Копии из докладных записок Уполномоченног совета по делам религий при СМ УССР по Волынской обл. (1945-75 гг.).


Державний архів Волинської обл., ф.Р-605, оп. 2, спр. 1 (1945 р.)

арк. 43: "В области в Берестечковском р-не в с. Диковины имеется 23 семьи, во Владимир-Волынском р-не 33 семьи и в Порицком р-не 13 семей [исследователей священного писания], появившиеся во время немецкой оккупации. На вопрос: Кто у вас руководитель или пресвитер? отвечают: Христос, а проповедник - Евангелия, и больше ничего не говорят. К выполнению гос. обязательств относятся враждебно. Военного налога не плотят и на военный заем не подписались - говорят: Мы против войны и выполнять этого не будем, что хотите, то с нами делайте"...

арк. 100: "В настоящее время из бадачей в Диковинах остались почти только женщины и дети. Некоторые из них арестованы в армии за отказ подчиняться воинским законам, 2 бадачи арестованы за распространение агитации не сдавать хлебофонда государству, 5 бадачек мобилизованы на работу в Луцк. Из более авторитетных бадачей остался в Диковинах Лисекевич Петро. Бадачи совершенно отказываются от сдачи фонда, считая, что это есть поддержка войны, но в результате некоторых мероприятий местных властей фонд сдали и полностью рассчитались с государством"...

спр. 32 (1962 р.), арк. 53-54 (Уполномоченный Совета пишет о проводимой атеистической пропаганде и её недостатках): "Вот еще один пример [неправильного подхода к проведению атеист. пропаганды] с того же Гороховского района. 3-го июня я договорился в райкоме партиии побывать в с. Лобачевка и провести беседу с группой иеговистов-рутерфордовцев. Поручено было организовать и поехать со мной работнику РК КПУ тов. Максименко. Директор школы в Лобачевке тов. Колпаков принял активное участие в сборе сектантов и сам присутствовал все время, так как из руководства села кроме секретаря сельсовета больше никого не было. Собралось в школу сектантов-иеговистов более 20 чел., и я выступил с разъяснением законодательства о культах, порядка регистрации религиозных обществ и групп верующих, при каких условиях, соблюдая закон, верующие могут проводить свои молитвенные собрания и проч. После меня выступил тов. Максименко. Он начал очень хорошо о постановлениях партии и правительства, а потом перешел, как говорят, в наступление. Начал задавать вопросы: "Что тебе дала секта?", взял библию и стал говорить "Что здесь хорошего написано?" Потом сказал: "У вас был сектантом Покрыцкий, бросил эту секту и стал честным человеком". Сектантка Сторожук Анна Кузьмовна бросила реплику: "Он был честным человеком, а теперь стал пьяницей". Максименко быстро ответил: "В народе есть поговорка, что пьяница проспится, а дурак никогда". Все сектанты сразу поднялись и ушли.

Было решено снова созвать завтра, в понедельник на 8 ч. вечера всех этих же верующих. На этот раз со мной поехал в с. Лобачевку секретарь РК КПУ тов. Блощук А. Беседа продолжалась до часу ночи. Сектанты-иеговисты проявили желание приходить на беседы, и тов. Блощук пообещал собираться почаще и ближайшую беседу проведет после 20 июня с. г.

***


Державний архів Волинської обл., ф.Р-393, оп. 2, спр.154 (1973 р.)

Уповноваженому Ради в справах релігій по УРСР тов. Литвину К. З.

Повідомляю, що на території Волинської області діє 19 груп секти єговістів-рутерфордовців, серед яких періодично проводяться структурні реорганізації. Секта діє в 8 районах... В даний час проходить процес об'єднання опозиції з групами зятековців, поки що залишилась в опозиції одна група в Горохівському районі. Свою діяльність секта проводить в глибокому підпіллі, вживаючи різноманітної конспіраційної тактики. Збори свої намагаються проводити ніччю, на світанку або ввечері, змінюючи щоразу місця явок. В січні ц. р. такі збори були викриті в с. Ласків Володимир-Вол. р-ну, за що господаря буде притягнуто до адміністративної відповідальності.

Групи сектантів підтримують між собою зв'язки через зв'язківців і пошту. До цього року майже регулярно вони одержували літературу: журнал "Вартова башта", яка розмножувалась на друкарських машинах, а також перефотографовувалась і розповсюджувалась серед членів секти. В цьому році члени секти скаржаться на те, що їм дуже рідко попадає ця література.

Більшість членів секти ухиляються приймати участь у громадсько-політичному житті, не беруть участі в виборах депутатів до місцевих рад та Верховної Ради СРСР. Є щороку окремі випадки, коли молодь цієї секти ухиляється від служби в Радянській Армії.

Проте окремі члени секти вже міняють свої погляди в громадсько-політичному житті, вони беруть участь в виборах до Рад та в інших міроприємствах громадсько-політичного життя. Основна маса працездатних єговістів приймає участь в трудовій діяльності в колгоспах і на виробництві.

Той факт, що секта змушена вести свою діяльність в глибокому підпіллі, ухиляючись приймати активну участь в громадсько-політичному житті, ставить її в ізольоване положення від оточуючого населення, і секта майже не має ніякого впливу серед його. Секті уже на протязі ряду років не вдається збільшувати свій склад за рахунок оточуючого населення.

Ліше в цьому році 22 липня вожаки цієї секти провели обряд хрещення на світанку біля с. Туричани Турійського р-ну, де вони охрестили 32 особи, в основному з середовища своїх сімей. На хрещення з'їхалося до 500 осіб людей з різних районів і областей, проте при появі представників органів місцевої влади зборище сектантів розбіглось.

З боку апарату Уповноваженого [в справах релігій] проводиться певна робота з комісіями сприяння за дотриманням законодавства про культи, які здійснюють відповідний контроль за діяльністю груп секти єговістів, обмежуючи їх діяльність, і коли виявляються порушення закону, то винних осіб притягається до відповідальності. Поки що до цього часу грубих порушень з боку секти єговістів не виявлено.

Уповноважений Ради в справах релігій по Волинській області

І. Приходько

***


Державний архів Волинської обл., ф.Р-393, оп. 2, спр.163 (1975 р.)

Совету по делам религий при СМ СССР

Совету по делам религий при СМ УССР

Информация

о выполнении постановления Совета от 26.02.1974 г. "О состоянии и мерах улучшения работы по разоблачению и пресечению противозаконной деятельности секты иеговистов" на территории Волынской области.

На территории области продолжают существовать на нелегальном положении 18 групп иеговистов с общей численностью около 550 чел. Наибольшее количество групп действует в Гороховском р-не - 4, Владимир-Волынском р-не - 3 и Иваничевском - 3. Самая многочисленная группа (119 членов) в с. Суходолы Влад.-Вол. р-на, в которую входят также верующие близлежащих сел; в с. Гряды (78 чел.) и с. Мышев (41 чел.) Иваничевского р-на. Эти сектанты наиболее активны в своей деятельности.

В соответствии с Постановлением Совета от 26.02.1974 г. апарат Уполномоченного по Волынской обл. свою работу строил в направлении пресечения и прекращения организованной нелегальной деятельности сектантских групп иеговистов совместно с советскими и партийными органами. Для этого в 1-й пол. 1974 г. были разработаны, а затем осуществлены ряд мероприятий по активизации этой работы втех районах и населенных пунктах, где наибольшая антиобщественная деятельность иеговистов. Немалую работу в этом направлении провело общество "Знание"... В частности была проделана следующая работа:

Для слушателей областной школы лекторов-атеистов было прочтено ряд лекций на тему "Современный иеговизм. Сущность его идеологии и деятельности". В Любомльском, Гороховском и Рожищенском районах проведены семинары на тему "Формы и методы работы по борьбе с иеговизмом". В с. Затурцы в доме культуры проведен тематический вечер на тему "Современный иеговизм и его сущность", а в с. Прывитном Лакочинского р-на - вечер вопросов и ответов, где разбирались вопросы учения армагеддона. В начале года в районной газете на эту тему была помещена статья. В рай. газете "Колос" Иваничевского района печаталась статья на тему "Идеология и тактика современного иеговизма". Подготовлена и недавно опубликована в областной печати статья "Антиобщественная суть идеологии и деятельности "свидетелей Иеговы". В сентябре месяце обрганизовало выступление на тему "Иеговизм - враг социального прогресса и мира".

Все это сыграло определенное воздействие на верующих и, прежде всего, явилось подспорьем по разоблачению реакционной сущности иеговизма и ослабленю религиозного фанатизма отдельных сектантов.

В течении года с отдельными верующими этой секты проводились индивидуальные и групповые профилактические беседы, некоторые нарушители законодательства обсуждались на собраниях общественности, привлекались к административной и уголовной ответственности. Так, например, в с. Хренов Иваничевского р-на в апреле 1974 г. за организацию нелегального собрания был оштрафован владелец дома. За отказ от службы в армии гр-н Ткачук Н. П. из Суходолов Владимир-Волынского р-на и гр-н Миколайчук В. П. из с. Ласков того же р-на приговорены к 3-м годам лишения свободы (в 1973 г. для сравнения таких случаев было 6).

Естественно, что вся осуществляемая работа в области дает определенные положительные результаты. В сознании некоторой части рядовых верующих под воздействием пропаганды, административных мер, а также социальных преобразований и повышения материального благосостояния, происходят положительные сдвиги. Многие из верующих принимают активное участие в сфере материального производства и даже общественной жизни, проявляя повседневное трудолюбие и безукоризненную дисциплинированность. за последнее время в ряде семей иеговистов ослабло религиозное внимание на детей, отдельные из которых начали вступать в пионерские организации, принимая участие в школьных мероприятиях, в т.ч. даже в художественной самодеятельности. Однако к сожалению мы еще не имеем случаев высказываний за разрыв с иеговизмом или полный отказ от иеговистской веры.

Наиболее ярые приверженцы иеговистской секты (их руководители) продолжают разжыгать религиозный фанатизм и устрашать верующих версией приближения священной войны (армагеддона). так, например, иеговисты одного из сел Гороховского р-на, граничащего с Львовской обл., пытались объяснить появление кометы Коуготека концом света, т.е. началом священной войны.

Не удается до сего времени взять на учет всех вожаков и основную массу наиболее фанатичных верующих, поскольку рядовые сектанты ведут себя весьма замкнуто и при беседах на темы религии совершенно уклоняются от каких бы то ни было ответов. В последнее время у иеговистов появилась тенденция проникать в среду адвентистов и привлекать их на свою сторону, при этом убеждая их, что вера "свидетелей Иеговы" является самой праведной верой. Напр. верующий иеговист из с. Хренов Иваничевского р-на гр-н Ткачук А. Т. в беседе заявил, что у него все родственники православной веры, однако он еще после окончания войны убедился в той, что у иеговистов больше веры, чем у православных, а посему перешел в секту "свидетелей Иеговы".

Следует признать, что нами еще мало проводиться работы на местах, в т.ч. кустовых семинаров членов комиссий содействия контролю, по обмену опытом в свете разоблачения и пресечения незаконной деятельности иеговистов. Мало потому, что руководство районного звена и особенно члены комиссий весьма неохотно берутся за решение подобных вопросов, видя, что дело это трудное и для достижения успеха требует большой скрупулезности и немалого труда. Недостаточно включаются в эту работу участковые уполномоченные милиции и члены народных дружин.

Уполномоченный совета по делам религий при СМ УССР по Волынской обл.

Е. Кравчук

17 мая 1956 г.

 


 

На главную страницу ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz