Оглавление. Антитринитарии XVI века. Михаил Сервет и его время. Е. Будрин. (1878)
АНТИТРИНИТАРИИ
ШЕСТНАДЦАТОГО ВЕКА

Выпуск первый

 

«МИХАИЛ СЕРВЕТ
И ЕГО ВРЕМЯ»

Исследование
Е. Будрина

КАЗАНЬ
1878

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление

I

Вопрос о происхождении антитринитаризма
Взгляд на происхождение антитринитаризма в древнейшей протестантской полемике
Несостоятельность взгляда протестантской полемики
Взгляд на происхождение антитринитаризма в католичестве и его несостоятельность
Мёлер в вопросе о происхождении антитринитаризма
Связь антитринитаризма с анабаптизмом

 

II

Проявление антитринитарных начал в Швейцарии. Людвиг Гетцер и Иоанн Денк
Антитринитаризм в Виттенберге и его окрестностях. Иоанн Кампан
Антитринитаризм в Страсбурге. Мельхиор Гофман
Антитринитаризм в Голландии и Нидерландах. Рудольф Мартина и Давид Иорис
Антитринитаризм Клавдия Савойского
Характер представителей и первых провозвестников антитринитарных начал XVI в.

 

Часть III. [Читать в формате DJVU]
Михаил Сервет, сведения о его жизни и его характере
Вопрос о начале проповеди и изображение умственно-религиозного
состояния Франции во время пребывания в ней Сервета
Переписка Сервета с Эколампадием
Пребывание Сервета в Базеле
Издание сочинения «Do Trinitatis erroribus» и содержание его
Отношение к изданному сочинению католиков и протестантов
Издание и содержание сочинения «Dialogorum de Trinitate Libri duo»
Пребывание Сервета в Париже
Сервет в Виене Издание Библии Переписка с Кальвином
Содержание сочинения «Christianismi Restitutio»

 

Часть IV. [Читать в формате DJVU]
Характер оппозиции антитринитаризму
Преследование Сервета в Виенне и процесс суда над ним
Бегство из Виенны и прибытие в Женеву
Женева во время пребывания в ней Сервета
Судебные процесс и казнь Сервета
Полемика Лютера с антитринитариями
Полемика Эколампадия с Серветом
Полемика Меланхтона с антитринитариями в сочинении «Loci theologici»
Сочинение Кальвина «Refutatio errorum Michaelis Serveti»

Заключение

Новейшая западная богословская литература по отношению к Сервету

Приложения

 

 


Примечание к тексту размещенной книги: некоторые термины, имена, названия и т.п. приведены в соответствие с современными; опущены многие примечания, как правило содержащие латинский текст.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

27 октября 1553 года Женева представляла мрачную, хотя в то время весьма обыкновенную картину. По улицам de la Cite и Saint Antoine тянулась погребальная процессия, жертвой которой был оцепеневший от страха и ужаса испанский врач Михаил Сервет. Минуя городские ворота, процессия довольно долго продолжала свое шествие, пока не достигла наконец одного холма, назначенного для совершения казни. Прекрасное местоположение этого холма, с которого путешественник любуется Женевой и в немом упоении восхищается волшебными берегами Женевского озера и виднеющимися за ним белоснежными вершинами Альп, не тронуло сердец исполнителей казни; начались приготовления к казни страшной и возмутительной. Спокойно смотрел преступник, на сооружение костра и не выражал сопротивления палачу, железной цепью прибивавшему его тело к столбу и обвивавшему его голову пропитанным серою соломенным венком, но лишь только засветился убийственный факел, крик невольного ужаса вырвался из груди Сервета, крик, заставившей содрогнуться присутствующих и проникший до их мозгов костей. Долго терпел несчастный, прося ради Бога подложить сухих дpoв, потому что сложенный из свежих, покрытых еще зелеными листьями, дров, костер плохо поддавался действию огня. Наконец всепожирающая стихия произвела свое действие и от испанского ученого врача осталась одна обгорелая рука, да недоступное для стихий сего мира имя внесшее мрачную страницу в истории церковной реформы запада. На этой странице мы читаем, что Сервет был казнен Кальвином за еритический образ мыслей... Долго церковно-историческая наука запада ограничивалась этим кратким замечанием о Сервете, долго не любопытствовала она разрешить странное происшествие в городе религиозной свободы по инициативе одного из представителей Реформации. Только в недавнее время, когда архивы Женевы, Верна и Цюриха сделались доступными и получили большую или меньшую разработку, западные ученые начали обращать внимание на личность Сервета и почти каждый по своему определять ее место и значение в истории. Оказывается, что эта личность вовсе неодиноко стоит в среде современного ей общества, что она далеко не из числа тех личностей, жизнь которых остается бесследною для человечества, что напротив Михаил Сервет играет весьма важную роль в одном из печальнейших, но тем не менее замечательных явлений из времен Реформации, в явлении, известном в истории под именем антитринитаризма [* Мы не можем избежать здесь некоторых замечаний касательно слова — антитринитаризм, потому что часто это название прилагают к еретикам в древней церкви, известным в истории под именем монархиан. Подобное смешение двух понятий вкралось в сочинения некоторых из западных церковных историков (напр. в сочинение «Dogmengeschichte der Katholischen Kirche» von Iohann Zobl. 1865). Надобно заметить прежде всего, что слово — антитринитарии впервые вошло в употребление между протестантами (Allg. Real — Encyklopadie. Leipzig. 1864. Erst. Band. S. 835), и что мы напрасно стали бы искать его в сочинениях церковных писателей до Реформации. Западные церковные писатели первых веков, рассуждая о монархианах, оставляют за ними усвоенное им на востоке название, а не выдумывают какого-либо другого. Тертуллиан говорит напр.: Vanissirni isti monarchiani monarchiam tenent (Adv. Prax. c. 10). В самом делe еретикам, жившим в первые векa христианства, когда догмат о св. Троице не получил еще всестороннего раскрытия и разъяснения, по всей справедливости приличествует наименование монархиан, потому что они не столько доставали против догмата Троицы, сколько отстаивали единую идею Бога, которая и была для них первой и последней целью. Напротив ереткам времен Реформации по всей справедливости приличествует наименование антитринитариев, потому что они не столько защищали единство Бога, сколько отвергали св. Троицу: исходным пунктом и конечной целью этих еретиков было стремление уничтожить христианскую Троицу и разрушить все те разъяснения догмата, какие находятся в произведениях великих отцов четвертого века и определениях вселенских соборов. Мы совершенно согласны с Бауром (Vorlesungen uber die christliche Dogmengeschichte. Dritter Band. S. 86), что до Сервета не было противника учения о св. Троице, который с такой ненавистью относился бы к нему и таким колким и язвительным тоном опровергал бы его. И вот патрию, которая все свои силы направила к тому, чтобы прежде всего рушить основной догмат хриспанства о троичности Лиц в Божестве, наука метко охарактеризовала именем — антитринитарии. Правда, был случай, когда и к антитринитариям было применено название монapхиан, именно Цвиккер назвал переселившихся в Польшу антитринитариев les Monarchiques, pour dire qu'ils ne reconnoissoient que Dieu le Pere pour 1'unique et le souverain Dieu, но это исключительный случай, да