© 2004, Тампио С.В.

Обязательная исповедь у Свидетелей Иеговы

 

    В журнале «Сторожевая Башня» от 1 июня 2001 г., на с. 30 опубликован вопрос читателя: «Если Иегова готов простить грехи на основании искупительной жертвы, тогда почему христианам необходимо рассказывать о серьезных грехах старейшинам собрания?»
    В приведенном ответе на него написано:

...Ученик Иаков сказал: Болен ли кто из вас [духовно], пусть призовет пресвитеров Церкви ["старейшин собрания", НМ], и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иакова 5:14,15).
    Опытные старейшины могут облегчить душевную боль и страдания раскаивающегося грешника. В обращении с таким человеком они стараются подражать Иегове
.

    Зададимся вопросом: О чем говорится в данном стихе Писания? Ответ, как правило, таков: речь идет или о духовной болезни, или о физической?
    Разберем первый вариант.
    Понимания греха как духовной болезни имеет давние и прочные корни в православном восточном богословии. При таком понимании «болезнь» — это грех, «елей» — помощь Святого Духа, «исцеление» — прощение грехов, «восстановление» — дальнейшая жизнь без тяжести прощенного греха.
    Вроде бы все правильно, и дальнейшие стихи подтверждают такое духовное толкование: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (16 ст.); вопрос лишь в том, как соотносится такое толкование с Иак. 5:15. (Последние два стиха этой главы не относятся напрямую к исследуемому отрывку, поскольку: 1) «уклонившийся от истины», как правило не осознает своего «ложного пути» и, следовательно, не имеет нужды «призвать пресвитеров»; 2) стихи 15-й и 16-й обращены непосредственно не к тому, кто «уклонился», а к тому, кто хочет «обратить».)
    В рассматриваемой статье «Сторожевой Башни» говорится: «Опытные старейшины могут облегчить душевную боль и страдания раскаивающегося грешника». Но из Иак. 5:15 вовсе не следует, что призвавший старейшин обязательно является грешником — «...и если он соделал грехи, простятся ему» (15 ст.).
    На мой взгляд, цель упомянутой журнальной статьи довольна ясна — дать не анализ библейского текста, а побудить Свидетелей безбоязненно и как можно чаще исповедоваться перед своими старейшинами. Именно так они это и понимают — «христианам необходимо рассказывать о серьезных грехах старейшинам собрания». Другими словами, призывает не бояться того, что в католической или православной конфессиях часто называется таинством [обязательной] исповеди перед священником, духовником.
    Любой Свидетель обязательно выскажет свое негативное отношение к обязательной исповеди. Он подробно расскажет, что это ни что иное, как средство контроля священников над прихожанами; при этом может упомянуть о случаях разглашения тайны исповеди в корыстных интересах. Но ведь именно эту практику исповеди в своей организации этот Свидетель, на основании исследумой статьи, назовет правильной и библейской!
    Давайте еще раз прочитаем абзац из статьи:

    ...Ученик Иаков сказал: «Болен ли кто из вас [духовно], пусть призовет пресвитеров Церкви ["старейшин собрания", НМ], и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

    Но ведь слова «духовно», стоящего в квадратных скобках нет даже в Переводе Нового Мира: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет старейшин собрания и пусть они помолятся над ним, помазав елеем во имя Иеговы. И молитва веры исцелит того, кто нездоров, и Иегова поднимет его. И если он совершил грехи, простится ему» (Иакова 5:14,15).
    Отрицает ли Писание сам факт исповеди перед человеком? Нет. Например, в ней содержится упоминание о признании прегрешений человеком (Мф. 18:15-17; Лк. 15:18). Но, как правило, такое упоминание стоит в контексте исповеди перед тем, против кого был виновен согрешающий. Если же и упоминаются о публичном исповедании грехов, то тогда, когда грехов было много и невозможно было попросить прощение индивидуально (Лк. 19:8; Деян. 19:18). Для нашего исследования представляет интерес Иак. 5:16 — «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга». Признаются ли старейшины в своих грехах перед теми Свидетелями, которые приходят к ним чтобы «облегчить душевную боль»? Нет! Что нужно старейшинам — это контроль над членами своего собрания. А как можно это сделать? Проводя в жизнь, может и неосознанно, небибейскую практику односторонней тайной исповеди.
    Вот, что написано по поводу этого стиха в «Толковой Библии» (издание преемников А.П. Лопухина, 1912 г., том 10, стр. 254): «Вопреки мнению некоторых древних и новых толкователей, здесь нет речи о таинстве покаяния или исповеди; апостол говорит лишь о простом взаимном признании христиан пред другими верующими в своих поступках, в целях взаимного примирения, утешения, облегчения, совета, главным же образом для того чтобы дать возможность христианам молиться о согрешившем брате. Конечно, не исключается здесь и исповедь пред пресвитерами, облеченными от Господа властью прощения грехов (Матф. XVIII, 18; Иоан. XX, 23). Но ближе всего апостол говорит не о таинстве покаяния, а о взаимообщении христианском... » В этом же толковании, Иак. 15,16 довольно подробно комментируется именно как случай телесной болезни.

    ВЫВОД.
    Навязывая простым Свидетелям обязательную исповедь перед старейшинами и не имея для этого прочного библейского обоснования, Общество Сторожевой Башни уже который раз перенимает практику критикуемых им же католической и православных церквей.

 

    Необходимое замечание:
    Конечно, у «исторических церквей» в Обществе Сторожевой Башни перенимается не всё. В некоторых статьях совершенно справедливо критикуется частый формализм, присутствующий при обязательной исповеди у католиков. Вот, что, например, написано в «Сторожевой Башне» от 15.03.1991.:

ИСПОВЕДЬ - НЕЛАДНО ЛИ ЧТО-ТО?
"Признавайтесь друг пред другом в проступках"

    Итак, когда же для христиан уместно признаваться друг другу в грехах? В случае серьезного греха (не при каждой мелкой ошибке) отдельному лицу следует признаться ответственным старейшинам собрания. Даже если грех не тяжек, но совесть грешника все же чрезмерно мучит его, то очень полезно признаться и искать духовной помощи.
    В этом отношении писатель Библии Иаков говорит: «Болен ли кто из вас [духовно]? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга" (Иакова 5:14-16).
    В этих словах нет намека на формальную, ритуалистическую исповедь на ухо священнику. Скорее христианину, если он настолько удручен грехом, что считает себя неспособным молиться, следует призвать назначенных старейшин или надзирателей собрания, и они помолятся с ним. Чтобы помочь ему духовно поправиться, они также применят елей Слова Бога (Псалом 140:5; сравни Луки 5:31, 32; Откровение 3:18).
    Внимания заслуживает призыв Иоанна Крестителя «сотворить плод, достойный покаяния» (Матфея 3:8; сравни Деяния 26:20). Поистине кающийся правонарушитель отказывается от своего грешного образа действия. Как древнеизраильский царь Давид, кающийся грешник, который признается в своей ошибке Богу, получит прощение. Давид писал: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31:5).
    Такого прощения невозможно заслужить покаянными действиями. Простить может только Бог. Он принимает в расчет требования совершенной справедливости, но в Его прощении выражается Его любовь к человечеству. В Его прощении проявляется также Его незаслуженная доброта, основывающаяся на искупительной жертве Иисуса Христа, и прощение даруется только кающимся грешникам, которые уклонились от того, что является злом с точки зрения Бога (Псалом 50:9; Исаия 1:18; Иоанна 3:16; Римлянам 3:23-26). Только лица, которых Иегова Бог простил, достигнут вечной жизни. А чтобы получить такое прощение, мы должны исповедоваться не на человеческий лад, а на Божий.

   

А вот цитата из другого журнала от 15.09.1995:

 

БЕССМЫСЛЕННЫЙ РИТУАЛ?


    Христианин, обремененный грехом, может позвать надзирателей собрания, которые дадут личный и практический совет из Библии, чтобы помочь грешнику оставить свой грешный путь. Надзиратели могут уместным образом ободрить, если наблюдают прогресс у духовно болеющего христианина. Это совсем не то, что формальный ритуал исповеди, совершаемый сегодня церквами! Подкрепленный личной поддержкой старейшин собрания, раскаивающийся грешник может получить утешение, которое испытал Давид и которое он выразил в псалме: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31:5).

    Заметим, что исповедь старейшинам (или «признание ответственным старейшинам собрания») в этих статьях сравнивается с покаянием перед Богом. При этом и здесь приводится цитата «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иакова 5:16), но, в очередной раз упорно не замечаются слова «друг перед другом»! Конечно, руководителям Свидетелей Иеговы важнее не точное библейское обоснование, а контроль над своими единоверцами. Конечно, нет ничего плохого в том, что просить поддержки у духовно зрелых христиан. Но трубить о том, что только у нас они самые-самые... :(


 

ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА


 

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz