическим сведениям, опубликованным в журнале «Башня стражи» за май 1959 года, ответвления «Общества» существуют более чем в 100 странах мира, в том числе в Советском Союзе, Польше и других странах социализма и народной демократии.

     Наибольшего распространения «свидетели Иеговы» достигли в США (226 тыс. членов), в Великобритании (42 тыс.) и в Федеративной Республике Германии (62 тыс.). На эти три страны приходится сочти половина всего состава участников международной организации иеговистов.

     По тем же статистическим сведениям, большой количественный рост «свидетелей Иеговы» наблюдается в ряде стран Африки, Латинской Америки и на Филиппинах. Вот некоторые цифры (сведения за 1958 год):

     

     Африка

     Гана 7 232 чел.

     Нигерия 24357 »

     Северная Родезия 27 092 »

     Камерун 3574 »

     Французская Экваториальная Африка 1 406 »

     Южная Родезия 13 112 »

     Бельгийское Конго .... 573 »

     

     Латинская Америка

     Бразилия 14458

     Венесуэла 1 503

     Гватемала 703

     Гондурас 481

     Колумбия 1 142

     Коста-Рика 2174

     Куба 12 359

     Мексика 17086

     Панама 1 258

     Уругвай 1 124

     Перу 859

     Чили 1 570

     

     Кроме того, по сведениям журнала «Башня стражи», в 1958 году насчитывалось 25 006 членов «Общества» на Филиппинах.

     Эти данные показывают, насколько активно «свидетели Иеговы» проникают в слаборазвитые и культурно отсталые страны, где в последние годы происходит бурный подъем национально-освободительного движения.

     Здесь повторяется старая история. В свое время колонизаторы, прибирая к рукам новые земли, широко использовали отряды миссионеров, которые своей «духовной» деятельностью закрепляли гнет, навязанный местному населению силой оружия. Ныне, перед лицом широкого подъема национально-освободительного движения в колониальных странах, империалисты вместо скомпрометировавших себя католических священников нередко используют в идеологических целях новоявленных миссионеров модного религиозного движения «свидетелей Иеговы», которые под новой религиозной оболочкой распространяют старые идеи — непротивления злу, отказа от борьбы за национальное и социальное освобождение, примирения с гнетом на земле во имя грядущего спасения человечества богом.

     Однако времена переменились. Миссионеры «Общества свидетелей Иеговы» встречают все больше и больше трудностей при осуществлении своей подрывной работы среди трудящихся колониальных и слаборазвитых стран. Местное население не хочет ныне прислушиваться к заклинаниям таких проповедников, которые призывают именем бога не выступать против империалистических захватчиков.

     Совсем недавно, побывав в странах Африканского континента, президент «Общества» Кнорр убедился в этом воочию. Возвратившись из своей поездки, он жаловался на провал своей очередной «миротворческой» миссии и обращал внимание единомышленников на необходимость находить новые пути «к душам черных людей».

     Кнорр, Франц и другие высокопоставленные «слуги Иеговы» настойчиво проводят мысль о том, что при разработке организационной структуры и тактических приемов деятельности «Общества» необходимо исходить из главной цели — из задачи сделать организацию централизованной, а ее руководящие кадры — неуловимыми. В связи с этим одним из важнейших принципов выдвигается требование постоянного изменения организационной структуры секты.

     Земной шар поделен бруклинским центром на 10 зон. В каждой зоне действует свое бюро во главе с главным руководителем.

     В состав каждой зоны входит от 8 до 10 отделов, созданных по государственно-территориальному признаку. Отделы возглавляются особо доверенными «братьями» бруклинского центра и объединяют «свидетелей Иеговы», проживающих в одной или группе смежных стран.

     Линия на максимальную централизацию нашла наиболее яркое выражение в организационном построении иеговистского подполья в Советском Союзе.

     За время существования иеговистской организации в СССР ее руководители, действуя по указаниям бруклинского центра, не раз видоизменяли организационную структуру подполья. Все это делалось для того, чтобы как можно крепче сплотить своих последователей и максимально засекретить от рядовых верующих руководящие кадры и заграничные связи подполья.

     Эта тенденция становилась тем сильнее, чем больше происходило провалов и разоблачений. В результате крупного провала на Украине иеговистское подполье оказалось в глубочайшем кризисе. Началось сильное брожение среди рядовых верующих. Убеждаясь в вероломстве своих духовных наставников, толкающих их именем «бога Иеговы» на путь подрывной работы, они целыми группами стали покидать эту реакционную организацию. С течением времени симптомы внутреннего распада организации «свидетелей Иеговы» стали обнаруживаться все более резко.

     

Замкнутые цепочки

     В этих условиях, заменяя одни организационные формы другими, более утонченными, руководители «Общества свидетелей Иеговы» в СССР пришли к системе глубоко законспирированных цепочек.

     Организацию, возглавляет так называемый «краевой комитет», состоящий из небольшой группы профессионалов-проповедников, опытных организаторов с большим религиозным авторитетом, прошедших школу нелегальной политической работы. Члены «краевого комитета» считаются высшими «слугами» «свидетелей Иеговы». Находясь на нелегальном положении, они много разъезжают, не задерживаясь подолгу на одном месте. Вся их работа, как и они сами, окутана мистической тайной. Отгороженные целой системой конспиративных условностей не только от рядовых верующих, но и от большинства руководителей нижестоящих ответвлений организации, они связаны исключительно со «слугами» и их помощниками, стоящими во главе окружных зональных центров.

     Зональные центры созданы в двух округах: западном и восточном, на которые поделена вся территория распространения иеговистов в Советском Союзе.

     Более мелкие подразделения «Общества» носят название «стреф», или «обводов». «Стрефы», или «обводы», объединяют «свидетелей Иеговы», проживающих в одной или нескольких областях.

     Главные руководители «стреф» и их помощники также именуются «слугами».

     Отделы, подчиненные «стрефам», руководят иего-вистскими звеньями в пределах одного или нескольких районов. Это, по существу, межрайонные центры, также возглавляемые «слугами» и их помощниками.

     Отделы состоят из групп, объединяющих несколько кружков иеговистов, проживающих в одном или нескольких населенных пунктах.

     Цепочка перечисленных звеньев замыкается низовой единицей секты — «килкой» (кружком), в которую входит несколько связанных друг с другом иеговистов. Наиболее доверенный из них тоже является «слугой».

     В кружке обычно насчитывается до 10 сектантов, образующих первичную «студию», т. е. школу по изучению иеговистской литературы.

     В многоступенчатом построении иеговистской организации, как не трудно заметить, центральной фигурой в каждом звене является «слуга» с одним или двумя помощниками. В их руках сосредоточены организаторские и проповеднические функции. «Слуги» занимаются вовлечением новых участников, устраивают сборища, распространяют и хранят нелегальную литературу. В их обязанность входит также поддержание связи со «слугами» вышестоящих звеньев, которым они периодически представляют письменные отчеты о проделанной работе.

     

Курьеры идут на запад

     В соответствии с установленным распределением сфер влияния нелегальная организация «свидетелей Иеговы» в Советском Союзе подчинена бюро Восточноевропейской зоны, находящемуся в Польше.

     По заданию бруклинского центра это зональное бюро до последнего времени весьма усердно обеспечивало руководство иеговистским подпольем в СССР. Эта работа осуществлялась в основном по нелегальным каналам.

     В течение ряда лет связь с бюро поддерживалась через пункты тайных переправ, организованных в пограничной полосе. В этой далеко не религиозной сфере «краевой комитет» проявил немало изворотливости, хитрости и изобретательности. Много сил было положено, чтобы подыскать наиболее безопасные места для переправ и подобрать среди местного населения пособников в этих нелегальных делах.

     Для непосредственного исполнения заданий по связи с бюро были тщательно отобраны самые преданные иеговисты, как правило, судимые ранее за антисоветскую деятельность, физически крепкие и выносливые, в совершенстве постигшие коварные принципы своей организации. Эти «пионеры» (общее название, данное бруклинским центром всем связистам и курьерам. — Авт.) находились на особо законспирированном положении, их специально оберегали и щедро оплачивали. Прежде чем «пускать в работу», «пионеров» длительное время изучали и проверяли, подвергали испытаниям на «стойкость духа и воли», обстоятельно инструктировали, чтобы они знали, как поступать, если угрожает опасность провала или ареста. Иными словами, это была настоящая политическая школа, в которой избранные «свидетели Иеговы» не тратили времени на исследование Библии, а изучали методы и приемы, заимствованные из практики органов иностранной разведки.

     Отдельные вышколенные таким путем «пионеры» много раз совершали нелегальные переходы через границу на запад. Они передавали зональному бюро отчеты о деятельности подполья, а из Польши доставляли большое количество реакционной иеговистской литературы на русском языке, отпечатанной в типографиях США, Западной Германии и других стран.

     Руководящая роль бюро Восточноевропейской зоны в деятельности иеговистов в Советском Союзе не ограничивается пересылкой нелегальной литературы. По прямому указанию из Бруклина, постоянно проявляющего заинтересованность в максимальном расширении иеговистского подполья в СССР, бюро много занималось также подготовкой кадров организаторов и миссионеров, чаще всего перебрасываемых в нашу страну под видом переселенцев или репатриантов. Так, в 1946 году с санкции бруклинского центра из Польши в Советский Союз, на Украину, был переброшен под видом переселенца один из активнейших миссионеров, энергичный организатор Цыба Н., который вскоре возглавил «Общество свидетелей Иеговы» в СССР, став руководителем так называемого «краевого комитета».

     Щупальца бруклинского центра, направленные на Советский Союз, тянулись одно время также через румынский филиал международного объединения «свидетелей Иеговы», руководителем которого является проповедник Мандик Т., большой знаток развития иеговизма на юге СССР — на Украине и, в особенности, в Молдавской ССР. Связанный со многими руководителями иеговистского подполья в СССР, Мандик имеет прямое отношение к возникновению за последние годы в Молдавии новых иеговистских групп.

     При участии румынских иеговистов были организованы переправы через румыно-советскую границу для транспортировки нелегальной иеговистской литературы на румынском, молдавском и украинском языках.

     Молдавские и украинские иеговисты одно время через румынский филиал поддерживали связь с бернским центром (Швейцария). В Берн направлялись отчеты о деятельности подполья.

     Как выяснилось потом, линия связи на Швейцарию служила запасным каналом, к которому при необходимости прибегали руководители иеговистского подполья в СССР. Чаще всего этот канал использовался при возникновении осложнений по связи подполья, действующего в СССР, с Восточноевропейским бюро секты.

     Иеговистская организация, существующая в Советском Союзе, поддерживается также бюро Среднеевропейской зоны, которое находится в Висбадене (Западная Германия).

     Руководителем бюро Среднеевропейской зоны является Эрих Фрост.

     В Среднеевропейскую зону входят отделы, созданные в Западной Германии, Западном Берлине, Франции, Люксембурге, Австрии, Лихтенштейне и Швейцарии.

     Самым значительным и влиятельным из названных отделов является западногерманский, бюро которого, так же как и бюро Среднеевропейской зоны, дислоцируется в Висбадене.

     Руководитель бюро отдела Конрад Франке является главным редактором журнала «Башня стражи» и бюллетеня «Пробудитесь», издаваемых на немецком языке. Крупную роль в бюро западногерманского отдела играет американец Турна, уполномоченный бруклинского центра. Турна, пользующийся большим доверием бруклинского центра, является ответственным за назначения и перемещения всех функционеров бюро.

     На особом положении находится западноберлинский отдел Среднеевропейского бюро. Возглавляет бюро отдела Вилли Поль, полуамериканец-полунемец, окончивший в 1953 году библейскую школу при бруклинском центре и вернувшийся в Германию с заданием по развертыванию миссионерской работы. Его ближайшие помощники: Вернер Гейер, Карл-Гейнц Гартунг и Манфред Теллер, все ранее судимые и отбывшие заключение в ГДР, крайне враждебно настроены к Советскому Союзу.

     Западноберлинский отдел издает массовыми тиражами иеговистскую литературу не только на немецком, но и на русском, польском и чешском языках.

     

Конспирация — высший закон «свидетелей Иеговы»

     В истории христианского религиозного движения не было, пожалуй, другой секты, в которой бы так резко, как это имеет место у иеговистов, обнажалась и выдвигалась на передний план не нравственно-мистическая, а откровенно социальная, политическая и организационная сторона дела.

     «Свидетели Иеговы» уделяют особенно много внимания изучению и разработке организационно-тактических принципов в области конспирации. Принципы эти преподносятся всем членам секты как некий высший закон, получивший одобрение, самого бога Иеговы и, стало быть, обязательный для выполнения.

     К сожалению, этой важной стороне, составляющей отличительную особенность «свидетелей Иеговы», в нашей печати все еще уделяется недостаточное внимание, а в связи с этим нередки случаи недооценки вредной сущности иеговистской секты.

     В наиболее собранном и полном виде организационно-тактические указания даются в специальном документе под названием «Организационные указания для возвещателей царства», представляющем собой инструкцию, составленную и изданную бруклинским центром.

     Инструкция была» получена иеговистским «краевым комитетом» в СССР из нелегальных источников, ведущих к польскому зональному бюро и бернскому отделу «Международного объединения исследователей Библии», Несколько экземпляров инструкции было обнаружено у курьера Чеславы Кукелки при ее попытке перейти государственную границу Советского Союза для установления связи с «краевым комитетом».

     В начале инструкции говорится об организационных принципах построения «свидетелей Иеговы»:

     «Область делится на 20 районов. Район на 20 групп, а группы на маленькие группки. Вся страна делится на несколько частей, которые имеют слугу, работающего нелегально. Этот слуга-брат имеет связь со слугой от каждой области и передает ему наедине по одному экземпляру «Башни стражи».

     Слуга области имеет связь наедине с каждым слугой района и наедине передает ему один экземпляр «Башни стражи».

     Слуга района размножает «Башню стражи» по количеству групп. Имея связь наедине с каждым слугой группы, передает ему по одному экземпляру «Башни стражи».

     Слуга группы размножает «Башню стражи» для каждой группки («килки». — Авт.) и вручает по одному экземпляру.

     Слуги группки размножают «Башню стражи» для каждой семьи, имеют связь наедине с каждым братом от семьи и вручают ему один экземпляр. Каждая семья изучает «Башню стражи» в своем доме, но в зависимости от условий, если не угрожает опасность, разрешается собираться несколькими семьями для совместного изучения «Башни стражи»».

     

Иеговистские конспираторы играют на психологии верующих

     Все эти детальные указания и настав- ления авторы инструкции сопровождают такими предостережениями: «Слуга группки должен быть особо внимательным к каждому члену, чтобы они хорошо были подготовлены для дела» и еще: «Все журналы «Башни стражи» пишутся только от руки, не на машинке».

     Такие предостережения включены в инструкцию, нужно думать, неспроста. Они свидетельствуют о том, что здесь речь идет не просто о последовательном проведении принципа конспирации ради конспирации. В этих предостережениях мы сталкиваемся с явлениями куда более сложными, свидетельствующими о далеко идущих и глубоко замаскированных замыслах составителей инструкции.

     Первое предостережение рекомендует сначала незаметным образом подготовить сознание рядового сектанта к принятию и соблюдению конспирации, как условия, имеющего будто бы чисто религиозный характер. Такой подход бывает особенно успешен в отношении тех членов секты, которые и до вступления в нее были глубоко верующими людьми. Продолжая психологическую обработку сектанта, «слуги» внимательно следят за его поведением, выжидая удобного момента для нажима. Приглашая сектанта на нелегальное сборище, они во имя охраны «религиозного братства» внушают ему, чтобы, идя на сборище или возвращаясь с него, он был осторожен и наблюдал не следят ли за ним безбожники. Тихо и незаметно, чтобы не возбуждать у верующего на первых порах подозрений, его постепенно ставят в положение человека, вступившего в конфликт со своим общественным долгом и с законами государства.

     Второе предостережение — о переписке от руки журнала «Башня стражи» — лишь на первый взгляд может показаться простым техническим наставлением. На самом деле, как и первое, оно исходит из знания психологии человека, умения использовать ее и предусматривает одновременно несколько целей.

     Если верующий сам переписывает журнал, он невольно знакомится со всеми его материалами и запоминает их лучше.

     Верующий, переписывающий запрещенный к распространению журнал, хочет он этого или не хочет, становится соучастником распространения нелегальной литературы, что не может не ставить его объективно в положение человека, ответственного перед законом.

     Поскольку переписать журнал одному человеку физически трудно, он, особенно если это старший в семье (например, отец), нередко привлекает к переписке своих домашних, скажем, сына или дочь, учащихся в школе. Таким путем создаются возможности для обработки в духе иеговистского учения юношей и девушек.

     Начав с переписки журнала «Башня стражи», некоторые юноши и девушки оказываются постепенно под таким сильным влиянием иеговистских бредней, что бросают школу, перестают ходить в театры и кино, а юноши, достигшие призывного возраста, отказываются от службы в армии.

     Предав забвению свои фарисейские рассуждения о том, что для истинных сынов Иеговы превыше всего правда, руководители секты в своей инструкции призывают свою паству к прямо противоположному: лгать, скрывать свою принадлежность к организации и вообще приспосабливать свою совесть к политическим потребностям «Общества свидетелей Иеговы», а главное — избегать лишних свидетелей:

     «Если случится что-нибудь передавать или получать — делать это только наедине, чтобы при аресте и на следствии не было свидетелей. Если один брат расскажет что-либо, а другие не признаются, то враги ничего не смогут сделать, потому что не окажется свидетелей».

     Далее в инструкции даются подробные указания по поводу того, как нужно собирать отчетные сведения о проделанной работе. При этом снова делается упор на конспирацию:

     «Отчеты собирать наедине. Каждый брат, ответственный за свою семью, собирает отчеты от своих членов семьи, которые не должны знать, что он делает дальше с отчетами. Он отдает отчет наедине слуге группки. Слуга группки собирает отчеты втайне от всех братьев и передает слуге группы наедине. Слуга группы собирает отчеты наедине от каждого слуги группки, складывает вместе и отдает слуге района. Слуга района собирает отчеты наедине. от каждого слуги группы и передает их слуге области и т. д.»

     В инструкции помещен специальный код для составления отчетов в зашифрованном виде. К числу же основных вопросов, на которые должны быть даны ответы, относятся: количество изученных книг и — отдельно — журналов «Башня стражи»; количество часов, затраченных на изучение литературы; сколько «свидетелей Иеговы» было на день отчета; количество посещающих занятия по изучению литературы и т. п. Всего в инструкции перечислено 10 подобных вопросов.

     

Иеговисты применяют шифр

     Руководствуясь кодом, подполье Иеговистов в Советском Союзе систематически направляло в Бруклин через свой центр, т. е. «краевой комитет», шифрованные отчеты, составленные на основе обобщения сведений, полученных от «окружных комитетов», «стреф» и отдельных активно проявивших себя групп «свидетелей Иеговы».

     Так, в отчет «краевого комитета» за 1955 год были включены сведения, полученные по Закарпатской области, из которых видно, что в течение года местные иеговисты затратили на изучение литературы 56 тыс. часов и вовлекли в секту 118 новых участников.

     Рядовые верующие, доверчивые, простые люди, однажды попав в иеговистский омут, очень часто не видят того, что творится за их спиной. Они, конечно, не подозревают, что их «души», так же как, впрочем, и время, потраченное на изучение ими иеговистской литературы, кем-то и как-то специально учитываются. Откуда им знать, что сведения о них проходят несколько «духовных» инстанций, обобщаются и в виде зашифрованных отчетов совершают далекий путь за океан.

     Некоторые из верующих рассказывают, что им иногда случайно приходится слышать, как в разговорах между собой «слуги» организации перебрасываются фразами бы-гового характера — о созревании овощей, наступивших затруднениях в пекарне, о маме, проливающей слезу по Яну, пропавшему без вести, и т. д.

     Наивным людям, разумеется, невдомек, что руководители пользуются этим невинным лексиконом для отвода глаз. На самом деле в подобном разговоре они обмениваются новостями, очень далекими от быта, имеющими прямое отношение к нелегальной антисоветской деятельности организации.

     И, конечно, могут ли верующие в своем подавляющем большинстве знать, что их руководители прибегают к специальному, только им известному шифру бруклинского центра, принятому теперь «на вооружение» всеми «слугами царства Иеговы» и их помощниками, где бы они ни находились. Этим шифром иеговисты иногда пользуются и в переписке между собой. В числе условных обозначений, включенных в ныне действующий шифр, чаще всего встречаются:

     Людвина — «служба царства»;

     Овощи — отчет о деятельности иеговистов;

     Ян — журнал «Башня стражи»;

     Мама — руководящий орган, например «краевой комитет»;

     Пекарня — нелегальная типография;

     Пища, фрукты, хлеб — иеговистская литература.

     Этот шифр был, например, использован в письме «слуги» воркутинской «стрефы» Лютника, отправленном в 1958 году «краевому комитету» на подставной адрес:

     «Дорогая мамочка! В нашей жизни на Севере не произошло никаких внушительных изменений. По-прежнему в своей семье мы живем дружно, не скучно, но и не весело. Часто вспоминаем столь милого нашему сердцу Яна, все по нему очень соскучились. Неужели он лишился места в пекарне, и что-то он делает теперь, бедненький. Передайте ему, что мы скучаем и ждем его с нетерпением. Его появление, как и всегда, внесет в нашу однообразную жизнь оживление и приподнятость...»

     Получив это письмо, «краевой комитет» в скором времени направил в Воркуту одного из своих «пионеров» с последними номерами журнала «Башня стражи».

     В качестве пароля при организации нелегальных встреч «свидетели Иеговы» часто используют отдельные места Библии. Весьма любопытно, что такое бесцеремонное отношение к «священному писанию» отнюдь не рассматривается ими как кощунство, уисто утилитарно, как политический заговорщик, отнесся к Библии курьер «стрефы» из Калининской области, когда ему понадобилось войти в контакт с одним из руководителей «краевого комитета». При встрече с последним курьер наизусть процитировал стих 5-й из главы 24-й Евангелия от Матфея [«Ибо многие придут под именем моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят»], что, как выяснилось, было условным паролем встречи. Однако пароль мог оказаться недействительным, если бы курьер не прибыл к «слуге» точно в месяц и день, обусловленные, оказывается, номерами главы и стиха Евангелия.

     

Курьеры укрепляют подполье

     Особое место в инструкции отводится «пионерам»-курьерам и их роли в «Обществе свидетелей Иеговы»:

     «Если все так организовать секретно — наедине, или, иначе говоря, «между четырьмя глазами», тогда можно посылать пионеров в организацию по связи от слуги филиала (часть страны) к слуге области, от слуги области к слуге района и т. д.

     Пионеры очень сильно подкрепляют братьев, прививают горячую любовь и хорошую связь так, что все «свидетели Иеговы» становятся ревностными в распространении идей теократической организации».

     В инструкции перечисляются правила для «пионеров». Предельно циничный язык, которым они изложены, не оставляет никаких сомнений, что составители инструкции — бруклинские «братья» — вполне сродни темным силам Уолл-стрита, организующим и финансирующим подрывную работу в странах социализма и народной демократии.

     Если бы рядовые иеговисты имели возможность ознакомиться с этими правилами, то поняли бы, в какую пучину политических авантюр могут они скатиться, продолжая и впредь слепо верить своим духовным руководителям, гипнотизирующим их грозным именем Иеговы и легендой об армагеддоне.

     Недаром правила для «слуг-пионеров» названы в инструкции «особыми», а институт «пионеров» на смешанном библейско-преступном жаргоне величается «святой охраной». Вот они, эти правила:

     «Пионеры-курьеры все время заботятся об охране тайны и должны скрывать, что они являются курьерами. Они не должны сообщать, что сегодня или завтра выезжают в теократическую командировку. После выполнения своего теократического задания и возвращения никому не должны говорить, что они видели и услышали во время командировки. Отсутствие из дому должно объяснять поездками к родственникам, на поиски работы и пр. Пионеры должны иметь только индивидуальную связь с ответственными слугами организации. Они обяжутся один перед другим клятвой, что не предадут друг друга в случае выявления. Пионеры позаботятся, чтобы дела, порученные им, попали через них по назначению, проявят большую заботу о том, чтобы держать корреспонденцию в подходящем «кармане», а на случай опасности уничтожить ее или выбросить, в зависимости от обстановки. Пионер никогда не должен претендовать на знание квартиры ответственных слуг, ни их фамилий. Когда нужда требует, слуга сам найдет возможность встретиться и поговорить в другом месте».

     «Краевой комитет» иеговистского подполья в Советском Союзе, обзаведясь «святой охраной», зорко наблюдает за тем, чтобы «пионеры»-курьеры точно исполняли правила, предписанные свыше. Это можно видеть на многих примерах. Остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных.

     В течение длительного времени активно действовала группа «пионеров», укрывавшихся на конспиративных квартирах участников подполья в Молдавской ССР. «Пионеры» специализировались на нелегальных переходах государственной границы. Старший «слуга» этой группы — Штефан И., в недавнем прошлом участник националистической бандитской группы, замешанный в неоднократных вооруженных налетах, по заданию «краевого комитета» пристроился на службу в леспромхоз специалистом по сплаву леса на реке Тиссе. Там с помощью своих бывших единомышленников по банде он организовал несколько переправочных пунктов через границу, неоднократно ухитрялся переходить в Румынию для передачи зашифрованных отчетов о работе «свидетелей Иеговы» в Молдавии и на Украине, а от руководителей румынского филиала получал и доставлял обратно через границу своим молдавским «братьям» бруклинскую литературу. Пойманный однажды с поличным во время переправы через границу, он, следуя правилам, предписанным из Бруклина, во время конвоирования бежал. Спустя год, при очередной попытке перейти границу, Штефан И. был снова задержан, причем при нем оказались шифрованные инструкции бруклинского центра, в том числе один документ, содержащий подробные указания о конспиративных способах поведения «свидетелей Иеговы».

     Летом 1956 года в поезде на участке Рахов — Коломыя были задержаны два других курьера, направлявшихся в Молдавию со стороны Румынии: Попша Т. и Попша К. Румынки по национальности, без определенных занятий и местожительства, они долго скрывались до этого на Украине и в Молдавии. Следуя инструкции своих заморских руководителей, курьеры при задержании пытались скрыться, а когда это не удалось, они упорно твердили, что обнаруженные при них мешки принадлежат якобы не им, а пассажирам, сошедшим с поезда на предыдущей станции. В мешках, заполненных сверху луком и орехами, оказались свежеотпечатанные номера журнала «Башня стражи» на румынском языке в количестве около пятисот экземпляров.

     Другая группа «пионеров», находившаяся при «краевом комитете», специализировалась на переходах государственной границы с Польшей. Эта группа установила более или менее регулярную связь с Восточноевропейским бюро международного объединения «свидетелей Иеговы». Возглавлял группу неоднократно судившийся за контрабанду профессиональный преступник Петр Ивановский. Матерый контрабандист, ставший старшим «слугой» «свидетелей Иеговы», он много раз переходил государственную границу. Однажды пограничники обнаружили его, и он был задержан. Любопытна отметить, что в тайниках двух чемоданов этого «слуги царства Иеговы» журналы «Башня стражи» лежали вперемежку с контрабандными предметами женского туалета.

     Наряду с «пионерами», прошедшими специальную школу подготовки для нелегальных переходов через границу, «краевой комитет» широко насаждал институт курьеров во всех своих республиканских и областных ответвлениях. В отличие от «пионеров», занимавшихся установлением связей с заграницей и потому называвшихся .«внешними слугами», такие «пионеры» именовались «слугами внутренними». Перед ними были поставлены две основные задачи: обеспечивать связь от вышестоящих иеговистских ответвлений к нижестоящим, главным образом между «краевым комитетом», округами и «стрефами», т. е. межобластными и областными центрами, и регулярно инструктировать «слуг» нижестоящих ответвлений в практической деятельности подполья.

     В марте 1958 года «краевой комитет» дал указание всем низовым организациям «свидетелей Иеговы» прекратить пользоваться обычной почтой для пересылки литературы и отчетов и резко сократить переписку между иеговистами вообще, не касаться в ней иеговистской деятельности. Тогда межобластные и областные центры также обзавелись группами «слуг-пионеров». Так, например, участники «Общества свидетелей Иеговы» в Томской области через своих «пионеров» Пынтя и Бурак установили организационную связь со старшими «братьями» в Иркутской области, куда они отвозили отчеты о деятельности подполья, а оттуда доставляли свежую нелегальную литературу. Перед каждой поездкой Пынтя и Бурак проходили специальный инструктаж: их предупреждали, что в случае опасности они должны бросать чемоданы с документами и скрываться во что бы то ни стало.

     В октябре 1958 года в г. Орджоникидзе, Северо-Осетинской АССР, где до последнего времени действовала небольшая по численности, но очень активная организация «свидетелей Иеговы», приезжал «пионер» Восточного бюро под кличкой «Светлана». Как оказалось впоследствии, под этой кличкой скрывалась Ярослава Грабовецкая, испытанная проповедница и большая мастерица на всякого рода конспиративные дела. Проведя несколько нелегальных сборищ своих единомышленников в г. Орджоникидзе, Березанская ознакомила их с последними указаниями бруклинского центра и свежими номерами журнала «Башня стражи», которые она привезла с собой.

     На одном из нелегальных сборищ была проведена инсценировка допроса. Режиссер инсценировки Березанская разыграла роль следователя, а в роли обвиняемого выступал «слуга» местного подполья Бязров. Инсценировка преследовала цель дать собравшимся «братьям» наглядный урок стойкости духа настоящих возвещате-лей «царства Иеговы» на допросах и показать, как хитро и умело нужно отрицать факты и документы, предъявляемые на следствий. Березанская особенно подчеркивала требование, чтобы иеговисты не оставляли у себя никаких записей.

     Руководя другим нелегальным сборищем, курьер Березанская давала такие указания своим «братьям»:

     «Нельзя собираться большими группами. Два-три раза соберутся, а затем попадут в тюрьму. Лучше всего собираться в разных местах и по немногу людей. Никогда нельзя на собраниях назначать время созыва будущих собраний. Нужно также остерегаться и не говорить о местах проведения собраний. Братья, следите строго, чтобы сатана не мог проникнуть в . нашу организацию... Учтите, что он является к нам преображаясь, принимая часто ангельский вид. Каждого вновь вступающего надо тщательно проверять».

     Значительная группа «пионеров»-связных работала в подполье, существовавшем в Закарпатской области. Старшим среди «пионеров» подвизался Онучак В., в прошлом судимый за антисоветскую деятельность, имевший немалый опыт в установлении конспиративных связей и отличавшийся особенно враждебным отношением к Советской власти. Не доверяя никому, он сам поддерживал регулярную связь между «окружным комитетом» и «краевым комитетом», исправно передавая последнему зашифрованную отчетность и денежные средства. Тщательно оберегая «пионеров» и «слуг», с которыми «пионеры» устанавливали связь, «краевой комитет» ввел для тех и других пароли, без знания которых посланец, явившийся к «слуге», не мог установить с ним необходимый контакт.

     

Конспиративные квартиры и тайники

     В нескольких номерах журнала бруклинского центра «Информатор» были помещены указания о создании сети конспиративных квартир, в первую очередь в пограничной полосе. Эти указания были быстро подхвачены «краевым комитетом», и в сравнительно короткий срок в местах наибольшей концентрации иеговистов — на территории Львовской, Станиславской, Волынской, Закарпатской областей, Коми АССР и в других пунктах — появились конспиративные и явочные квартиры. Конспиративные квартиры используются главным образом как места укрытия «слуг» и «пионеров», а также для хранения нелегальной литературы и печатной техники.

     Но особенно большое распространение в организации получили тайники — специально подготовленные места для хранения денежных средств, отчетов о деятельности организации, литературы и т. д. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной подпольной группы «свидетелей Иеговы», где бы не применялись тайники.

     Тайники в ряде случаев оборудуются очень хитро, с незаурядным знанием конспиративной техники. Так, один из руководителей подполья иеговистов, вскрытого в Тюменской области, — Некряч взял на себя хранение всей поступающей в подполье антисоветской литературы. Он хранил ее в хорошо имитированных березовых бревнах, нарочито небрежно разбросанных во дворе его дома.

     

Профилактика «свидетелей Иеговы» против советской общественности.

     В иеговистской литературе, распространяемой среди «свидетелей Иеговы» «теократическим» бруклинским центром, встречаются установки по вопросам конспирации, которым может позавидовать иная профессиональная разведывательная служба. Особенно характерны в этом отношении статьи, помещаемые в «Башне стражи». Для характеристики иеговистских установок по вопросам конспирации достаточно проанализировать две статьи. Первая из них называется «Сплетни могут погубить тебя», вторая — «Христиане живут согласно истине».

     Кто не знает, что сплетня наносит моральную травму человеку, создает ненормальные взаимоотношения в том или ином коллективе, культивирует мещанские взгляды и т. д.

     Весьма своеобразно определила свое отношение к болтовне и сплетне секта «свидетелей Иеговы». Иеговисты встревожены такими «сплетнями» и «болтовней», которые создают угрозу для конспиративной деятельности общества. Под предлогом борьбы со сплетнями «свидетели Иеговы» проводят квалифицированный инструктаж по усилению конспирации.

     Если систематизировать основные положения, развиваемые в этих статьях, получается детально разработанная инструкция, содержащая установки по вопросам сохранения тайны организационной деятельности функционеров «Общества свидетелей Иеговы». Эта инструкция содержит правила поведения членов секты в своей среде и вовне, обеспечивающие «Общество» от проникновения в него «злых людей» и от разглашения таких фактов из его деятельности, которые могут быть использованы для компрометации «Общества», и, наконец, юридические наставления на случай судебных процессов.

     Вот сводка этих правил:

     «Кто широко открывает рот, с тем не общайся, избегай болтунов и сам не болтай о делах общества и братьях. Лучше иметь больше в уме и меньше на языке, чем обладать пустой головой и полным языком».

     «Не болтай о фактах, которые могли бы скомпрометировать того или иного брата вовне. Заботься о сохранении единства и сплоченности организации. Если ты знаешь, что кто-либо грешит тайно и ставит в опасность свое положение перед Иеговой и засоряет чистоту собрания... необходимо говорить со служебными лицами собрания» (другими словами, информация должна идти строго снизу вверх. — Авт.).

     «Если ты сообщаешь о грехе брата другому рядовому брату, это равносильно сплетне, потому что тот, которому ты сообщил, не имеет полномочий принять надлежащие меры против греха брата. Но сообщение соответствующему слуге сплетней не является, так как слуга в состоянии предпринять по сообщению соответствующие меры».

      «Если кто-либо спрашивает об одном из братьев и спрашивающий не является ответственным служителем общества, который был бы уполномочен узнать о положении вещей, то лучше всего защитить брата, не высказываясь о нем. Уклоняйся от людей, которые хотят выведать о делах других».

     

     В этих назиданиях содержится прямое указание быть осторожными с любопытными к делам «Общества» и к его функционерам, чтобы не дать возможности «злым людям» напасть на след нелегально работающих служителей «Общества».

     Если между «братьями» возникли какие-либо взаимные претензии по мирским делам, рекомендуется обращаться в судебные инстанции только в исключительных случаях, ибо «необходимо помнить о том, не навлечет ли это позора на общее дело».

     Руководители «Общества свидетелей Иеговы», как видим, довольно предусмотрительны в смысле проведения в своей организации «профилактических» мероприятий, обеспечивающих сохранение в тайне деятельности «Общества» и ею организационной работы в особенности. Журнал «Башня стражи» систематически заботится о том, чтобы все члены иеговистской организации соблюдали правила конспирации.

     

Финансовая база «свидетелей Иеговы»

     Международный бруклинский центр база щедро финансируется определенными кругами американских монополистов, использующих «свидетелей Иеговы» как свою агентуру в борьбе за мировое господство. Понятно, свой финансовый источник руководители центра хранят в строжайшей тайне. Отдельные намеки на крупное финансирование со стороны представителей американского монополистического капитала лишь иногда проскальзывают в проповедях Кнорра и других главных «слуг царства Иеговы», когда они выступают на собраниях в Бруклине и публично выражают признательность банкирам и промышленникам за филантропические якобы пожертвования на дело «царства Иеговы». Завесу над тайной отчасти приподняли иеговистские руководители Западной Германии, признав регулярное получение ими помощи от бруклинского центра. Согласно их официальному заявлению, только за август и сентябрь 1949 года из Бруклина было получено 104 тыс. долларов. О весьма внушительных размерах финансирования секты со стороны определенных монополистических кругов говорит и тот факт, что бруклинский центр не только содержит и оплачивает многочисленный постоянный и разъездной штат миссионеров, но и имеет радиостанцию, а также несколько крупных типографий в США и других странах для издания миллионными тиражами на многих языках журналов «Башня стражи», «Информатор», Библии, специальных книг с комментариями Библии и другой литературы. Из тех же средств они имеют возможность систематически оказывать денежную помощь своим организациям почти во всех странах мира.

     Затрачивая на указанные цели сотни тысяч долларов, иеговисты в то же время, желая скрыть действительные источники финансирования, распространяют версию о том, что их организация в значительной мере содержится за счет продажи литературы. Действительно, на обложках журналов, книг и брошюр предусмотрительно указана стоимость, которая, как правило, колеблется от 50 центов до 1 доллара. Однако факты свидетельствуют, что в продажу идет лишь небольшая часть литературы, основные же тиражи распространяются безвозмездно. Немалое количество экземпляров бруклинский центр заслал за последнее десятилетие в Советский Союз и в другие страны социализма и народной демократии. Но, как известно, Кнорр и его подручные никакого бизнеса на этом не сделали и от своих последователей в СССР за это время, попросту говоря, не получили ни гроша. Тем не менее они продолжают и в настоящее время направлять своим «братьям» в СССР значительное количество литературы. Мы не говорим уже о массовом потоке иеговистской литературы, идущем вслед за миссионерами в страны Африканского континента и Австралию, где эта литература навязывается жителям также бесплатно.

     Таким образом, бруклинские лицемеры в объяснениях финансовых источников явно не сводят концы с концами и не в состоянии опровергнуть, что их международное объединение финансируется монополистами, являющимися фактическими владыками «царства Иеговы».

     Их собратья в Советском Союзе — руководители краевого, окружных и других центров — распространяют слухи, что им якобы приходится оплачивать стоимость иеговистской литературы, получаемой из-за границы. Под этим предлогом они стремятся выкачать у своей доверчивой паствы как можно больше денег для пополнения кассы организации и для личного обогащения.

     В распоряжении «краевого комитета» есть две кассы, существующие под привлекательными названиями: одна — «доброй надежды», другая — «взаимной помощи». Названия эти явно рассчитаны на использование филантропических чувств верующих.

     Часть средств кассы «доброй надежды» идет на организационные цели: закупку печатной техники, бумаги, красок и на оказание материальной помощи иеговистам, осужденным за антисоветскую деятельность. Средства кассы «взаимной помощи» расходуются на содержание «слуг», их помощников, «пионеров» и на подкупы отдельных, вновь вовлекаемых участников секты.

     Обе кассы пополняются за счет будто бы добровольных, а на самом деле обязательных взносов. Каждый член секты регулярно делает взносы деньгами и натурой в порядке оброка.

     Таким путем в «краевом комитете» и в других центрах образуются довольно крупные денежные фонды, исчисляемые несколькими сотнями тысяч рублей.

     При ликвидации ряда тайников «краевого комитета» в 1951 году были обнаружены американская валюта, золотые изделия и деньги царской чеканки весом до 2 килограммов, а также деньги в совзнаках на сумму 70 тыс. рублей, причем, как выяснилось впоследствии, все это составляло только часть фондов, находившихся в то время в распоряжении «краевого комитета». Тайники, в которых хранилось золото и деньги, были вскрыты в Львовской области. Один из главных тайников был обнаружен в овраге близ станции Сапижанка.

     Несколько позднее был найден такой же клад в тайнике, устроенном в основании железнодорожной насыпи в предместье г. Коломыя, Станиславской области. В этом тайнике в большой аптечной банке хранилось 54 тыс. рублей.

     Установлено немало фактов, свидетельствующих, что кассы «доброй надежды» и «взаимной помощи» служат кормушкой для вожаков секты, которые, не занимаясь общественно полезным трудом, рыскают по городам и селам и ведут праздный образ жизни, проматывая трудовые деньги рядовых сектантов.

     При задержании бывших руководителей «краевого комитета» Цыбы и Веретельник, скрывавшихся несколько дней на чердаке в доме помощника «слуги» Парцей, в Долинском районе, Кировоградской области, у них лично было обнаружено свыше 15 тыс. рублей, присвоенных из кассы «доброй надежды».

     Об этом же говорят многие бывшие иеговисты, ныне порвавшие связь с организацией.

     Вот что рассказала Морозова-Юргенсон, бывшая руководительница группы иеговистского подполья в Кувшинове, Калининской области: «...Алексей дал мне задание «сделать посев» в Кувшинове, т. е. организовать там иеговистскую группу. Я получила форму отчета, который должна была ежемесячно представлять в Максатиху. Надо было указывать, сколько часов затратила на беседы с населением, сколько человек вовлекла в секту, скольких заинтересовала иеговистским учением. Само собой разумеется, в отчете была и графа, вопрошавшая, сколько денег собрала я на божье дело. Бог, как говорится, богом, но без денег ни туда и ни сюда: надо ведь содержать за чей-то счет божьих проповедников».

     А вот что говорит об этом же недавно порвавший со «свидетелями Иеговы» С. Чекой, рабочий ремонтно-механических мастерских (Томская область): «До тех пор, пока я состоял в секте иеговистов, каждый месяц делал взносы по 25 рублей. Считается, что деньги идут на оказание помощи верующим. На самом деле их зачастую присваивают нечистые на руку руководители иеговистских организаций, чтобы жить в свое удовольствие за счет верующих. Например, руководитель группы Бурлаку Ион на деньги, собранные с верующих, выстроил себе дом».

     

     

 

 

     


 

На главную страницу ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 


Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда переданную святым.

 

Hosted by uCoz