притом же и Цвиккер не какое-либо особенно авторитетное лицо. Таким образом нам кажется, что только с диалектической точки зрения можно утверждать, что монархианство и антитринитаризм в существе дела одно и тоже]. Логически обосновав ходячие в его время мысли и превративи их в довольно стройную систему, Михаил Сервет открывает собой ряд личностей, при помощи которых антитринитаризм под различными названиями быстро распространяется в Италии, проникает в Польшу [* Здесь нашли антитринитарии спокойное для себя убежище и были даже некоторое время под защитой государственного закона; при Сигизмунде III, вследствие влияния иезуитов, начинаются против них преследования, которые еще более увеличиваются при кротком, но бессильном Владиславе IV. В это время была разрушена в Кракове цветущая их школа и отменено дарованное им покровительство законов. Histoire du Socinianisme, a Paris, 1723.], отсюда в Трансильванию, Aвстрию, Силезию, Пфальц и Нидерланды, борется с реформатором Кранмером и парламентом в Англии [* В Англии уже реформатор Кранмер заставил правительство возвести на костер многих из противников догмата о св. Троице; в начале семнадцатого столетия парламент вынужден был издать королевский закон против сильно распространяющегося унитаризма. Однако же ни усилия Кранмера, ни королевский закон, ни строгий эдикт Георга I (1721) не прекратили антитринитарного движения в Англии, напротив под влиянием распростравившегося деизма оно приняло более широкие размеры, так что значительное число английского духовенства склонилось на сторону антитринитаризма. Ibid], переселяется в Америку [* Из Англии к концу прошедшего столетия антитринитаризм проник в Северную Америку и распространился здесь довольно скоро; сильную поддержку нашел он для себя в лице явившегося в Филадельфии главы английского унитаризма Иосифа Пристла (Pristley), принужденного бежать из Англии вследствие народного возмущения. В настоящее время насчитывается более полумиллиона лиц, принадлежащих к различным обществам, но проникнутых антитринитаризмом. Замечательным проповедником антитринитарных начал в Америке был Теодор Паркер. Его главное сочинение «A discourse of matters pertaining to religion» ложное в своем основании, не лишено однако же жизненной теплоты и спекулятивных исследований в религиозной областе человеческого духа.] и до сих пор в некоторых обществах продолжает свое существование... И это-то великое по своей задаче и следствиям движение в религиозной области человеческого духа остается до сих пор для нашей богословской литературы какой-то таинственной и запечатанной книгой. В то время, когда ереси первых веков с их представителями получают серьезную разработку [* Наша богословская литература владеет хорошими исследованиями относительно ересей в первенствующие времена церкви. См «Ересь антитринитариев третьего века» соч. Гусека; «Учене о лице Иисуса Христа» соч. Снегирева.], о представитедях антитринитаризма наша литература доставляет нам до крайности скудныя сведения, а об отце его Сервете; мы знаем только то, что он сожжен был Кальвином за несогласие с его учением о св. Троце. Между тем если имеют право на внимание науки монархиане, имеющие дело с простым, безыскуственным, свыше-открытым выражением догмата, почему же наше внимание не должно быть обращено на антитринитариев, отвергающих основной догмат христианства вопреки соборным постановлениям церкви и всестороннему обследованию и разъяснению его великими мужами, мысленно проникавшими в сокровенные тайны Божества?.. Почему, в самом деле, дерзкая мысль снова восстает против троичности Лиц в Божестве? Думает ли она, что церковь обманывалась в продолжении пятнадцати веков,твердо веруя в св. Троицу, что величайшие из великих когда-либо бывших людей, как Ориген, св. Афанасий, Василий Великий, Григорий Богослов и др. напрасно тратили время и силы, стараясь разъяснить и утвердить этот догмат? Надеется ли она переработать христианство, воображает ли, что за ней последует человечество и с полным сочувствием ее началам откажется от самаго основания своей веры? Наконец, излагавший свое любомудрие «состязательно, а не догматически, хитросплетенно, а не духовно» сказал ли антитринитаризм что-нибудь новое, с чем не была бы уже знакома человеческая мысль и дал ли в замен отвергнутого догмата что-нибудь положительное, удовлетворительное для ума и чувства человечества? Эти и много других подобных вопросов невольно возникают сами собой, лишь только мы вступаем в область исторического исследования антитринитаризма...

 


На главную страницу «Подвизаться
за веру!» — сайт, публикующий русскоязычные первоисточники
Общества Сторожевой Башни, а так же различные статьи,
помогающие в изучении Писания


Рейтинг@Mail.ru

 

Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда переданную святым.