Архимандрит Феофан

ТЕТРАГРАММА

или

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ ИМЯ
YHWH


С.-ПЕТЕРБУРГ
1905

 

 

ВНИМАНИЕ!!!
Некоторые графические файлы (в том числе и книги) на данном сайте предполагается размещать в формате *.DJVU (данный формат позволяет просматривать изображения размером в 2-8 раз меньше чем в JPG, TIF, GIF). Для просмотра предлагаемых фалов необходимо скачать программу DjVuSolo ver.3.1 (ок. 2 MB) и/или плагины с сайта www.anklab.pirit.info/Press/DjVu/ Также данный формат можно смотреть в программе XnView 1.68 (конвектор графич. файлов); ее версии можно скачать с www.softodrom.ru/win/p589.shtml

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Произношение тетраграммы. Неподлинность чтения Jehovah. — Истинный смысл этого чтения. — Непроизносимость подлинной тетраграммы в эпоху позднейшего иудейства. — Причина происхождения этого обычая. — Вероятное подлинное чтение тетраграммы Jahveh. — Исторические свидетельства в пользу этого чтения (548 kB)

ГЛАВА ВТОРАЯ. Значение тетраграммы. Библейское объяснение этого имени в Исх. III, 14. — Подлинное значение материальной основы тетраграммы. — Определение формальной ее стороны. — Субстанциальное понимание ее как вероятнейшее. — Отношение тетраграммы к именам El, Elohim и El Schaddaj

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Происхождение тетраграммы. Положительное решение вопроса на основании библейских данных. — Отрицательно-критические решения его. — Гипотезы египтологические. — Опыты выведения тетраграммы из Ассиро-Вавилонии и из языков сиро-арабо-финикийского района. — Теория синологическая. — Гипотеза Бринтона

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Древность тетраграммы. Гипотезы Редслоба и Болена. — Доказательства того, что тетраграмма была известна до Моисея. — Значение Быт. IV, 1 и Быт. IV, 26 для решения вопроса о древности тетраграммы. — Общее заключительное замечание о возможной древности тетраграммы

ГЛАВА ПЯТАЯ. Употребление тетраграммы в библейских ветхозаветных книгах. Связь вопроса об употреблении имен божественных с вопросом о происхождении ветхозаветных книг. — Отрицательное решение его в западной критической литературе. — Положительное объяснение особенностей употребления божественных имен в ветхозаветной литературе на основании установленного значения имен и действительного их употребления в известные исторические эпохи

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предмет настоящего исследования составляет ветхозаветное божественное имя 'YHWH' или, по принятой в науке терминологии, тетраграмма. Такого рода исследование, может иметь свое положительное значение, помимо апологических целей. Уже по одному тому, что тетраграграмма есть собственное имя Божие, интересно в самом дел знать, какое в этом имени выражается ветхозаветное представление о Боге. Но сверх того, по непосредственной связи вопроса о тетраграмме с другими вопросами библейской науки, настоящее исследование может иметь и более общее значение. Как собственное имя Божие, тетраграмма должна выражать одну из наиболее существенных черт ветхозаветного представления о Боге. А раз это бесспорно, неизбежно от такого или иного pешения частного вопроса о ней зависит в известной мере решение и такого капитального вопроса, как вопрос о происхождении и характере всей ветхозаветной религии. В чисто литературном отношении, наконец, особенности библейского употребления тетраграммы, в связи с употреблением другого божественного имени 'Elohim', для критики до сих пор служат одним из оснований — в пользу отрицательного критического взгляда на происхождение библейских книг. В настоящем исследовании доказывается возможность выяснения особенностей этого употребления в строго положительном смысле. И чрез это вносится своя лепта в обоснование чисто положительного взгляда на происхождение священных ветхозаветных книг.

Считаем не лишним представить список сочинений, которые приняты были во внимание при составлении настоящего исследования. Если эти сочинения и не окажутся использованными в настоящем исследовании в надлежащей мере, то, по крайней мере, чрез это в значительной мере будет облегчено пользование ими для будущих исследователей рассматриваемого вопроса.

 

   Малицкий. Собственныя имена у евреев и их религиозно-историческое значение. Христианское Чтение, 1882, I, стр. 284 — 308, 598 — 624; II, стр. 321 — 352, 623 — 647; 1883, II, стр. 27 — 55, 579 — 596.
   Саблуков проф. Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением, Казань, 1872.
   Труды Киевской Духовной Академии, 1887, II, стр. 3 — 37.

 

   Algyogyi-Hirsch Hermann. Ueber das angebliche Vorkommen des biblisehen Gottesnamen 'YHWH' Jahve in altbabylonischen Inschriften. Zeitschrift fur alttestamentliche Wissensehaft, 1903, II, S. 355 — 371.
   Ball C. S. The true Name of the God of Israel. The Babylonian and Oriental Record, 1889, February, p. 49 — 56.
   Ball C. S. Jahavah or Jahvah, not Jahveh. Academy, l882, luly; p. 44.
   Barns Henry. La revelation du nom divin tetragrammaton. Revue biblique, 1893, Juillet, p. 329 — 360.
   Baudissin Wolf Wilhelm. Der Ursprung des Gottesnamen law. Beitrage zur semitischen Religionsgeschichte, I, Leipzig; 1876. S. 180 — 254.
   Brinton D. G. The origin of the sacred Name Jahva. Archiv fur Religionswissenschaft in Verbindung mit Fachgelehrten herausgegeben von Dr. Achelis im Bremen, 1899, S. 226 — 236.
   Buxtorfius Joh. De nominibus Dei hebraicis. Dissertationes philologico-theologicae. Basileae, 1662, p. 247 — 281.
   Colenso John William. The Phoenician origin of the name Jehovah. The Pantateuch and book of Joshua critically examined, Part V, London; 1865, p. 269 — 284.
   Dalmann G. H. Der Gottesname Adonaj. Studien zur Biblisehe Theologie, Berlin, 1899.
   Deissmann G. Adolf. Griechische Transscriptionen des Tetragrammaton. Bibelstudien. Beitrage zur Geschichte der Sprache; des Schriftthums und der Religion des helleninistischen Judenthums und des Urchristenthums, Marburg, 1895, S. 3 — 20.
   Delitzsch Franciscus. Symbolae ad psalmos illustrandos isagogicae, Lipsiae, 1846.
   Delitzsch Franz. Die neue Mode der Herleitung des Gottesnamen 'YHWH'. Zeitschrift fur gesammte lutherische Theologie und Kirehe, 1877, S. 593 — 599.
   Delitzsch Friedrich. Ueber den Gottesnamen 'YHWH'. Wo lag das Paradies? Leipzig, 1881. S. 158 — 166.
   Delitzsch Friedrich. Babel und Bibel. Berlin, 1902.
   Dietrich Franz. Vier Briefe von Fr. Dietrich an Franz Delitzsch: Ueber die Aussprache des Tetragrammaton, Zeitschrift fur alttestamentliche Wissenschaft, 1883, S. 280 — 298; 1884, S. 21 — 28.
   Driver. Recent theories on the origin and nature of the tetragrammaton. Studia Biblica. Essays in Biblical Archaeology and Criticism. Oxford, 1885, p. 1 — 20.
   Falb Rudolf. Babel, Bibel und Jao, Berlin, 1903.
   Geiger. Die Gottesnamen 'YHWH' und 'YH'. Urschrift und Uebersetzungen in ihrer Abhanglichkeit von der innern Entwickelung des Judenthums, Breslau, 1857, S. 261 — 279.
   Gesenius Wilhelmus. Thesaurus philologicus-criticus linguae hebraeae et chaldaeae Veteris Testamenti, Lipsiae, 1829 — 1853, I, p. 585 — 590.
   Gesnerus J. Math. De laude Dei per septem vocales. Commentationes societatis regiae scientiarum Gottingensis, 1751, p. 245 — 266.
   Grill Julius. Fragezeichen zum angeblichen Jahve des Lao-tse. Zeitschrift fur alttestamentliche Wissensehaft, 1885, S. 1 — 15.
   Grimme Hubert. Ueber die Form des Namens Jahwae. Collectanea Friburgensia. Friburgi Helvetiorum, 1896, S. 141 — 148.
   Grimme Hubert. Bezeugen altbabylonische Eigennemen einen Gott lahwa „den Seienden"? Unbewiesenes. Bemerkungen eines Philologen zu F. Delitzsch, Babel und Bibel. Munster, 1903, S. 25 — 32.
   Halevy J. Le tetragramme. Recherehes bibliques. L'histoire des origines d'apres la Genese, t. I, Paris, 1895, p. 53 — 70.
   Hengstenberg. Die Gottesnamen im Pentateuch. Beitrage zur Einleitung in das Alte Testament, Bd. II: Die Authentie des Pentateuche, Berlin, 1836, S. 181 — 414.
   Hommel Fritz. Some annotations: The religious ideas of the Babylonians Journal of the transactions of the Victoria Institute, or, Philosophical Society of Great Britain, 1896, p. 34 — 36.
   Hommel Fritz. Die altisraelitisehe Ueberlieferung in inschriftlicber Beleuchtung. Munchen, 1897.
   Hommel Fritz. Jahve, Ea and Sin. The Expository Times, 1898, October, p. 42. 48; December, p. 144.
   Hommel Fritz. Ueber den Namen Jahve. Die altorientalischen Denkmaler und das Alte Testament, Berlin, 1903, S. 39 — 57.
   Hoelemann. Ueber die Bedeutung und Aussprache von 'YHWH'. Bibelstudien, I, Leipzig, 1859. S. 54 — 95.
   Hottingerus. De nomine tetragrammato. Dissertationum theologico-philologicarum fasciculus. Heidelbergae, 1640, p. 251 — 263.
   Jager Martin. Der Halbvokal i im Assyrisehen, Leipzig, 1890.'
   Jastrow Morris. Hebrew Proper Names compounded with 'YH' and 'YHWH'. Journal of Biblical Literature, 1894, p. 101 — 127.
   Jastrow Morris. Ilubi'di and the supposed Iaubi'di. Zeitschrift fur Assyriologie und verwandte Gebiete herausgegeben von Carl Bezold in Heidelberg, 1895, October. S. 222 — 235.
   Jastrow Morris. The origin of the form of the divine name. Zeitschrift fur die alttestamentliche Wissensehaft, 1896, I, S. 1 — 16.
   Keane A. H. Ea, Yahveh, Dyaus, Zeus, Jupiter. The Jewish Quarterly Review, Vol. XV, p. 559 — 582.
   Keil. Ueber die Gottesnamen im Pentateuch. Zeitschrift fur gesammte lutherische Theologie und Kirche, 1851, S. 215 — 280.
   Kerber Georg. Die religionsgeschichtliche Bedeutung der hebraischen Eigennamen des AIten Testamentes, Freiburg i. B., 1897, S. 80 — 99.
   Kittel R. Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche herausgegeben von Dr. Albert Hauck, Bd. VIII, Leipzig, 1900, S. 529 — 541.
   Kittel R. Iahve in "Babel und Bibel". Theologisches Literaturblatt, 1902, Nr.17 — 18.
   Konig Ed. Die formell-genetische Wechselbeziehung der beiden Worter Jahweh und Jahu. Zeitschrift fur alttestamentliche Wissenschaft, 1897, I, S. 172 — 179.
   Konig Ed. The origin of the name Jehovah. The Expository Times, 1899, January, p. 189 — 192.
   Konig Ed. Bibel und Babel. Berlin, 1902, S. 37 — 45.
   Kohler Aug. De pronunciatione ac vi sacrosancti tetragrammatis. Eriangae, 1867.
   De Lagarde Paul. Psalterium juxta hebraeos Hieronymi, 1874.
   De Lagarde Paul. Symmicta, Heft I — II, Gottingen, 1877 — 1880.
   De Lagarde Paul. Oriontalia, Heft II, Gottingen, 1880.
   De Lagarde Paul. Uebersicht uber die im aramaisehen, arabischen und hebraischen ubiiche Bildung der Nomina, Gottingen, 1888.
   Lagrange R. P. El et Jahvй. Revue biblique, 1903, III, p. 362 — 386.
   Land. Over den Godsnaam Jhvh. Theologisch Tijdschrift, 1868, p. 156 — 170; 1869, p. 347 — 362.
   Levy J. H. The tetragrammaton. The Jewish Quarterly Review, 1902, October, 97 — 99.
   Margoliouth. The divine name 'YHWH'. Proceedings ot the Society of Biblical Archaeology, 1895, p. 57 — 63.
   Meier. Versuch einer neuen Etymologic fur den Namen Jahve. Theologische Jahrbucher von E. Zeller, 1842, I, S. 473 — 486.
   Movers. Die Phonizier, Bd. I, Bonn, 1841.
   Muller D. H. Eine Vermutung uber den Ursprung des Namen 'YHWH'. Kleine Mittheilungen. Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes, Wien, 1900, XIV Bd., S. 172 — 173.
   Muller D. A. Ueber El und Eloah im Sabaischen. Actes du sixieme Congres des orientalistes, tenu en 1883, a Leyde, part II, p. 465 — 472.
   Muller W. Max. Aegyptologisch-Biblisches. Orientalistieche Litteratur-Zeitung herausgegeben von F. E. Peiser, 1900, 15 September, S. 326 — 328.
   Nestle Eb. Die Israelitischen Eigennamen nach ihrer religionsgeschichtlichen Badeutung, Haarlem, 1876.
   Nestle Eb. Zur Frage, ob 'YHWH' Hiphii sein konne? Jahrbucher fur deutsche Theologie, 1878, S. 126 — 128.
   Nestle Eb. El, Eloah, Elohim. Theologische Studien aus Wurtemberg, 1882, IV, S. 243 — 258.
   Noldeke Th. Ueber den Gottesnamen El. Monatsschrift der koniglichpreussisehen Akademie der Wissenschaften zu Berlin, 1880, S. 760 — 776.
   Noldeke Th. El, Eloah, Elohim. Sitzungsberichte der koniglich-preussi-Akademie der Wiesenschaften zu Berlin, 1882, S. 1175 — 1195.
   Pliilippi. Ist 'YHWH' accadisch-sumerischen Ursprungs? Zeitschrift fur Volkerpsychologie, 1883, S. 175 — 190.
   Pinches Th. Note upon the divine name Malik-Aa. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, First Meeting, 1885, p. 27 — 28.
   Pinches Th. Ya and Yвwa (Jah and Jahveh) in Assiro-babylonian inscriptions. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1892, November, p. 14 — 15.
   Pinches Th. The religious ideas of the Babylonians. Journal of the transactions of the Victoria Institute, or Philosophical Society of Great Britain, 1896, p. 1 — 33. 37 — 38.
   Redpath Henry. A new theory as to the use of the divine names in the Pentateuch. The American Journal of Theology, April 1904, p. 286 — 301.
   Relandii Adriani. Decas exercitationum philologicarum de vera pronunciatione nominis Jehova, quarum quinque priores Joann. Drusii, Sixtini Amamae, Lud. Cappelli, Joan. Buxtorfii et Jac. Altingii lectionem nominis Jehovah impugnant; posteriores quinque Nicol. Fulleri, Thorn. Gatakeri singulae et ternae J. Leusden tuentur. Traiecti ad Rhenum, 1707.
   Reinke Laur. Dr. Philologisch-historische Abhandlung uber den Gottesnamen Jehova. Beitrage zur Erklarung des Alten Testamentes, Bd. III, S. I — 146.
   Robert Charles. La revelation du nom divin Jehovah. Revue biblique 1894, p. 161 — 181.
   Sack. De usu nominum Dei Elohim et Jehovah in libro Geneseos. Commentationes, quae ad Theologiam historicam pertinent, Bonnae, 1821, p. 1 — 24.
   Sayce A. H. Yahveh in early Babylonia. The Expository Times, August, 1898, p. 522.
   Scholz P. De origine nominis 'YHWH' dissertatio, Vratislaviae, 1857.
   Schrader Eb. Schenkel's Bibel-Lexieon, Bd. Ill, Leipzig, 1871, S. 176 — 171.
   Smith William. Dictionary of the Bible. Vol. I, London, 1863, p. 952 — 959.
   Skipwith G. H. The tetragrammaton: its meaning and origin. The Jewish Quarterly Review, July, 1898, p. 662 — 677.
   Soeder P. Amb. Ueber den alten Namen Gottes Jave. Theologische Quartalschrift, 1886, S. 220 — 240.
   Spiegelberg. Eine Vermuthung uber den Ursprung des Namens 'YHWH'. Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellsehaft, 1899, S. 633 — 643.
   Strauss-und-Torney. Der Name 'YHWH' bei Lao-tse. Zeitschrift fur alttestamentliche Wissenschaft, 1884, S. 28 — 34.
   Steinfuhrer B. Untersuchung uber den Namen Jehovah, Neusterlitz, 1898.
   Tyier Thomas. The origin of the tetragrammaton. The Jewish Quarterly Review, 1901, July, p. 581 — 593.
   Valeton. De Israelitische Godsnaam. Theologische Studien, 1889, p. 179 — 221.
   Velthusen Casparo. De prudenti consilio Mosis in alternandis nominibus divinis Elohim et Jehovah. Spicilegium commentationum theologicarum, fasciculus I, Stadae, 1802, p..454 — 516.
   Vetter Paul Dr. Die litterarkritische Bedeutung der alttestamentlischen Gottesnamen. Theologische Quartalschrift 1903, I, S. 12 — 47. II, S. 202 — 235. IV, S. 520 — 547.
   Zimmermann, Hellmuth. Elohim. Eine Siudie zur israelitischen Religions-und-Litteraturgeschichte nebst Beitrage zur Religionsphilosophie, Berlin, 1900.

 


На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru


Рейтинг@Mail.ru

 

Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда переданную святым.

 

Hosted by uCoz