В период с 20 по 25 октября в Московской духовной академии происходили богословские собеседования между представителями Русской Православной Церкви и представителями Евангелическо-Лютеранских Церквей ФРГ. Эти собеседования явились продолжением идентичных переговоров, имевших место в 1959 году в городе Арнольдсхейне (Западная Германия), в процессе которых уяснились как общность, так и различие в вероучениях обеих Церквей. О ходе этих переговоров и о результате их тогда сообщалось на страницах «Журнала Московской Патриархии» (1959, № 12).
Темой бесед Арнольдсхейнского совещания были две проблемы: о сходстве и различии между обеими Церквами в отношении к Священному Писанию и о значении веры в оправдании человека. Арнольдсхейнские переговоры показали, что подобные встречи способствуют расширению взаимопонимания между Церквами — их участницами и содействуют созданию благоприятной атмосферы для экуменического сближения Церквей в направлении к достижению общехристианского единства. Обе стороны сочли возможным продолжить переговоры в 1963 году, причем на этот раз уже в Москве. Посредством переписки были установлены обоюдоприемлемое время переговоров и темы, подлежавшие обсуждению на предстоящем совещании.
19 октября с. г. в Москву прибыла делегация богословов Евангелическо-Лютеранских Церквей Западной Германии в составе: председателя Отдела внешних церковных сношений Евангелической Церкви Германии д-ра А. Вишмана (глава делегации), профессоров Геттин-генского университета д-ра Г. Харбсмайера и д-ра Е. Вольфа, профессора Гамбургского университета д-ра Г. Кречмара, ассистента Гейдельбергского университета д-ра Р. Сленцка (секретарь делегации) и референта Отдела внешних сношений Евангелической Церкви д-ра Хильдегарды Шедер.
Для этого собеседования Священный Синод Русской Православной Церкви назначил делегацию богословов в следующем составе: заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии епископ Таллинский и Эстонский Алексий (глава делегации), доцент Московской духовной академии председатель Издательского отдела Патриархии епископ Волоколамский Питирим, инспектор Московской духовной академии архимандрит Филарет, доценты Московской духовной академии В. Д. Сарычев и В. И. Талызин, профессор Ленинградской духовной академии д-р Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградской духовной академии Н. А. Заболотский (секретарь делегации) и кандидат богословия Н. П. Иванов.
Предметом собеседования были четыре темы: о благодатности богослужения, о характере богословских проблем Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, о соборности Церкви и, наконец, об итогах и перспективах богословских дискуссий между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. По этим темам с обеих сторон были подготовлены доклады.
Гости прибыли в Троице-Сергиеву Лавру вечером в субботу 19 октября. В воскресенье утром они присутствовали за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, которую совершал епископ Таллинский и Эстонский Алексий. По окончании литургии гости совместно с членами делегации православных богословов были приглашены наместником Лавры архимандритом Пименом к братской трапезе. Вечером гости пожелали присутствовать за богослужением с чтением акафиста Преподобному Сергию в Троицком соборе.
Открытие собеседований состоялось 21 октября, в понедельник, утром в актовом зале Московской духовной академии в собрании членов корпорации профессоров и преподавателей, студентов и воспитанников.
Перед открытием собеседования все присутствовавшие в зале православные пропели молитву «Царю Небесный» и тропари Свято» Троице и Преподобному Сергию, а члены евангелической делегации пропели молитву на немецком языке. Затем хор студентов исполнил Символ Веры. В заключение все, каждый на своем языке, прочитали молитву Господню.
Открывая собеседования православных и евангелических богословов, глава делегации от Русской Православной Церкви епископ Таллинский и Эстонский Алексий произнес речь:
«Дорогие братья во Христе! Мне доставляет большую радость принимать участие в открытии второго тура богословских собеседований? между учеными представителями Евангелической Церкви Германии и Русской Православной Церкви.
Лично я не присутствовал на той замечательной встрече, которая состоялась четыре года тому назад в Арнольдсхейне, но, как и все наши церковные деятели, с большим интересом и вниманием отнесся к этому событию, видя в нем многообещающее начало тесной, братской дружбы наших Церквей, столь необходимой для мирного духовного развития и процветания наших народов.
Участники Арнольдсхейнского коллоквиума, причем некоторые из них присутствуют сегодня здесь, весьма положительно оценили результаты своей первой встречи, о чем свидетельствует составленное ими резюме богословской дискуссии. Они убедились в том, что по целому ряду вопросов вероучительного характера существует значительное согласие или, по крайней мере, большая близость точек зрения, — согласие и близость, которые раньше трудно было обнаружить, ибо они скрывались в густом мраке недоразумений и превратных представлений друг о друге. Участники Арнольдсхейнских бесед не затушевывали и серьезных разногласий, которые выявились между ними в процессе обсуждения некоторых богословских вопросов, но они искренне стремились к тому, чтобы внесением полной ясности облегчить дальнейшее братское рассмотрение этих спорных проблем, открывая тем самым путь беспристрастному, объективному исследованию в духе христианской свободы и послушания Божественному Откровению.
Президент Отдела внешних сношений Евангелической Церкви в Германии досточтимый д-р Вишман в своем письме на имя Главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (от 13 октября 1961 г.) отметил, что как восточные, так и западные участники Арнольдсхейнского собеседования были признательны за то, что такая встреча смогла состояться и подарила им очень глубокое христианское богословское общение и взаимопонимание.
Вполне понятно, что, обнадеженные столь очевидным успехом, участники Арнольдсхейнской встречи единодушно согласились в том, что начатое ими дело должно быть продолжено с целью достижения все большего богословского взаимопонимания, открывающего путь к подлинному христианскому единомыслию.
Сегодня мы собрались для того, чтобы, испросив у Господа благодатной помощи в наших начинаниях, вновь открыть друг другу свои мысли о бесценных сокровищах нашей веры, поделиться друг с другом нашим духовным опытом, разделить глубокую радость нашей общей надежды на Божественного Пастыреначальника, Который силен обогатить нас всякой благодатию и разумением и возвести нас к состоянию вожделенного и заповеданного Им единства.
Темы, которые предстоит нам обсудить, имеют важное значение в общем комплексе экуменических проблем, занимающих время, умы и сердца лучших христианских мыслителей и богословов. Достаточно вспомнить тематику недавно происходившей 4-й Всемирной Конференции «Веры и церковного устройства» в Монреале, чтобы убедиться в глубокой актуальности тех вопросов, которые мы намерены теперь сделать предметом нашего братского обсуждения и рассмотрения. И мы искренне надеемся, что наша встреча и наши предстоящие дискуссии явятся новым ценным вкладом в дело Экуменизма, в дело сближения и сотрудничества Русской Православной Церкви «со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте» (1 Кор. 1, 2).
Как служители Бога любви и мира мы надеемся и на то, что наше братское общение послужит к укреплению тесной дружбы между Евангелической Церковью ФРГ и Русской Православной Церковью, а сердечное, братское единство этих двух христианских церквей, в свою очередь, углубит и упрочит столь важную для дела мира дружбу между народами ФРГ и Советского Союза.
В преддверии «Арнольдсхейна № 2» уместно вспомнить об одном из активных участников Арнольдсхейнской встречи 1959 года — ныне, к сожалению, покойном профессоре пасторе Гансе Иванде. Это был человек высокой христианской души, широкого кругозора и большого духовного опыта. Он памятен нам не только как крупный ученый богослов и деятельный участник арнольдсхейнских бесед, но и как неутомимый проповедник мира и любви между народами, неизменно находившийся в первых рядах борцов за спасение человечества от ужасов атомной войны. Вечная память этому мужественному поборнику правды и мира! Пусть светлый пример его жизни послужит нам — участникам нового Арнольдсхейна ярким напоминанием о неразрывной связи между богословским умозрением, пролагающим путь к христианскому единомыслию, и миротворческим служением на благо Родины и всего человечества.
Для христианина нет большей радости, как говорить о Христе, о Его искупительном подвиге, о Его Святой Церкви — верной хранительнице Божественного Откровения и продолжательнице дела Христова на земле. Именно это и составляет нашу святую задачу и нашу радостную обязанность. Станем же творить это благословенное дело не только на высоком уровне науки и во всеоружии богословских знаний, но и в духе нелицемерного братолюбия и высокого стремления к Истине, памятуя апостольское увещание: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11)».
Ответную речь произнес глава делегации Евангелической Церкви д-р А. Вишман: «Дорогие друзья! Для меня является большим удовольствием и большой честью иметь возможность вкратце ответить на вступительное слово епископа Алексия. Апостол Павел в своем Послании к Ефесянам призывает: «обновитесь духом ума вашего». Этими словами, которые читались за богослужением в 19-е воскресенье после праздника Святой Троицы, я и хочу начать свою речь.
Я привез вам приветствия от Евангелической Церкви Германии. Высшее руководящее собрание Евангелической Церкви Германии поручило мне передать вам эти приветствия. Я приветствую вас и от лица всех христиан, находящихся как на востоке Германии, так и на западе. Я приветствую вас также от имени той делегации, которая пять лет тому назад пребывала здесь, в России. Я называю знакомые вам имена г-на презеса д-ра Вильма и профессора д-ра Шлинка. Упоминаю также профессора д-ра Фогеля и профессора д-ра Иванда. Вам, глубокоуважаемый г-н епископ Алексий, я хочу выразить особую благодарность за то, что Вы в своем вступительном слове упомянули усопшего профессора Иванда. Я передаю Вам также приветствия всех, кто принимал участие в нашем собеседовании в Арнольдсхейне. И, наконец, я привез с собой приветствия пастора д-ра Мартина Нимеллера, который был первым евангелическим священником, посетившим Русскую Церковь. Сейчас мне вспоминаются слова усопшего профессора д-ра Иванда. Он стоял тогда вот здесь, на этой кафедре, и в горячей, зажигательной речи обращался ко всем присутствовавшим. Он призывал нас тогда здесь к общности нашей веры. Тогда он- задал вопрос, который очень редко задается среди людей, в особенности редко, когда собирается серьезное мужское общество: любим ли мы друг друга? Я понял этот вопрос так: любим ли мы настолько, чтобы эти слова звучали не только применительно лично к нам, но и звучали бы на весь мир? Мы ведь любим друга друга, мы все — христиане в России и христиане в Европе. Да, мы любим друг друга — христиане в России, в Европе, в Америке и во всем остальном мире. Мы приветствуем друг друга во Имя Единого Господа, Мы читаем в Послании к Ефесянам: «единое тело и единый дух». Но, к сожалению, мы знаем, очень хорошо знаем, как расколоты и разорваны мы все. Мы страдаем, конечно, оттого, что наши пути очень часто расходились. Мы страдаем также оттого, что христиане, живущие в разных странах, по целому ряду вопросов думают по-разному. В глубине души мы все чувствуем, что это разномыслие не соответствует тому, чтобы быть нам действительно единым телом и единой душой. И поэтому мы еще раз хотим вернуться к призыву обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефес. 4, 24).
Сейчас я вновь вспоминаю наши беседы, которые происходили во время нашей первой дискуссии в Арнольдсхейне. Конечно, всем понятно, что через одни дискуссии еще нельзя создать единство Церкви. Для подлинного единства необходимо много, очень много различных вещей. Для единения прежде всего необходима, как мы уже вчера и сегодня это совершали, общая молитва. Для достижения единства необходимо общение в жизни, совместно проводимой нами и вами. Но наряду с общей молитвой и общением в жизни для созидания единства необходима, конечно, также и общая богословская дискуссия, общее богословское собеседование. Дискуссия нужна для того, чтобы мы могли взаимно рассмотреть тот или иной богословский вопрос и взаимно ориентировать друг друга о своих взглядах. Она необходима для того, чтобы у нас не было ложных представлений друг о друге. Дискуссия необходима, наконец, для того, чтобы и мы и вы могли бросить взгляд на прошлое и на современность для того, чтобы уяснить, как возникли разногласия в прошлом и как мы идем к сближению теперь.
Мы должны стремиться к тому, чтобы на нашем собеседовании господствовала атмосфера истины, а не лжи, чтобы во всем была ясность и взаимопонимание. Надо стремиться к тому, чтобы в эти дни мы хоть немножко, но продвинулись бы вперед в этом отношении. Это является нашим сердечным желанием. Если мы находим друг у друга что-либо, что на взгляд одной из сторон является ложным, то> мы должны это открыто сказать. Когда мы искренне и добросердечно изложим друг другу наши разногласия, то тем самым сумеем найти и пути к сближению.
Итак, будем надеяться, что мы все готовы быть обновленными действием Духа Святого. Это должно относиться и к настоящему времени и к будущему. «Единое тело и един дух», — как говорит апостол. Новый человек таков, как он создан Господом.
Мы благодарим Вас, глубокоуважаемый г-н епископ Алексий, за Ваше любезное приглашение прибыть в Загорск. Мы просим Вас передать самые почтительные (Приветствия Его Святейшеству Патриарху. Мы просим также передать наши почтительные приветствия глубокоуважаемому руководителю Отдела внешних церковных сношений митрополиту Никодиму. Мы благодарим всех членов Вашей делегации и прежде всего Вас лично. Мы благодарим Вас за то, что Вы подарили нам всю эту неделю. И мы все вместе просим, чтобы Господь благословил все эти дни».
Затем началась деловая часть собеседований. Дискуссия была рассчитана на четыре дня. Каждый день был посвящен отдельной теме.
В понедельник 21 октября были заслушаны доклады профессора Геттингенского университета д-ра Г. Харбсмайера и профессора Ленинградской духовной академии д-ра Н. Д. Успенского на тему «Спасающие и освящающие — через Святого Духа — деяния Божий в богослужении и таинствах».
Вторник 22 октября был посвящен рассмотрению богословских проблем, бывших предметом изучения в обеих Церквах. Были заслушаны доклад епископа Волоколамского Питирима «Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века» и доклад профессора Геттингенского университета д-ра Е. Вольфа «К современному положению евангелического богословия в Германии».
В среду 23 октября велась дискуссия на тему о значении соборности в жизни Церкви. Были заслушаны доклад проф. Гамбургского университета д-ра Г. Кречмара «Богословско-экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в вопросе Церкви и Предания» и доклад доцента Ленинградской духовной академии Н. А. Заболотского «Богословское и экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов Древней Церкви».
Четверг 24 октября был посвящен итогам прошлых собеседований и перспективам на будущее. Были заслушаны доклад доцента Московской духовной академии В. Д. Сарычева «К критике и продолжению важнейших положений евангелическо-православных переговоров в Арнольдсхейне в октябре 1959 года» и доклад профессора Гейдельбергского университета д-ра Р. Сленцка «Соображения к богословскому собеседованию между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии».
Доклады зачитывались днем, а вечером по этим докладам открывалась дискуссия. В конце каждого дня подводился итог и вырабатывались соответствующие тезисы дневной дискуссии, где отмечались пункты, по которым обе стороны имели единый взгляд, а также и спорные вопросы, которые должны были стать предметом дальнейших дискуссий при последующих встречах православных и евангелических богословов.
В перерывах между собеседованиями гости осматривали Лавру, знакомились с жизнью Московской духовной академии, посещали лекции профессоров. Во вторник они присутствовали за вечерней молитвой учащихся, в среду — за акафистом Покрову Пресвятой Богородицы в храме Московской духовной академии.
Пятница 25 октября была днем окончательного подведения итогов дискуссии. На утреннем заседании в этот день были снова зачитаны и подвергнуты обсуждению все тезисы, составленные по темам. После согласования эти тезисы были подписаны членами обеих делегаций.
В заключение переговоров было подписано главами и секретарями обеих делегаций резюме, составленное на основе проработанных и согласованных за время дискуссии тезисов, в котором говорилось, что «участники собеседования с удовлетворением зафиксировали достигнутые результаты и выразили надежду на помощь Божию в дальнейших усилиях обеих сторон в направлении к достижению христианского единства. Вместе с тем они отметили ценность диалога не только в области вероучения, но и в направлении христианской практической деятельности для достижения единства в служении человечеству, в частности для теоретического обоснования и практического осуществления христианской миротворческой деятельности, свойственной всем христианским Церквам и столь необходимой в переживаемое ныне человечеством время. С упованием на Начальника мира Господа Иисуса Христа, объединенные молитвой, обращенной к Богу, в Троице славимому, богословы Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии закончили свою работу в стенах посвященной Преславному Имени Божию древнейшей русской обители. Их молитва была исполнена благодарности за то, что Господь вновь явил им Свою любовь, выразившуюся ощутимо в настоящем братском интерконфессиональном общении».
Закрытие дискуссии богословов состоялось в торжественной обстановке, в актовом зале академии, в присутствии членов корпорации профессоров и преподавателей, а также учащихся Московской духовной академии и семинарии. Заключительное собрание началось пением молитв, как и первое, после чего секретарь православной делегации Н. А. Заболотский прочитал текст резюме по-русски.
Глава евангелической делегации д-р А. Вишман обратился к собравшимся с речью.
«Я хочу начать свою речь, — сказал он, — словами апостола Павла о Христе: «Он совершил Собою очищение грехов наших» (Евр. 1,3). Но сначала я должен выразить свою благодарность Святейшему Патриарху Алексию и председателю Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополиту Никодиму за их приглашение прибыть в Москву для этой беседы. Я выражаю свою благодарность и епископу Таллинскому и Эстонскому Алексию за те богослужения, на которых мы присутствовали. Я выражаю благодарность и епископу Питириму и всем другим членам православной делегации, с которыми мы вели беседы, а также о. ректору академии и о. наместнику Лавры за их гостеприимство, выражаю благодарность преподавателям и профессорам и всем многочисленным собратьям нашим, которые окружали нас в эти дни.
Вера, что Господь совершил очищение грехов наших, — это то, что нас связывает и всех нас делает братьями, — говорил далее д-р А. Вишман. — Господь потряс небо и землю, чтобы нас сделать свободными от сил греха. Этот подвиг Господь совершил за весь мир, за все человечество. Этот подвиг Господь совершил за всех нас, собравшихся здесь во Имя Его, независимо от того, принадлежим ли мы к православному исповеданию или к евангелическому, говорим ли мы на немецком или на русском языках.
Нет более высокого служения, как свидетельство искупления о Господе. Это служение совершается через проповедь и через богослужение.
Я хочу напомнить о святости этого служения как нашему старшему поколению служителей, которое уже иногда устает, так и младшему поколению, которое только еще готовится вступить в это служение. Наше поколение вынесло тяжелую борьбу за Церковь с нацизмом. Но тот факт, что мы здесь сейчас собрались, свидетельствует, что мы стремимся к общности. Христиане всего мира сейчас встречаются друг с другом и придают сил друг другу. И если мы вместе с вами молились здесь, если мы молились друг за друга и друг о друге думаем, то это говорит о многом. Это говорит о том, что мы можем помочь друг другу в наших нуждах и в наших радостях. И мы все, собравшиеся здесь, убеждаемся, что-то, что нас соединяет, больше того, что нас разъединяет. Когда мы здесь в июле этого года вместе с д-ром М. Нимеллером были приняты Патриархом Алексием, то он особо обратил внимание на то общее, что нас соединяет.
Я хочу закончить свою речь сердечным пожеланием, чтобы голос всех христиан раздавался и шел ко. всему страждущему миру. Мы будем молить Господа даровать нашим Церквам Его водительство, Его защиту, даровать рост и благоденствие во имя Его и радость в Духе Святом.
Мы должны молиться о здоровье Святейшего Патриарха Алексия,, который пригласил нас сегодня к себе, должны молиться и о всех работниках Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Мы долго будем хранить приятные воспоминания о духовной академии и семинарии, в которых возрастает будущее пополнение служителей Церкви во имя Господа. Мы будем молитвенно вспоминать и Лавру, в которой пребывали в эти дни.
В заключение, — сказал д-р А. Вишман, — я обращаюсь к вам, дорогие, глубокоуважаемые епископы и все здесь присутствующие отцы и братия, и хочу сказать, что наше главное пожелание — это то, чтобы мы все ожидали пришествие Господа Иисуса Христа и совместно радовались бы в этом ожидании. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Это должно быть нашей общей ежедневной молитвой, даже и теперь, когда мы еще видимым образом не объединены. Аминь!».
Затем с речью выступил глава делегации Русской Православной: Церкви епископ Таллинский и Эстонский Алексий: «Возлюбленные о Господе братия! Наши собеседования, которых мы с таким интересом ожидали и к которым с большим воодушевлением готовились,, пришли к своему окончанию. И теперь естественно попытаться если не проанализировать проделанную нами серьезную богословскую работу, для чего необходимо известное время, то, по крайней мере, как-то оценить достигнутые результаты, осмыслить совершенное нами дело.
Какие цели ставили мы перед собой, когда готовились к нашей встрече? Прежде всего мы хотели в духе братского и сердечного расположения друг к другу, помня, что мы — дети одного Небесного Отца и последователи одного Божественного Учителя, обменяться нашим христианским свидетельством о вечной всепокоряющей Истине. Удалось ли нам достичь этого? Мне кажется, что на этот вопрос можно ответить только решительным утверждением: «Да!» Господь помог нам исполнить наше намерение с чистым сердцем, с должной ревностью и с желанным успехом.
Мы ознакомили друг друга с новыми сторонами нашего богословствования, которых до нашей встречи мы или совсем не знали или о которых, в лучшем случае, могли только предполагать и догадываться. Мало того, мы старались как можно глубже понять друг друга, проникнуть, так сказать, в самую мысль и в самое сердце наших оппонентов, и я не ошибусь, если скажу, что многое и важное мы пережили вместе в процессе нашей братской замечательной,, интересной дискуссии.
Мы стремились, кроме того, укрепить священные узы христианского братолюбия между нашими Церквами и узы тесной дружбы между нашими народами. Мы хотели бы всей душой помочь делу процветания христианского миротворческого служения. Мы хотели бы достичь, того, чтобы наши Церкви пребывали в нерушимой дружбе между собой, в то же время всеми силами помогали нашим народам всячески «искать того, что служит к миру» (Римл. 14, 19), рассеивая тучи взаимного недоверия, неприязни и подозрений, делая решительно невозможным повторение конфликта, способного перерасти в непоправимую мировую катастрофу. Достигли ли мы с вами и этой чрезвычайно важной намеченной нами цели? Думаю, что и на этот вопрос можно ответить тоже положительно.
В сердечной обстановке взаимного уважения, овеянные благодатной атмосферой наших молитвенных устремлений к Единому Богу любви и мира (2 Кор. 13, 11), мы, без сомнения, сблизились и полюбили друг друга, приобрели друг в друге искренних друзей и познали на опыте, «как хорошо и как приятно жить братьями вместе» (Псал. 132, 1). Можем ли мы сомневаться в том, что каждый из нас сохранит в своем сердце светлые воспоминания о днях нашей встречи и, служа делу мира, будет бережно выращивать посеянные нашими общими усилиями семена братской симпатии и горячей дружбы!
Мы стремились и еще к одной благословенной цели — к созиданию необходимых условий для грядущего общехристианского единства, основанного на единомыслии в вере и на послушании голосу Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа. Удалось ли нам сделать что-либо и на этом пути? В какой-то степени, без сомнения, да! Конечно, мы не должны обольщать себя легкомысленной надеждой на то, что единство будет достигнуто путем какого-то смелого компромисса. Это был бы порочный и недостойный нашего христианского звания путь. Но в то же время мы твердо убеждены, что искренние усилия христиан добиться вселенской истины увенчаются успехом в определенное Промыслом Божиим время, хотя бы для этого и потребовалось великое чудо милости Божией. Я хотел бы в этой связи привести на память одно место из Священного Писания. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, рассказав в шестой главе своего Евангелия о хождении Господа Иисуса Христа во время бури по водам Галилейского озера, сообщает о том, что по приближении Спасителя к лодке, в которой были ученики, лодка каким-то неведомым, чудесным образом пристала к берегу, куда они плыли (Иоан. 6, 21). Быть может, нечто подобное произойдет и в истории христианства: после бурь и смятения, вызванного печальным фактом разделения, наступит внезапно благодатная тишина, и заветная цель общехристианского единства будет достигнута к немалому изумлению маловерных. Невозможное человекам всегда возможно Богу (Лк. 18, 27).
Таков, возлюбленные братия, краткий итог наших совместных трудов. Итог этот радует и обнадеживает. Мы, по-видимому, не тщетно подвизались и не тщетно трудились (Филип. 2, 16).
Принося сердечную благодарность всем участникам собеседования, я хочу в заключение высказать несколько искренних пожеланий. Да будет светел и благоуспешен дальнейший путь нашего братского сотрудничества! Да растет и умножается христианская любовь и взаимопонимание между нашими Церквами и народами! Да цветет и торжествует вовеки благословенный мир во всем мире, и да будет он основанием экуменического делания Церквей в их стремлении к единству и в служении человечеству!»
По окончании речей состоялся концерт из двух отделений — духовного и светского.
После прощальной трапезы все участники собеседований отбыли в Москву, где в 4 часа дня были приняты Святейшим Патриархом Алексием. Д-р Вишман благодарил Его Святейшество за внимание, оказанное делегации евангелических богословов, за созданные для дискуссии благоприятные условия работы и пребывание в Лавре и Московской духовной академии. Во время краткой беседы с членами делегации Святейший Патриарх ознакомился с ходом и результатом дискуссии и выразил свое удовлетворение по поводу того, что она прошла успешно и содействовала дальнейшему и еще большему сближению христиан разных исповеданий. По окончании беседы Святейший Патриарх Алексий вручил каждому члену евангелической делегации бронзовую медаль, отчеканенную по случаю 50-летия его епископского служения.
Затем все участники собеседований были приглашены в Отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии, где их принял председатель Отдела член Священного Синода митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим.
Митрополит Никодим в приветственной речи выразил мысль о важности и плодотворности подобных встреч. Традиционные связи между русскими и немецкими христианами, сказал он, открывают благоприятные перспективы и на дальнейшие встречи, а взаимный интерес богословов обоих вероисповеданий друг к другу может служить залогом, что и с той и с другой стороны будет проявлена добрая инициатива, благодаря которой постепенно будет подготовляться и успешно разрабатываться материал для плодотворных дискуссий в дальнейшем.
Встреча в Арнольдсхейне и настоящее Московское собеседование показали, что живое общение между богословами может служить хорошей основой и для укрепления экуменических связей. Экуменическое движение, которое дает возможность осуществлять на деле общехристианское тяготение к единству и братскому сотрудничеству, может успешно развиваться лишь на надлежащей богословской основе. Эта богословская основа и подготавливается как раз на подобных совещаниях, поэтому было бы излишним говорить, насколько важны такие собеседования между богословами различных христианских вероисповеданий.
Однако подобные встречи богословов выходят за рамки намеченной чисто богословской тематики. Они служат залогом укрепления хороших отношений не только богословов, но и всех христиан с той и с другой стороны, а тем самым служат делу укрепления мира во всем мире.
В заключение своей речи митрополит Никодим просил д-ра А. Вишмана и всех членов делегации передать искренний привет христианам, представителями которых они здесь являются, и выразил надежду, что встречи и дискуссии, подобные только что закончившейся, будут служить несомненным залогом достижения в будущем того вожделенного единства, которого так жаждут христиане всех вероисповеданий.
В ответной речи глава делегации евангелических богословов д-р А. Вишман от лица всех членов делегации благодарил митрополита Никодима за тот теплый прием, который Московская Патриархия оказывала им во все время их пребывания, и со своей стороны выразил удовлетворение от того, что собеседование прошло успешно, в духе любви и взаимопонимания. Проведенная дискуссия была полезной не только потому, что позволила православным и евангелическим богословам ближе узнать друг друга, но и дала возможность убедиться в том, что и православные и лютеране одинаково исполнены стремлением к единству. Она была полезна тем, что на ней наметились пути к дальнейшему взаимопониманию и еще большему сближению в будущем не только богословов, но и всех христиан вообще. Совместная работа позволила наметить ряд тем, которые должны стать предметом обсуждения на будущих встречах.
В заключение д-р А. Вишман еще раз благодарил митрополита Никодима за то истинно братское отношение, которое он и члены делегации встретили со стороны всех лиц, принимавших участие в этой плодотворной и исполненной подлинно христианской любви встрече.
Вечером того же дня председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим устроил в честь членов делегации Евангелической Церкви большой прием, на который были приглашены все участвовавшие в совещании православные богословы, профессора Московской духовной академии и ответственные работники Московской Патриархии. На приеме присутствовали представители Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР П. В. Макарцев и Г. 3. Симонов. Во время приема с большой и теплой речью выступил председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим. В своей речи он выразил удовлетворение от того, что собеседования православных и евангелических богословов происходили в атмосфере взаимной любви и стремления к взаимопониманию. Многое соединяет наши Церкви, сказал он. Многое еще остается и в части расхождений. Нужно верить, что в дальнейшем наше взаимопонимание будет еще большим. Нужно от всей души стремиться к этому и возносить молитвы Спасителю нашему Иисусу Христу, дабы Он помог нам лучше понять друг друга. Сближение представителей богословской мысли, естественно, ведет к сближению всех христиан, принадлежащих как к Русской Православной Церкви, так и к Евангелической Церкви Западной Германии, а сближение христиан, живущих в этих странах, естественно, ведет и к сближению наших народов. С речами выступили также управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Дмитровский Киприан и член Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР П. В. Макарцев. С немецкой стороны выступил с речью глава делегации Евангелической Церкви д-р А. Вишман.
В воскресенье 27 октября немецкие богословы присутствовали за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе.
В понедельник 28 октября гости отбыли на родину, за исключением д-ра Г. Кречмара и д-ра Р. Сленцка, которые посетили Ленинград.
Н. Иванов, кандидат богословия
|