М. А. Кальнев

«История сектантских молитвенных песнопений
и
разбор их содержания
»

Издание третье
Одесса
1911 г.

 

Часть 2. Разбор содержания сектантских молитвенных песнопений

 

      Все сектанты с громадным благоговением относятся к своим молитвенным песнопениям: они смотрят на них, как на песни «священные», — как на книги, заслуживающие почти такого же религиозного почитания, как и св. Евангелие. Припомним, за что отлучили сектанты Степана Ланькина от своей общины: за то, что он «отверг Божество Спасителя и правергаить Голос Веры». Значит, по убеждению сектантов, опровергать сборник молитвенных их песнопений это — такой же тяжелый грех, как отвергать Божество Спасителя?!

      В настоящем своем труде мы постараемся показать, что песнопения сектантов совершенно не заслуживают того уважения, каким они пользуются у них, так как в огромном большинстве своем, будучи сочинены полуграмотными и невежественными в вере людьми, они составлены:

      1) не только безграмотно, но и бессмысленно;

      2) по своему содержанию сектантские песнопения очень часто противоречат одно другому;

      3) многие сектантские песнопения должны быть отвергнуты всяким христианином уже потому, что в них вместо христианского смирения содержится фарисейские гордость и необыкновенное сектантское самомнение;

      и 4) некоторые сектантские молитвенные песни заслуживают не уважения, а уничтожения, так как содержать явную ложь и даже ереси и потому вводят в великий грех того, кто по ним молится Богу.

      Желающим убедиться в справедливости высказанного нами о содержании сектантских песней считаем необходимым сделать указание: 1) приводя примеры для доказательства известного положения, мы даем предпочтение сборникам сектантских песней новейшим и более распространенным, хотя не оставляем без внимании и все остальные сборники песней; 2) при ссылке на известное место песнопения мы приводим начальные слова последнего, печатая их жирным шрифтом; 3) названия сборников мы приводим сокращенно, а именно:

      Пр. Хр. — «Приношение православным христианам».
      Д. П. — «Духовные песни».
      Л. С. — «Любимые стихии».
      Р. П. — «Радостные песни Сюна».
      Г. — «Гимны для христиан Еван.-Лют. испов.»
      Г. В. — «Голос веры».
      С. С. — «Собрание стихотворений».
      С. Д. С. — «Сборник духовн. стихотворений для христиан Евангельско-лютеранского исповедания».
      Гус. — «Гусли».
      Н. П. — «Нотные песнопения» (числом 73).
      Ц. Ш. — «Цифирная школа»!).

      Цифры, поставленные после названия сборника, указывают номер песни и ее строфу. Нотные «Гусли» я цитировать не буду ввиду того, что по цитируемым мною стихотворениям «Гусли», можно отыскать тождественные им и в нотном сборнике.

 

I.

 

      Насколько безграмотно написано сектантские молитвенные песнопения даже в самых новейших их сборниках, можно было бы видеть из многочисленных примеров, но мы ограничимся хотя несколькими. Так в песне «Приношу Христу сомненье» читаем:
            «Если враг меня стращает
            Мой Христос покой дает» (Гус. 457, 2).

      В песне: «Я не стыжусь возвещать»:
            «Близь Христа я душой оживел
            Близь Христа на век от тьмы прозрел» (Гус. 568; 2).

      В песне: «Смертных щит и Царь вселенной»:
            Но где есть слово человека,
            Могущее Тебя возвесть
            Не станет земнородных века
            Все чудеса Твои исчесть» (С. Д. С. 5; 5).

      В песне: «Радостно, радостно в путь я иду»:
            «Сладкого пения глас слышу я,
            Гусли блаженных внимаю с дали», (прелесть!) (Г. В. 131; 2).

      В песне: «К тебе, о Господи, зову»:
            «Ты Сам послал, чтоб Он страдал
            За согрешивших всех,
            Коим Он кровь в уплату дал
            За их сотворений (?) грех» (Д. П. 65; 5).
            См. еще 35; 1. 38; 2 и др.

      И такие прелести: «стращает», «оживел» и т. п. преподносит невежественным сектантам издатель «Гуслей», Ив. Проханов, старший инженер-технолог, закончивший специальное миссионерской образование в бристольском баптистском колледже в Англии, бывший редактор подпольного сектантского журнала «Беседа», зачисливший сам себя в число русских писателей, поместив в «Гуслях» значительное число своих безграмотных стихотворений! Впрочем, многим, и даже самым сектантам, хорошо известно, что издатели их «псальм», распространяя сектантские сборники, преследуют прежде всего цель наживы.

      Насколько многие сектантские молитвенные песни по своему содержанию бессмысленные, можно видеть хотя бы из нижеприведенных примеров:

      В песне: «Любви святой дыханья» сектанты поют:
            «Любовью мир несчастный
            Восславлен к счастью вновь;
            Ей (?) ангелы прекрасны,
            И вечный Бог-любовь» (Гус. 58; 9).

      В песне: «Ты мне будь Господь, ограда»:
            «Ты пошли мне свет
            Твой свыше Озари меня во тьме;
            Непрошу Тебя излишне
            Только мудрости в уме». (С. Д. С. 103; 3, Г. В. 32; 3. Д. П. 10; 3).

      В песне: «О Господи, воньми Ты мне
            В моей с тоской мольбе
            Не дай страдальцу в сей стране
            Упасть грехам (?) в борьбе» (С. Д. С. 106; 1. Г. В. 35; 1. Д. П. 87; 1).

      В песне: «Господь мой Бог отныне всей душею
            Я предаюсь в Твою благую власть;
            В скорбях она ведет меня к покою
            И радости готовит мне на часть (?)» (С. Д. С. 205; 1. Г. В. 135; 1. Пр. Хр. 82; 1. Д. П. 31; 1).

      В песне: «Господь Спаситель мой и свет
            Возвысил Он главу мою
            Над страшных всех врагов;
            Я жертву принося ему
(?)
            В псалмах умильный зов» (Д. П. 80, 1).

      В песне: «Блажен день, в который я
            Решился быть рабом Христа
            Во истинно душа моя
            Пламит и славит Господа» (Д. П. 50, 6).

      В песне: «Услыши, Тосподи, мой глас»:
            «Я к свету Твоего лица
            Душевный взор стремлю
            И от всещедрого Творца
            Вседневный луч внемлю» (!?) (Д. П. 51; 2).

      Думаю, достаточно и приведенных примеров, чтобы убедиться, что в сектантских молитвенных песнях, не только составленных немцами или переведенных с немецкого, но и сочиненных русскими горе-поэтами, много не только безграмотности, но и очевидных бессмыслиц и непонятного набора слов. Не смотря на это, сектанты с умилением поют эти песни и даже слезы проливают во время их пения!.. Но пусть невежественные люди не понимают, что творят, зачем же вожаки сектантов выдают безграмотные и бессмысленные, ими самими составленные, песни за «стихотворения русских писателей»! Обидно даже подумать, чтобы наши русские писатели были так неграмотны, бездарны и писали подобную чепуху. Выдавать эти стихотворения за принадлежащие русским писателям это — равносильно тому, что расплачиваться фальшивой монетой вместо монеты подлинной, государственной. Но для вожаков сектантов это все равно: им лишь бы брать с невежественных людей по 3 р, за сборник и класть их в свой карман.

 

II.

 

      Молитвенные сектантские песни, как составленные людьми большею частью невежественными и различных иногда религиозных убеждений (то штундистами, то пашковцами), отличаются удивительными противоречиями. Странно, что сектанты до сих пор не обратили на это внимания.

      В необыкновенной самоуверенности и самообольщении сектанты, с одной стороны, поют, что, они настолько укрепились уже в вере, что не боятся никаких искушений. Так, напр. в песне: «Я верю вести той» они поют:
            «Теперь я Твой, я Твой
            Навек спасен Тобой
            Никто меня не похитит
            Ты Сам Господь, со мной» (Гус. 135; 4. С. Д. С. 380; 2).

      В песне: «Нашел я друга одного» сектанты поют:
            «Какая сила нас теперь
            Из рук Его похитит?
            Иль жизнь, иль смерть, иль мир, иль ад?
            Нет я его во веки» (С. Д. С. 388; 4).

      В песне: «В руках я Иисуса» они поют:
            Вдали от всех забот
            Не страшны искушенья
            Грех в сердце не войдет
            Никто меня не может
            От Господа отнять
» (С. Д. С. 236; 2. С. С. 31; 2. Л. 0. 28; 2. № 47; 2).

      Итак, сектанты поют, что они в руках Иисуса» (любимое выражение пашковцев), что они настолько укрепились в вере и добре, что никакая сила не может «похитить их из рук Иисуса» (тоже) и уже «не страшны» им никакие искушенья, уже никакой «грех в их сердце не войдет». Конечно, это только хвастовство и пустые слова: сами сектанты себе же противоречат уже хотя бы тогда, когда молятся словами молитвы Господней: «Прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6; 12-13). Если сектантам «не страшны искушенья» и «грех в сердце не войдет», то к чему же молиться им Богу: «не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого»?

      Но и в своих песнях они противоречат только что приведенным, когда, с другой стороны, поют, напр., в песне: «Ах в искушенье не введи
            От лжеученья огради» (С. Д. С. 137; 2. Г. 11; 2); или в песне: «Отец Бог вездесущий»:
            «Ты всеблагий, Ты все знаешь,
            К благу всех, все направляешь,
            Даешь в скорби утешенье,
            Не введи нас в искушенье.
            Ради любви всем явленной
            Царь всемогущий вселенной
            От лукавых сил плененья
            Избавь всех без исключенья
» (С. Д. С. 99; 7-8), или в песне «Я усталый изнуренный» сектанты поют:
            «Ты святой, Господь, Спаситель,
            Иисус Тебя прошу:
            Ты храни, чтоб искупитель
            Не привлек меня ко злу
» (С. Д. С. 404; 2. С. С. 22; 3). В песне: «Боже, Отче в небесах» они тоже поют:
            «Кто без Тебя безгрешен был,
            Во искушенье не введи
            Нас немощных, о Боже сил,
            От злого духа огради
» (С. Д. С. 100; 6 366; 7. С. С. 33; 6. Г. В. 28; 6. Д. П. 1;6. Г. 33; 7).

      Если в одних песнях сектанты поют, что «никто не может похитить их из рук Иисуса», что им «не страшны искушенья, грех в сердце не войдет», то к чему же в других песнях они молятся Богу: «Ах, в искушенье не введи, от лжеучений сохрани», «от лукавых сил плененья избавь всех без исключения», от «злого духа огради» и т п.? Очевидно, сектанты сами путаются в своих молитвенных песнях, сами себе противоречат, не замечая этого.

      Сектанты в одних из своих песней высказывают мысль не только о том, что они не могут подпасть искушению, но что они уже спасены и самоуверенно поют в песнях, что даже положительно знают об этом. Так в песне: «Да я спасен, спасен я от блужданий» они поют:
            «Я не стыжусь! Я знаю, я спасен!
            И больше, чем спасен!
Насыщен хлебом,
            Напоен я живительной водой,
            Обогащен дарами, принят небом» (Гус. 416; 3. С. Д. С. 234; 4).

      В песне «Я знаю, жив Христос Спаситель» поется ими:
            «Никто не может взять меня
            Из рук Спасителя Христа;
            Ведь здесь я только жду призыва,
            Когда Господь придет за мной,
            Когда возьмет меня от мира
            И приведет меня домой» (Гус. 468; 1-2).

      В песне: «Как скоро дни летят вперед» сектанты поют:
            «Когда пробьет и для меня
            Последний час житья,
            Где буду после обитать,
            Мне дано Богом знать» (Гус. 548; 4).

      В песне: «Я знаю святую обитель» сектанты поют:
            «Я знаю, что в книге спасенья
            Записан я в вечный живот». (С. Д. С. 333; 3). см. еще: С. Д. С 209; 1. Г. В. 140; 1, 2, 4, Д. П. 77; 1, 2, 4 и др.).

      Итак в приведенных песнях сектанты высказывают твердую уверенность в том, что они уже «спасены»; они «только ждут призыва, когда Господь возьмет их с Собой; мало того, они знают, что уже «записаны в книге спасенья в вечный живот» и им даже «дано Богом знать», где они на небе будут обитать. Но судя по другим их молитвенным песням, выходит, что все это — неправда. Так в песне: «На вознесение Христа» сектанты просят Бога удостоить спасения:
            «Сподоби же меня приять
            Услышь мои моленья,
            Ты вознесения благодать,
            Средь жизни треволнения,
            Чтоб с радостью душа моя,
            Когда отозван буду я,
            Ввошла в Твои селенья» (С. Д. С. 89, 3, Г. В. 179; 3. Г. 22; 3).

      О том же они просят Бога в песне: «О Иисусе, о Христе!»:
            «Ах ныне в немощи своей
            Молю Тебя, о Царь царей:
            Очисти дух порочный мой!
            Меня спасенья удостой» (С. Д. С. 366; 4. Г. 33; 4).

      Если сектанты уверены и знают, что они уже спасены, то зачем молятся о спасении? Теперь послушаем, что о своем спасении поют сектанты в других песнях. В одной, напр., из песен они очень ясно говорят, что они не знают, что ожидает их в будущей жизни:
            «Что ждет меня не знаю;
            Господь мой это скрыл,
            Но твердо уповаю:
            Мне путь Он проложил...
            И так иду, не зная,
            Что будет
, лишь желая
            Путь Господу предать» (Гус. 469; 1 и 5).

      Таким образом в одних песнях сектанты утверждают, что они уже спасены, не боятся никаких искушений, ибо грех в их сердце не войдет, так что они теперь уже не только знают, что спасены, приняты небом и записаны в книгу жизни вечной, но им открыто Богом даже то, где они будут на небе обитать; в других же песнях поют совершенно другое: сознают свою слабость и возможность падения, молят Бога не ввести их в искушение, молят Его сподобить их жизни вечной, просят удостоить их спасения, ибо они не знают, что ждет их в вечной жизни, так как Господь скрыл это от них. Словом, сектанты запутались в противоречиях и утверждают в одних молитвенных песнях то, что в других отрицают, и наоборот. Уже по одному этому можно судить о достоинстве содержания молитвенных сектантских песен и последовательности составителей: утверждать одно и сейчас же говорить другое, совершенно противоположное, может, только человек неразумный.

 

III.

 

      В дальнейших примерах, взятых из молитвенных сектантских песен, мы желаем обратить внимание на самый дух их содержания, которое дышел неимоверным сектантских самомнением и фарисейской гордостью. Это отчасти мы уже видели из вышеприведенных песен, в которых сектанты поют, что они уже спасены, что даже знают, где им уготованы обители на небе, ибо Господь им это открыл и т. д. Из многочисленных подобных песен я приведу хотя несколько. Так в песне: «Встретимся ли мы с тобой» сектанты поют:
            «Да, мы встретимся с Тобою
            Над чудною рекою
            Там с несмолкаемой хвалою
            мы будем служить» (Гус. 390; 1-2. С. Д. С. 331; 1-2. С С. 59; 1-2).

      В песне «Путь ко спасению вечный живой», сектанты поют:
            «Радость, радость будет в небесах,
            Где мы в райских встретимся вратах»? (Гус. 233; 1. С. Д. С. 176; 1. Г. В. 69; 1. Л. С. 2; 1. С. С. 68; 1. № 41; 1).

      В песне: «Отчизна моя в небесах» сектанты поют:
            «Уж скоро мне быть в небесах,
            Скоро кончится путь мой земной,
            Там мне встретятся в райских садах
            Те, что верою жили святой.
            В небесах, в небесах!
            Уж скоро мне быть в небесах!» (Гус. 399; 3. С. Д. С. 342; 3. Г. В. 128; 3. С. С. 74; 3. Л. С. 23; 2. № 9; 2).

      В последней песне сектанты так уверены в своей святости, что их хоть живыми бери на небо... Какое самовосхваление! Его можно объяснить только необыкновенной самонадеянностью сектантов, ибо кто из смертных, чувствуя всю виновность пред Богом, может сказать, что он «уже спасен», записан в книгу жизни вечной и даже знает уготованное ему на небе место, знает, что «скоро ему быть в небесах»!?

      В глубоком самообольщении относительно своей праведности сектанты поют в песне: «Жив Христос Спаситель мой», что они все спасутся:
            «Мы как члены за главой
            Все войдем в Его покой» (Д. П. 30;2-5).

      В то же время сектанты убеждены, что остальные люди, и особенно православные, все погибнут, почему и молятся о них в песне: «Ныне о мне мой Спаситель печется»:
            «В небе Отец мой, благой Промыслитель,
            Мне даст бесконечную радость вкусить,
            Он там меня ждет в святую обитель
            О еслиб я с вами туда мог вступить!
            За вас я молюсь, молюсь, я за вас!
                        Белая у меня есть там одежда,
                        Какой не видал человеческий глаз.
                        И в ней я предстану — моя в том надежда.
                        О еслиб в нее облекли также вас!
                        За вас я молюсь; молюсь я за вас!» 1). (С. Д. С. 250; Г. В. 83: С. С. 10).

      Словом, судя по песням сектантов, небо пока только для них открыто. Невольно приходит на память чудная притча Христа Спасителя о мытаре и фарисее и заключительные её слова: «всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18; 10-15). Последние слова как ясно говорят о том, что ждет возвышающих себя в молитвах сектантов, так и дают должную оценку их молитвенным песням. Могут ли они идти в сравнение с постоянно употребляемым в храме и дома православным людом 50 псалмом царя Давида: «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Своих изгладь беззакония мои» и далее... Замечательно, что ни в одном сборнике сектантских молитвенных песен нет переложения 50 псалма; правда, под № 14 «Собрания духовных стихотворений» есть заглавие: «псалмы 49 и 50» но из 50-го псалма там почти совсем нет покаянных слов царя Давида: смирение и покаяние, очевидно, чужды сектантам и во время их молитв. Не лучше ли вместо песен, где сектанты сами себя восхваляют и видят греховность других, повторять им чудную и глубочайшую по содержанию церковную молитву св. Ефрема Сирина, где так сильно, прекрасно и трогательно выражено истинно-христианское смирение: «Господи и Владыко живота моего... Ей Господи Царю, даруй ми зрели моя прегрешения и не осуждали брата моего, яко благословен еси во веки веков»!

 

IV.

 

      В сектантских молитвенных сборниках содержатся такие песни, где допущены намеренное искажение св. Писания, полное неверие и даже очевидные ереси.

      Так, напр., в песне: «Однажды ко Христу приходил Никодим» сектанты ложно приписывают Христу следующие слова:
            «И Он Никодиму с премудростью рек:
            Да будет от Духа рожден человек!
            Кто свыше не родится, Тот будет им судиться...
            Кто хочет наследовать царство Отца
            И там ликовать в торжестве без конца,
            Забыв все тревоги земные, как сон.
            Тот должен быть в сердце от Духа рожден» (С. Д. С. 190; 1 и 3)

      Можно думать, что эта песня позаимствована составителем сборника у молокан или духоборов, не признающих водного крещения и утверждающих, что креститься нужно «духовно», «вь сердце». Ведь, очевидно, сектанты хотели передать в этой песне беседу Христа с Никодимом, но совершенно извратили слова Христа, ибо Он не учил, что желающий войти в царство Божие должен быть рожден «в сердце» и только от Духа, а учил, что такой человек должен принять и водное крещение, должен родиться «от воды и Духа»; «Истинно, истинно, говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Иоан. 3; 5). Итак в приведенной песне очевидное извращение слов и учения Христа Спасителя о св. Крещении.

      В одной из песен сектанты поют:
            «Я памятник воздвиг себе нерукотворный
            Не сам воздвиг себя, но собран из частей (?)
            Поставлен силой я какой-то (!) животворной
            Над пропастью тьмы, заполненною ей» (Гус. 53, 1).

      В этих словах сектанты сами не знают, что говорят. По их словам, они созданы неведомою для них «какой-то» силой; неужели они не знают, что они созданы Богом? Затем, сектанты поют, что они созданы силою, заполнившею собою пропасть тьмы; а разве они не знают, что сила, «заполнившая пропасть тьмы», есть сила нечистая, сила темных злых духов, «которым приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2; 17), как и всем людям, «отделяющим себя от единства верны» «блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 13 и 19); истинные же христиане «не сыны ночи, ни тьмы» (1 Еф. 5; 5), а должны брань вести «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6; 2). Итак вот до чего допелись сектанты в своих молитвенных песнях: они не знают, кем сотворены, знают только, что поставлены «какой-то» силой, заполнившею пропасть тьмы!... Дальше договориться сектантам, кажется, уже нельзя.

      В песне «Разверзивши (?) свой недр земля» они поют:
            «Прими ты сей остаток днесь;
            Дай место в тихом прахе здесь
            Почить сокровищу от зла...
            В твоей ограде не могут
            Ни боль, ни скорбь, ни страх, ни иной
            Тревожить спящего покой.
                        Так спал (?!) Христос, Свой гроб пройдя
                        Благословил его в конец» (?) (Г. В. 192; 1 и 3 Д. П. 35; 1 и 3)

      Кроме безграмотности и бессмысленности в этой песне содержится и явная ересь, ибо Христос не спал в гробу своем, а, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» (1 Петр. 3; 18-19).

      В песне: «Когда, Христе, Ты смерть свою ученикам явил», которую сектанты употребляют при совершении «преломления», они, между прочим, поют:
            «И мы здесь кровь Твою, Христе,
            Пролитую за вас И плоть распяту на кресте
            Воспоминаем все!
            Благослови ж нам, о Христе!
            Сие вино и хлеб
            Вкусить, как Ты велел в Твое
            Воспоминание»! (С. Д. С. 79; 3. Г. В. 154; 3, Д. П. 83; 7).

      В другой подобной же песне они поют:
            «Я есмь овца Иисуса
            Он пастырь добрый мой
            Он в знак любви союза
            Пред смертию Своей
            Взял хлеб и преломляя,
            Ученикам давал
            Вином их напояя,
            В том смерть Свою являл. (Гус. 261; 3. 0. Д. С. 207; 3. Г. В. 138; 3. Д. П. 78; 3).

      В этих двух молитвенных сектантских песнях величайшая ересь. В самом деле, по смыслу этих песней, таинство св. Причащения установлено Христом только как «знак любви союза», для воспоминания о смерти Спасителя, но это грубо противоречит словам Христа: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26). Значит, принимаем мы Кровь Христа не для одного лишь воспоминания о смерти Его, но и для оставления грехов. Затем, как видно из приведенных мест рассматриваемых песен, сектанты не верят в то, что в таинстве св. Причащения христиане вкушают истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, а верят, что едят простой хлеб и пьют простое вино, ибо так и поют: «вином (а не Кровью) их (св. апостолов) напояя, в том смерть свою являл», или: «Благослови ж нам, о Христе, сие вино и хлеб (а не св. Кровь и св. Тело) вкусить, как Ты велел, в Твое воспоминанье». Это уже — величайшая ересь: Христос после молитвы и благословения преподал ученикам Своим не простые хлеб и вино, а пречистое Тело и Кровь, ибо Он прямо сказал: «сие есть Тело Мое», «сия есть Кровь Моя». Так и ученик Христов, св. ап. Павел учит: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой (а не вина)? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова (а не простого хлеба) (1 Кор. 10; 16. 11; 23-26)? Посему кто будет есть хлеб сей или нить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем, оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает» (1 Кор. 11; 27-30). Впрочем, действительно, у сектантов, не имеющих законно рукоположенных епископами пастырей, «домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4; 1. Еф. 4; 12), не может быть в их преломлении Тела и Крови Христовой; там они, действительно, употребляют простую пищу — хлеб и вино, но «царствие Божие не пища и питие» (Рим. 14; 17), «пища для чрева и чрево для пищи» (1 Кор. 6; 13), «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8; 8); не приближает, следовательно, к Нему и сектантское преломление, Во всяком случае, как бы сектанты ни смотрели на таинство св. Причащения, в двух приведенных молитвенных их песнях содержится вполне еретическое учение,

      В песне: «Приидите смотрите, какую кончину» сектанты поют:
            «Кто зло и греховность в себе обличает,
            Тому путь к спасенью сам Бог отверзает;
            Кто собственной силой не ищет спасенья,
            Тому жертва Агнца дает исцеленье
» (Гус. 192; 3. С. Д. С. 68; 3. Г. В. 101; 3. Пр. Хр. 43; 3. Д. П. 52; 3).

      В последних словах рассматриваемой песни опять величайшая ересь, противоречащая всему христианскому учению. Христос и св. апостолы непрестанно зовут нас к христианской деятельности, к исканию царства Божия: «ищите же прежде царствия Божия» (Мф. 7; 7), учит Спаситель; «просите, говорит Он, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», ибо «царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф. 7; 7-8 и 11; 12). Так учил Своих учеников Божественный Учитель, но лжеучители своих учеников учат иначе (на то они и лжеучители): «кто собственной силой не ищет спасенья, тому жертва Агнца дает исцеленье»! Значит, исцелено, конечно, грехов дается тому, кто ничего не делает для этого, или как прямо и поют сектанты, «кто собственной силой не ищет спасенья»! Тогда легче всего спастись тем, кто ничего для своего спасения не предпринимает, а живет, как ему хочется. Вот до какой нелепости дошли секты в своих молитвенных песнях! Но разве в слепом ожесточении они понимают, что поют?

      Итак, рассмотрев все сборники сектантских молитвенных песнопений, на основании их содержания, мы должны прийти к тому непреложному выводу, что, за исключением очень небольшого числа стихотворений, действительно принадлежащих русским писателям, огромное большинство безграмотно составленных молитвенных сектантских песен полны противоречий и бессмыслиц, фарисейской гордости и самомнения, заключают в себе даже величайшие ереси, и потому должны быть отвергнуты всяким христианином, как вредные для его души, ибо, молясь этими песнями, люди не прославляют, а оскорбляют Бога.

М. Кальнев.

 

 

НАЧАЛО


На страницу раздела

На главную страницу www.BibleApologet.narod.ru
   

Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz