Журнал Московской Патриархии 1949 (02)

МЕСТО УСТНОЙ ТРАДИЦИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ МЫСЛИ

(Окончание)

 

IV

При обсуждении вопроса о носителях устной традиции нужно прежде всего указать на то новое религиозно-социальное общество, которое создало христианство и которое является живым носителем традиции. Это — отдельные поместные общины-церкви, долженствовавшие мыслить себя и действовать, как отобраз всей Церкви Божией.

Еще не были созданы формы той организации, которая должна была обнять собою всех христиан на земле, но религиозная мысль о ней была всегда прочна. Убедительное свидетельство об этом дают две прекрасные и трогательные молитвы, которые читаем в памятнике последних десятилетий первого века — «Учение 12 Апостолов».

Первая молитва произносилась во время таинства Евхаристии и гласила: «Как этот преломленный хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое».

Вторая молитва произносилась после вкушения таинства Евхаристии: «Помяни, Господи, Церковь Свою, да охранишь ее от всякого зла и сделаешь ее совершенною в. любви Твоей и собери ее от четырех ветров, освященную во Царствие Твое, которое Ты уготовал ей».

Тихое дуновение этих двух священных молитв в памятнике, бесспорно, первого века, рассеивает как дым многие устои отрицательной критики.

Объединенные столь возвышенной идеей Кафолической Церкви, поместные христианские общины выработали из себя организацию исключительной силы и прочности. Это было общество, которое в каждом городе теснейшими узами связывало своих членов-единоверцев, которое собирало их ежедневно, которое изо дня в день наставляло их, воспитывало и руководило.

Что одной из главных и существенных задач общины было назидание, об этом памятники древнехристианской письменности говорят неуклонно на протяжении всех трех веков.

«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Это говорит An. Павел в посланий к Евреям (X, 25).

«Имей общение с ближним во всем... Всякого, говорящего тебе Слово Господне, люби как зеницу ока: воспоминай о нем днем и ночью». Это читается в послании, усвояемом Ап. Варнаве.

«Чадо мое! Поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе Слово Божие и почитай его как Господа, ибо, где возвещается господство, там — Господь. Каждый день ищи лица святых, чтобы насладиться их словами. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих».

«Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим». Это говорится в «Учении 12 Апостолов» (гл. IV, XVI).

«Прилепляйтесь к святым, ибо прилепляющиеся к «им освятятся». Это пишет Климент Римский в 1 послании к Коринфянам (гл. X, VI).

«Стой твердо, пишет Игнатий Богоносец св. Поликарпу Смирнскому, собрания пусть бывают чаще. Созывай всех до одного» (гл. IV).

«Мы постоянно друг с другом», пишет св. мученик Иустин Философ, после изображения воскресного богослужения, давая тем понять, что воскресение не единственный день, назначенный для общественной деятельности (1 Апол., 67).

Два окружные послания к девственницам, усвояемые св. Клименту Римскому, в действительности ему не принадлежат, но должны быть отнесены к более позднему времени. Они характеризуют вероучение, церковную практику, нравственное состояние и быт христиан III века в Сирии и Палестине.

Здесь продолжает жить то же живое общение верующих, те же постоянные собрания, то же служение братьям словом, назиданием и взаимное утверждение в вере, о которых свидетельствуют другие раннейшие древне-христианские памятники.

«О братие возлюбленные! Всякий пусть назидает и утверждает братий в вере, потому что... жатвы много, а делателей мало, таких делателей, которые режут и остро износят слово истины». (Первое послание, гл. 13).

«Созываем братьев и всех сестер святых и дев и всех женщин, находящихся там, со всякою скромностью и благоприимством, чтобы пришли для утешения истинного». «И умеющие между ними говорить говорят и увещевают их речами, которые Бог дал им» (Послание второе, гл. 2).

Автор Дидаскалии живет в пределах той же Сирии и в том же третьем столетии, что и автор окружных посланий к девственницам» и он также увещевает к взаимному назиданию.

«Не странствуй и не броди бесплодно, но будь усердным во всякое время в просвещении верующих и единомышленников твоих, размышляй с ними и поучайся животворными словами».

Эти поместные церкви, рассеянные по всей территории греко-римского мира, были носительницами живого предания, идущего от поколения к поколению.

Хорошо выразил эту мысль Тертуллиан, особенно в его творении «Об отводе против еретиков».

«Что проповедывали Апостолы или что открыл им Иисус Христос,. о том нельзя узнать иначе, как через посредство церквей, учрежденных Апостолами, церквей, руководимых и наставляемых ими сперва изустно, а потом и через их писания» (гл. XXI).

«Хотите ли удовлетворить эту любознательность, цель которой спасение^ Пбсётите Апостольские Церкви, где стоят еще поныне на прежнем месте кафедры Апостолов, где слушая чтение подлинных их посланий, вы подумаете, что видите их самих, что слышите их голос. Находясь близ Ахаии, вы увидите Коринф, в Македонии увидите Филиппы и Фессалонику, в Асии найдете Ефес. Приближаясь к границам Италии, вы встретите Рим с его Церковью... Счастлива Церковь, где Апостолы пролили и учение свое и кровь свою, где Петр был распят подобно Господу своему, где Павлу усечена была голова подобно Иоанну Крестителю, где Иоанн Богослов, изыдя из сосуда с кипящим; маслом здрав и невредим, осужден был в заточение на остров».

 

V

Вселенская Церковь и отдельные поместные церкви, являясь живыми хранительницами, устной традиции, сохранили память и о тех «блаженных мужах», которые были носителями этой традиции от одной Церкви к другой, от одного поколения к другому.

Это — апостолы, пророки, учители и евангелисты, названные в посланиях Ап, Павла, в «Пастыре» Ерма и в «Учении 12 Апостолов».

Это — «пресвитеры» Папия Иерапольского, св. Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена и св. Ипполита Римского.

Это — «преемники св. Апостолов» у Евеевия Кесарийского.

Первохриетианская древность знала особые харисматические служения апостолов, пророков, учителей и евангелистов, — в посланиях Ап. Павла и в «Пастыре» Ерма только названные, но подробно охарактеризованные в «Учении 12 Апостолов». Все эти лица назначались для служения «словом». Они были «глаголавшие Слово Божие» (Евр. XIII, 7), т. е. они возвещали христианские истины, как с миссионерской целью, так и с целью назидания той или другой церкви.

Все эти харисматические служения, непосредственно преемствовавшие при различии дарований и назначения, имели одну общую черту. Они не были привязаны к одному месту, к определенной общине, но в большинстве случаев были странствующими проповедниками. Их влияние, их авторитет простирались на многие общины, и в этом заключалось особое значение этих служений.

Два ближайшие к нам по времени крупные историка Церкви поставили один и тот же вопрос и дали согласный ответ. Историки эти — русский А. П. Лебедев и германский — А. Гарнак. Вопрос этот: значение перечисленных нами «учащих Слову Божию». Ответ таков: «Во вселенском учительстве раздробленные по огромному пространству христианские общины имели единственную прочную связь, и основу, союза. Эти апостолы и пророки, переходившие с места на место и везде принимаемые с глубоким почетом, — они только могут нам объяснить, почему развитие общин в различных провинциях, несмотря на местные особенности условий, все-таки в своем процессе обнаруживает известную меру однообразия в выработке форм жизни, в религиозной мысли».

Параллельно с харисматическими служениями Древняя Церковь знала другой институт «глаголавших Слово Божие». Это — пресвитеры.

До одному только вопросу о происхождении термина presbuteros имеется значительная литература. Его родина — Египет. Здесь он уже. давно употреблялся для обозначения носителей коммунальной службы и членов коллегии деревенских магистратов. Отсюда он перешел в перевод 70-ти. Отсюда же он в послептоломеевскую эпоху распространился и по провинциям Малой Азии. Таким образом, г христианство, сталкивалось с этим термином и в самом Египте, и в переводе 70-ти,: и в провинциях Малой Азии.

Здесь, в Малой Азии, возник и отсюда распространился по многим, церквам Римской империи институт пресвитеров.

Это — преемники устного апостольского предания, живые звенья беспрерывлой цели служения словом от Апостолов и до эпохи Евсевия Кесарийского. Они устно благовествовали Евангелие, именно устно. Св. Ириней Лионский и Климент Александрийский специально подчеркивают, что эти блаженные и апостольские мужи, стоявшие на высоте современной культуры и образованности, передавшие своим ученикам не только живую веру, но и глубокое религиозное ведение, гносис, широкое понимание Господнего домостроительства, методы истолкования книг Св. Писания, плодотворно боровшиеся с еретическим гносисом — ничего не писали.

Здесь нет времени войти в обсуждение причин этого факта, но остается несомненным, что пресвитеры не писали, что они были служителями устной традиции.

Характеристику их дают Папий Иерапольский, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, св. Ипполит Римский И Диониси'й Александрийский. Особой живостью отличается характеристика пресвитеров у Папия, Иринея и Климента.

Вот прекрасные слова Папия Иерапольского, сохраненные нам Евсевием Кесарийским («Церковная История», III, 39).

«Я не премину включить для тебя в "Истолкования Слов Господних", все, что хорошо узнал от пресвитеров и хорошо запомнил, ручаясь за истину всего. Ибо я искал, вопреки большинству, не тех, кто много говорит, а тех, кто учит истине, помня не чужие слова, а Самим Господом сказанные верующим и от самой Истины идущие. Вот почему, когда встречался я с кем-либо из наученных пресвитерами, то расспрашивал об их словах, например, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто-другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что мне будет полезнее взятое не столько из-книг, сколько из живого и неумолкающего голоса».

Трогательные строки посвящает пресвитерам и св. Ириней Лионский. В письме к Флорину он пишет:

«Этого учения не предавали нам бывшие до нас пресвитеры, которые обращались с самими Апостолами. Я был еще отроком, когда я видел тебя в нижней Азии у Поликарпа... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, по милости Божией, всегда сохраняю-их в свежей памяти. Могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный апостольский пресвитер услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то воскликнул бы и, заградив свой слух по привычке своей сказал бы: "Благий Боже, до какого времени сохранил Ты меня, что я должен перенести это"».

К пресвитерам же, воспитавшим его, приобщившим его к апостольскому преданию, обращает свой взор и Климент в начале своих «Стромат».

«Это сочинение не является литературным трудом, составленным Только напоказ, но оно сохраняет мне воспоминания на старость, лекарство против забывчивости, безыскусственный образ и слабый очерк тех светлых и одушевленных речей, которые я удостоился слышать от мужей блаженных и поистине достославных. Один из их — в Элладе, иониец, другие в Великой Греции (один из них из Келе-Сирии, другой из Египта), иные — на Востоке, и здесь один — из ассирийцев, а другой — в Палестине, еврей по происхождению; встретясь с последним (по силе он был первым), я успокоился в Египте, уловив его скрывшегося. Поистине сицилийская пчела, он собрал цветы с пророческого к апостольского луга, предлагая душам слушателей некий чистый напиток знаний».

«Те, кто сохраняют это истинное предание блаженного учения, прямо лтосле святых Апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Павла —сын, наследуя отцу (но немногие бывают подобны отцам), дошли, с Божией помощью, и до нас, чтобы (нам) передать эти семена прародительские и апостольские».

Евсевий Кесарийский обладал большим научным чутьем историка, поэтому для него было совершенно ясно, что дело утверждения Церкви в пределах всего культурного мира того времени могло быть вынесено на плечах очень многих тружеников, от которых ничего письменного не сохранилось, даже имена которых неизвестны, но которые совершили свое большое дело благовестия и потому заслуживают быть названными «преемниками святых Апостолов».

Понятие «преемники святых Апостолов» является основным в церковной истории Евсевия Кесарийского. Здесь он имеет в виду всех вообще свидетелей, которые укрепляют непрерывную связь Церкви с ее первоисточниками, которые обеспечивают верное сохранение церковного учения Господа и св. Апостолов, которые словом, пером и мученическим подвигом борются за Слово Божие. В этой цепи свидетелей почетное место принадлежит и тем, кто служит Церкви только устным словом.

В самом начале своей церковной истории Евсевий пишет: «Я предпринял описать преемство святых Апостолов и времена, протекавшие от Спасителя нашего и до нас: сколько и каких дел, по сказаниям истории, совершилось в Церкви, какие лица были достойными ее вождями и представителями в местах наиболее знаменуемых, какие проповедывали Слово Божие в каждом поколении, устно и посредством писаний, сколько раз, как и когда именно Слово Божие боролось с язычниками, сколько многие временами подвизались за него, проливая свою кровь и претерпевая истязания».

Церковно-исторические события Евсевий располагает по правлениям 4 римских императоров. Это вполне соответствует его идеальной, вернее, идеально-теократической точке зрения. Он намерен дать повествование о распространении Слова Божия. Но это распространение, это утверждение истины составляет подлинную основу всего хода земной истории, и каждый отрезок земной истории, период правления каждого императора является живым свидетелем, самоочевидным воплощением торжественного шествия победного хода истины. Для каждого такого отрезка времени Евсевий указывает славных мужей, которые стояч в порядке апостольских преемников и устно или письменно опровергают еретиков и язычников, благовествуют Слово Божие и утверждают Церковь Христову. Однако, наперед он сделал нужную, вполне уместную и совершенно справедливую оговорку:

«Перечислить по именам всех ближайших преемников апостольских, бывших пастырями или даже евангелистами в разных церквах вселенной, невозможно; мы упомянем в своей истории поименно только о тех, о которых предание, при помощи письменных памятников апостольского учения, сохранилось доныне» (Церковная история, III, 3).

Однако, в конце своей церковной истории он называет несколько имен тех, которые устно возвещали. Евангельское слово и жили в эпоху, близкую к нему.

Таков Евсевий, управляющий Лаодикийской Церковью, уроженец F. Александрии. Когда он, в связи с делом Павла Самосагского, прибыл в Сирию, то «тамошние любители божественного Писания ему, некоему возлюбленному сокровищу благочестия, не позволили возвратиться домой».

Таков преемник Евсевия по лаодикийской кафедре Анатолий. Он также был родом из Александрии, достиг огромных знаний в арифметике, геометрии, физике, астрономии, диалектике и риторском искусстве, по своей учености и греческому образованию он, по свидетельству Евсевия Кесарийского, занимал первое место, наряду с известнейшими лицами своего времени.

Таков епископ той же Лаодикийской Церкви Феодот, «муж, самыми делами оправдавший и славное свое имя и епископство. По искусству врачевания телесного он занимал первое место, а во врачевании души — в человеколюбии, искренности, сострадании и попечении о тех, которые требовали его помощи, не имел между людьми себе равного».

Таков был епископ Понтийских церквей Мелетий, которого называли мёдом Аттики. Евсевий Кесарийский пишет о нем: «Он был таков, каким только можно описать человека совершеннейшего во всех отношениях. Нельзя достойным образом надивиться силе его красноречия. Но, может быть, скажут, что это у него От природы: однако же, кто превзойдет его в многоопытности и многознании всякого другого рода. Испытай его только один раз, и ты скажешь, что он по отношению ко всем словесным наукам человек самый искусный и самый ученый».

Таков был пресвитер Антиохийский Дорофей. По сообщению Евсевия Кесарийского, «он чрезвычайно любил заниматься божественными предметами и изучил язык евреев; так что с понятием читал еврейские книги, был знаком со свободными науками и не чужд греческого образования... Мы слышали, как умно объяснял в Церкви Писания» («Церковная История», VIII, 32).

 

VI

Смысл всех этих свидетельств, которые приведены мною, и тех многочисленных других свидетельств, которые не приведены мною, но могут быть приведены в изобилии, совершенно ясен, убедителен и неопровержим.

От дней земной жизни Господа и до дня, когда над римскими легионами взвился стяг с знамением креста и монограммою имени Иисуса Христа, тянется живая цепь устного предания.

Во дворцах и легионах цезарей, в хижинах бедняков, среди знатных и убогих, среди свободных и рабов, в городах и деревнях, в тюрьмах и рудниках звучал «живой неумолкаемый голос», шла перекличка устной традиции из рода в род, из века в век: «Видели?». «Да, видели». «Слышали?». «Да, слышали».

Какова была побеждающая сила этой устной традиции, какова была ее убедительность, на этот вопрос исчерпывающе ответила история.

В дни гонения Диоклетиана, когда тела христиан раздирали до костей черепками и посыпали затем солью, когда их разрывали на деревьях, сперва соединенных, а потом снова отпущенных, когда их подвергали всем ужасам насилия, в эти страшные дни самого жестокого гонения, Церковь Христова была уже утверждена от тихих берегов Атлантики и до снеговых вершин Армении, от ковыльных степей Скифии и до гранитных порогов Нила и песчаных пустынь Нубии.

Какова была прочность и устойчивость этого устного благовести» о Христе, на этот вопрос также и исчерпывающе ответила история.

В эпоху арианскгос споров были моменты поистине трагические, были моменты, корда в этой ночной буре уверенно звучал только один голос.

Правда, это был голос Афанасия Великого, непреклонно суровый к врагам и доверчиво ласковый к друзьям, голос борца решающих битв, победного вождя сплоченной вокруг него рати.

Был момент, когда под символом, подлинного арианства, под второй сирийской формулой, появились подписи испытанного защитника Православия девяностолетнего старца Осии Кордубского и римского папы Либерия,

Шатались школы, Колебались ученейшие мужи, увенчанные не только ученой славой, но и святительским саном. Непоколебимой оставалась простая народная вера. Она была унаследована из глубочайших недр устного предания.

Она была взлелеяна благочестивым чувством, она была освящена церковным культом; она была запечатлена кровью мучеников, и она победила.

Профессор А. И. Сагарда

 


Оглавление раздела

На главную страницу

 

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz