В журнале «Сторожевая Башня» от 1 июня 2001 г., на с. 30 опубликован вопрос читателя: «Если Иегова готов простить грехи на основании искупительной жертвы, тогда почему христианам необходимо рассказывать о серьезных грехах старейшинам собрания?»
В приведенном ответе на него написано:
...Ученик Иаков сказал: Болен ли кто из вас [духовно], пусть призовет пресвитеров Церкви ["старейшин собрания", НМ], и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иакова 5:14,15).
Опытные старейшины могут облегчить душевную боль и страдания раскаивающегося грешника. В обращении с таким человеком они стараются подражать Иегове.
Зададимся вопросом: О чем говорится в данном стихе Писания? Ответ, как правило, таков: речь идет или о духовной болезни, или о физической?
Разберем первый вариант.
Понимания греха как духовной болезни имеет давние и прочные корни в православном восточном богословии. При таком понимании «болезнь» — это грех, «елей» — помощь Святого Духа, «исцеление» — прощение грехов, «восстановление» — дальнейшая жизнь без тяжести прощенного греха.
Вроде бы все правильно, и дальнейшие стихи подтверждают такое духовное толкование: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (16 ст.); вопрос лишь в том, как соотносится такое толкование с Иак. 5:15. (Последние два стиха этой главы не относятся напрямую к исследуемому отрывку, поскольку: 1) «уклонившийся от истины», как правило не осознает своего «ложного пути» и, следовательно, не имеет нужды «призвать пресвитеров»; 2) стихи 15-й и 16-й обращены непосредственно не к тому, кто «уклонился», а к тому, кто хочет «обратить».)
В рассматриваемой статье «Сторожевой Башни» говорится: «Опытные старейшины могут облегчить душевную боль и страдания раскаивающегося грешника». Но из Иак. 5:15 вовсе не следует, что призвавший старейшин обязательно является грешником — «...и если он соделал грехи, простятся ему» (15 ст.).
На мой взгляд, цель упомянутой журнальной статьи довольна ясна — дать не анализ библейского текста, а побудить Свидетелей безбоязненно и как можно чаще исповедоваться перед своими старейшинами. Именно так они это и понимают — «христианам необходимо рассказывать о серьезных грехах старейшинам собрания». Другими словами, призывает не бояться того, что в католической или православной конфессиях часто называется таинством [обязательной] исповеди перед священником, духовником.
Любой Свидетель обязательно выскажет свое негативное отношение к обязательной исповеди. Он подробно расскажет, что это ни что иное, как средство контроля священников над прихожанами; при этом может упомянуть о случаях разглашения тайны исповеди в корыстных интересах. Но ведь именно эту практику исповеди в своей организации этот Свидетель, на основании исследумой статьи, назовет правильной и библейской!
Давайте еще раз прочитаем абзац из статьи:
...Ученик Иаков сказал: «Болен ли кто из вас [духовно], пусть призовет пресвитеров Церкви ["старейшин собрания", НМ], и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Но ведь слова «духовно», стоящего в квадратных скобках нет даже в Переводе Нового Мира: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет старейшин собрания и пусть они помолятся над ним, помазав елеем во имя Иеговы. И молитва веры исцелит того, кто нездоров, и Иегова поднимет его. И если он совершил грехи, простится ему» (Иакова 5:14,15).
Отрицает ли Писание сам факт исповеди перед человеком? Нет. Например, в ней содержится упоминание о признании прегрешений человеком (Мф. 18:15-17; Лк. 15:18). Но, как правило, такое упоминание стоит в контексте исповеди перед тем, против кого был виновен согрешающий. Если же и упоминаются о публичном исповедании грехов, то тогда, когда грехов было много и невозможно было попросить прощение индивидуально (Лк. 19:8; Деян. 19:18). Для нашего исследования представляет интерес Иак. 5:16 — «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга». Признаются ли старейшины в своих грехах перед теми Свидетелями, которые приходят к ним чтобы «облегчить душевную боль»? Нет! Что нужно старейшинам — это контроль над членами своего собрания. А как можно это сделать? Проводя в жизнь, может и неосознанно, небибейскую практику односторонней тайной исповеди.
Вот, что написано по поводу этого стиха в «Толковой Библии» (издание преемников А.П. Лопухина, 1912 г., том 10, стр. 254): «Вопреки мнению некоторых древних и новых толкователей, здесь нет речи о таинстве покаяния или исповеди; апостол говорит лишь о простом взаимном признании христиан пред другими верующими в своих поступках, в целях взаимного примирения, утешения, облегчения, совета, главным же образом для того чтобы дать возможность христианам молиться о согрешившем брате. Конечно, не исключается здесь и исповедь пред пресвитерами, облеченными от Господа властью прощения грехов (Матф. XVIII, 18; Иоан. XX, 23). Но ближе всего апостол говорит не о таинстве покаяния, а о взаимообщении христианском... » В этом же толковании, Иак. 15,16 довольно подробно комментируется именно как случай телесной болезни.
ВЫВОД.
Навязывая простым Свидетелям обязательную исповедь перед старейшинами и не имея для этого прочного библейского обоснования, Общество Сторожевой Башни уже который раз перенимает практику критикуемых им же католической и православных церквей.
Необходимое замечание:
Конечно, у «исторических церквей» в Обществе Сторожевой Башни перенимается не всё. В некоторых статьях совершенно справедливо критикуется частый формализм, присутствующий при обязательной исповеди у католиков. Вот, что, например, написано в «Сторожевой Башне» от 15.03.1991.:
А вот цитата из другого журнала от 15.09.1995:
БЕССМЫСЛЕННЫЙ РИТУАЛ?
Заметим, что исповедь старейшинам (или «признание ответственным старейшинам собрания») в этих статьях сравнивается с покаянием перед Богом. При этом и здесь приводится цитата «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иакова 5:16), но, в очередной раз упорно не замечаются слова «друг перед другом»! Конечно, руководителям Свидетелей Иеговы важнее не точное библейское обоснование, а контроль над своими единоверцами. Конечно, нет ничего плохого в том, что просить поддержки у духовно зрелых христиан. Но трубить о том, что только у нас они самые-самые... :(
На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru
|